Глава 9. материально-техническое
ОБЕСПЕЧЕНИЕЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ................................................... 323
Глава 10. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ..................351
Приложение.........................................................................................….........……....357
Предисловие
В основу настоящего издания учебника положены материалы, прошедшие апробацию временем и практикой преподавания теории и методики волейбола.
Текст при подготовке к изданию переработан и дополнен (по сравнению с предыдущими изданиями) в соответствии с новым учебным планом и программой высших учебных заведений физической культуры с учетом научных и опытных данных, появившихся в последние годы. При изложении материала учитывалась необходимость широкого представления дифференцированных фактов, результатов наблюдений. Широко использованы работы известных отечественных специалистов.
Авторский коллектив искренне заинтересован в деловых критических замечаниях и в положениях в надежде на то, что деловая критика поможет в дальнейшей работе повысить качество учебника.
В создании учебника приняли участие ведущие специалисты волейбола России. Отдельные разделы и подразделы написали (по алфавиту):
научный сотрудник РГАФК А.А.Беляев (подраздел 6.3.3); засл. работник физической культуры, к.п.н., проф. А.В.Беляев (разделы 3.1-3.4; 5.1-5.3; 5.5; 5.6; 5.8-5.10; 6.1-6.4; 7.1; 7.3; 7.4; глава 8); д.п.н., проф. Ю.Д.Железняк (главы 1 и 4; 5.7; глава 10); засл. тренер СССР и России Н.В.Карполь (3.7); засл. тренер СССР, к.п.н., проф. Ю.Н.Клещев (5.6; 6.3.1-6.3.4; 6.4); д.п.н., проф. В.В.Костюков (7.2); к.п.н., профессор В.Г.Кувшинников (глава 9); д.п.н., проф. А.В.Родионов (5.4); к.п.н., доцент М.В.Савин (глава 2, 3.5); д.п.н., проф. О.П.Топышев (3.5; 3.6); засл. тренер СССР и России Ю.П.Фураев (3.7).
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ
Требования к специалисту по волейболу
Основу эффективности деятельности специалиста физической культуры и спорта - преподавателя, тренера по виду спорта - составляет высокий профессионализм, в котором в системном единстве выступают высший уровень знаний и умений, сознание и психика человека «Профессионал - это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение (профессионал - это специалист на своем месте), стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе»'.
Деятельность тренера по виду спорта предъявляет к человеку ряд профессиональных требований, степень соответствия которым предопределяет уровень профессионализма. Следует отметить, что выдающийся спортсмен не обязательно станет выдающимся тренером если займется тренерской деятельностью.
Для спортсмена свои закономерности высочайшего профессионализма, для тренера - свои. В равной степени это можно отнести и к профессии преподавателя физической культуры, где есть своя специфика. Не всякий даже очень хороший тренер по отдельному виду спорта может так же успешно работать преподавателем физической культуры например в учебном заведении. И наоборот, не всегда хороший преподаватель физической культуры, например, вуза или школы, сможет успешно работать тренером в отдельном виде спорта.
Центральное место в учебном плане подготовки специалиста занимают профилирующие дисциплины, от качества освоения которых существенно зависит становление профессионализма на этом этапе. Здесь важное значение имеет система объединения этих дисциплин с ориентацией на целостную профессиональную деятельность как отдельная дисциплина должна выступать в качестве средства достижения этой цели Цикл спортивно-педагогических дисциплин направлен на то чтобы вооружить студентов знаниями, умениями и навыками базовых средств физического воспитания и спорта в сочетании с теоретическими дисциплинами и в контексте будущей целостной профессиональной деятельности. Все виды практик, имеющих место на всем протяжении обучения в вузе, выступают как интегрирующий фактор полученных по отдельным дисциплинам специальных знаний, умений и навыков.
' А.К.Маркова. Психологая профессионализма. М.,1996, с.48.
Сфера приложения труда специалиста с высшим физкультурным образованием по волейболу имеет широкий диапазон: общеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения, детско-юношеские спортивные школы, училища олимпийского резерва, различные спортивные клубы, команды высших разрядов.
Специалист должен знать основы дисциплин учебного плана фундаментальной и специальной направленности, программные и директивные документы в области физической культуры и спорта, содержание программ и учебников, организацию спортивной работы на уровне массового спорта, подготовки спортивных резервов, спорта высших достижений.
Назначение специалиста и квалификационные требования определяют структуру его деятельности. Выделяют следующие компоненты структуры деятельности педагога-тренера': проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический, двигательный.
Проектировочный компонент включает умение тренера по построению многолетней подготовки волейболистов на уровне команд высших разрядов, спортивных резервов; структуры тренировки: годичного цикла, средних циклов, микроциклов, тренировочных занятий, тренировочных заданий, тренировочных и соревновательных нагрузок; планирование работы в сфере массового волейбола.
Для спортсменов — это умения планировать место для утренней гимнастики и самостоятельных занятий по развитию физических качеств и совершенствованию техники, по осуществлению самоконтроля.
Конструктивный компонент включает умение тренера вооружить занимающихся знаниями в области волейбола в более широком «физкультурно-спортивном» плане; умениями строить режим труда, учебы, питания, сна, отдыха и т.д. Для спортсменов — это умение принимать решение в процессе тренировочных занятий и в игре, определять содержание самостоятельных занятий, по режиму дня.
Организаторский компонент включает умения тренера организовать успешную реализацию деятельности по выполнению запрограммированных мероприятий по всем основным позициям (тренировочная деятельность и участие в соревнованиях, обеспечение выполнения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач и т.д.). Сюда входит также умение спортсменов организовать свои действия по реализации запланированных мероприятий.
Коммуникативный компонент предполагает наличие у тренера умений устанавливать отношения со спортсменами, работниками различных категорий, родителями юных спортсменов, общественными орга-
' АА.Деркач, А.А.Исаев Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981, с. 47-50.
8 низациями — по успешному решению профессионально значимых вопросов. Взаимопонимание спортсменов способствует более эффективной тренировочной и соревновательной деятельности, установлению благоприятного микроклимата в коллективе.
Гностический компонент предполагает глубокие знания тренера в области волейбола, теории и методики построения тренировки волейболистов различного уровня мастерства и различного возраста; умение использовать в свой работе данные литературы и научных исследований, передового опыта, изучать и анализировать собственный опыт работы. Для спортсменов — это овладение знаниями в области волейбола, средств и методов тренировки, умениями анализировать действия спортсменов и свои собственные.
Двигательный компонент предполагает достойный уровень владения практическими навыками игры в волейбол (арсенал технико-тактических действий, общая и специальная физическая подготовка).
Названные компоненты структуры деятельности тренера и спортсмена тесно взаимосвязаны, только системное их единство может привести к высоким результатам профессиональной деятельности.