Материально-техническое обеспечение

ЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ

Для эффективного построения учебно-тренировочного процесса в системе многолетней подготовки волейболистов необходимо определен­ное материально-техническое оснащение процесса подготовки.

Материально-технические средства по целевому назначению мож­но разделить на три группы:

— демонстрационная аппаратура;

— регистрационная аппаратура;

— оборудование, инвентарь, тренажеры.

Демонстрационная аппаратура — это кинопроектор, макеты, ви­деомагнитофон, плакаты (для изучения рациональной техники и так­тики, для зрительного анализа и восприятия собственных действий).

Регистрационная аппаратура — это секундомеры, прыгомеры, ра­дио-телеметрические приборы, фотофинишная установка для измере­ния сдвигов в развитии навыков, качеств, функционального состоя­нии и др. Использование технических средств срочной информации дает весьма ощутимый эффект в ускорении процесса обучения и совершен­ствования.

Оборудование включает стойки волейбольные; сетку и антенны; дос­ку — демонстрационное (табло) и измеритель высоты сетки; вышку судейскую: стенку гимнастическую и др. Игры проводятся в залах, дворцах спорта, на открытых площадках. Крытые сооружения должны иметь де­ревянное или синтетическое покрытие с высотой свободного про­странства над игровым полем не ниже 9-12,5 м.

Инвентарь — это гантели весом 1,2,3,5,8 кг; маты гимнастические;

подкидные доски; набивные мячи; скакалка; мячи теннисные, баскет­больные, футбольные, волейбольные; пояса с отягощением, скамейки гимнастические; штанга; резиновые амортизаторы; набор снарядов для развития прыгучести (тумбы разновысокие, рама наклонная с подвес­ными мячами и др).

Применение тренажеров позволяет значительно расширить круг средств специальной физической, технической и тактической подго­товки спортсменов.

Практика применения тренажерных устройств говорит о том, что к

числу наиболее эффективных обучающих устройств относятся те, кото­рые создают и моделируют условия, близкие к соревновательной дея­тельности спортсмена, обладают высокой надежностью и безотказнос­тью в работе, обеспечивают получение информации о результатах своих действий, позволяют широко использовать индивидуальную, поточную, круговую форму организации занятий и дают возможность комплекс­ного развития отдельных видов подготовки. Так, тренажерные устрой­ства помогают овладеть отдельными фазами ударного движения (при нападающем ударе, подаче), другие способствуют объединению отдель­ных частей приема в целостный двигательный акт.

На стадии совершенствования технических приемов обучающие ус­тройства (тренажеры) применяют для индивидуализированной трени­ровки с учетом индивидуальных особенностей и избранной игровой функции.

Тренажерные устройства и тренировочные приспособления незаме­нимы при развитии физических качеств в единстве с совершенствова­нием техники.

Большие перспективы открываются для применения обучающих ус­тройств в процессе тактической подготовки.

По своей целевой направленности тренажеры и различные устрой­ства можно разделить на следующие виды:

1. Тренажеры для обучения технике игры и ее совершенствования.

2. Тренажеры для тактической подготовки.

3. Тренажеры для развития специальных физических качеств (в даль­нейшем в единстве с совершенствованием техники игры).

4. Тренажеры для оценки уровня подготовленности.

Тренажеры для обучения и совершенствования техники

Приема и передач мяча

Подвесные мячи (рис. 47) очень разнообразны и просты в изготовле­нии. Помогают новичкам определить точку соприкосновения рук с мя­чом при передаче сверху, при приеме снизу и, особенно, при приеме мяча с падением и передаче в прыжке.

Для совершенствования качества приема мяча и выработки умения выполнять скоростные передачи применяется специальное устройство для подвесных мячей. Оно помогает несколько стабилизировать траек­торию полета, а также избежать частых падений мяча. В специальных кронштейнах на высоте 1 м от пола вмонтированы стержни, которые расположены на расстоянии 50-60 см от стены. На стержне свободно «ходят» кольца, к которым при помощи бечевки подвешены мячи. Вы­сота подвески мячей от пола регулируется в зависимости от роста зани­мающихся. На стержне можно одновременно расположить 2-3 мяча.

Другой вариант использования подвесных мячей представлен на рис. Вдоль шнура или троса на расстоянии 1,5-2 м друг от друга подвешива-

материально-техническое обеспечение - student2.ru

Рис. 47. Подвесные мячи

материально-техническое обеспечение - student2.ru

материально-техническое обеспечение - student2.ru

материально-техническое обеспечение - student2.ru

Подвесные мячи у волейбольной сетки

материально-техническое обеспечение - student2.ru

материально-техническое обеспечение - student2.ru


материально-техническое обеспечение - student2.ru

Выполнение приемов с использованием подвесных мячей

ются 4-5 волейбольных мячей. Концы троса под некоторым углом (для разного положения мячей от пола) прикрепляются к растяжкам волей­больных сеток.

Тренажер позволит вести процесс обучения и совершенствования передачи сверху двумя руками на месте, после перемещения, в паде­нии с перекатом на спину, прием снизу одной и двумя руками на месте, в выпаде, падении на грудь и бедро.

Падающий мяч (рис. 48). На одном конце металлической трубки кре­пится мяч, на другом — резина от эспандера. Волейболист направляет мяч передачей сверху или снизу вперед-вверх. Резина, растянувшись, сокращается и возвращает мяч обратно. На этом снаряде можно разучи­вать все способы передач: сверху, снизу, в падении, со сменой мест в парах, шеренгах, колоннах и т.д. Снаряд легко устанавливается и после занятий быстро убирается из зала или с площадки.

Ребристый щит (рис. 49). Состоит из металлической рамы и прикреп­ленных к ней досок. От щита мяч отскакивает в самых различных на­правлениях. Только волейболист с незаурядной реакцией в состоянии принять такой мяч. Это приспособление весьма полезно не только для развития быстроты реакции, ловкости, подвижности, но и для совер­шенствования техники приема мяча.

Обруч на шесте. Имеет много разновидностей и способов изготовле­ния, Наиболее простой представлен на рис. 50. Он устанавливается около

материально-техническое обеспечение - student2.ru

материально-техническое обеспечение - student2.ru

Рис. 48. Падающий мяч

материально-техническое обеспечение - student2.ru

материально-техническое обеспечение - student2.ru

Рис. 49. Ребристый щит

сетки и служит для совершенствования и контроля передачи сверху руками и приема мяча. Модифицированный вариант данного трена­жера представлен на рис. 51. Тренажер имеет возможность поворота обруча и перемещения его от сетки к сетке. Высота обруча над сеткой также может изменяться, и за счет этого на тренажере можно отраба­тывать различные траектории полета мяча после выполнения передач и приема мяча.

Обруч на сетке (рис 52). Назначение тренажера то же, что и преды­дущих, только обручи вешаются на сетку и отрабатываются передачи

материально-техническое обеспечение - student2.ru

Рис. 50. Обруч на шестерис. 51. Переносное кольцо

материально-техническое обеспечение - student2.ru

Рис. 52. Обруч на сетке

мяча сверху двумя руками из различных исходных положений на месте и после перемещений.

Подвесные кольца (рис. 53). Две трубы свариваются под прямым уг­лом. К горизонтальной и вертикальной трубе привариваются по два кольца различного диаметра. Тренажер закрепляется в станину, высота регулируется зажимами и позволяет обучать и совершенствовать точ­ность передач из различных исходных положений.

Подвижные подвесные кольца (рис. 54). К вертикальной трубе типа волейбольной стойки монтируются два кольца диаметром 45 см так, чтобы их можно было повернуть в горизонтальной и вертикальной плос­костях. Высота колец регулируется, что дает возможность совершен­ствовать передачи мяча.

материально-техническое обеспечение - student2.ru

Рис. 53. Подвесные кольца

материально-техническое обеспечение - student2.ru

Рис. 54. Подвижные подвесные кольца

Наши рекомендации