В сознании значительной части молодежи падает социальная ценность труда, престижа ряда профессий, важных для общества и для развития творческого потенциала личности

Социологические исследования фиксируют предпочтения молодых людей хорошо оплачиваемой работе перед трудом содержательным.

Такая трудовая мотивация обусловлена не только дестабилизацией производственного процесса, основанного на совершенных технологиях, но и снижением жизненного уровня молодых людей.

Материальное положение молодых россиян сегодня не всегда зависит от результатов труда, уровня образования и квалификации. Значительная часть молодежи не считает получаемую зарплату справедливой. В условиях реструктуризации, сокращения объемов производства сузились возможности трудовой самореализации молодежи, ограничена сфера использования квалификационного труда и, как следствие этого, – половина молодых людей, работающих не по специальности.[35]

Важнейшая молодежная проблема сегодня – невостребованность трудового потенциала современного молодого поколения. На рубеже двух столетий каждый третий безработный в России – молодой человек в возрасте до 30 лет. Несмотря на некоторую стабилизацию молодежной безработицы в последние пять лет, она остается значительным фактором исключения большой группы молодых людей из трудового процесса, из активного их соучастия в преобразовании экономики. Если в экономически развитых странах проблема труда наиболее остро встает для низкоквалифицированных работников, то в России с нею сталкиваются образованные, дипломированные молодые специалисты.

Социальные последствия процессов, происходящих в сфере занятости молодежи таковы, что большое количество молодых людей оказались в кардинально изменившемся в худшую сторону материальном и статусном положении. Незанятость в сфере трудовых отношений ведет к утрате интеллектуального и снижению профессионального потенциала молодых людей, способствует снижению творческой, духовно–нравственной ценности труда, его значения как фактора совместной деятельности. Безработица молодежи – социально–психологическая основа девиантного поведения – преступности, алкоголизма, наркомании, многоликих проявлений конфликтности в молодежной среде, противостояние интересов молодежи и правящей элиты.

На способы жизнедеятельности молодого поколения, его ценностные ориентации в трансформирующемся обществе активно влияет своеобразие социокультурного развития современной России. В духовной сфере общества осуществляется процесс плюрализации и сосуществования разнообразных, неоднозначных и нередко противостоящих ценностных систем. По данным различных исследований, значительная часть молодых людей с трудом осваивает такие ценности как «демократия», «рыночная экономика», «частная собственность» и т.п. Пока эти ценности не приняты многими молодыми людьми, различного рода индифферентными молодежными группировками из–за серьезных деформаций в осуществлении экономических и политических реформ, из–за недооценки роли молодежи в становлении гражданского общества, развития самоуправления в самой молодежной среде.

Когда «размыты» правовые и нравственные нормы, отсутствует система ориентиров, определяющих мотивы поведения и деятельности молодых людей, когда в социализации молодежи доминирует стихийность, ценностные ориентации формирующейся личности эклектичны и противоречивы. Для молодых людей характерно отсутствие четко выраженной самоидентификации, наличие поведенческих стереотипов, обусловленных деперсонализацией установок. В созерцательном отношении части молодых людей к многочисленным проблемам общества, в правовом нигилизме, в контркультурной направленности молодежного досуга просматривается позиция нейтрализма и самоотчужденности различных социально–возрастных категорий молодого поколения. Позиция «стороннего наблюдателя» – свидетельство духовно–нравственной маргинализации личности молодого человека.

Молодежь в российском обществе.

В современном российском обществе наряду с традиционными формами культурной жизни сложилось вполне определенная молодёжная субкультура. Различные социально–возрастные группы молодёжи, являясь субъектами молодёжной культуры, характеризуются системой групповых норм и ценностей, общностью стиля жизни и образцов поведения. Часть из них является общей для всей молодёжной субкультуры, часть же специфична для отдельных молодёжных групп – учащейся, работающей молодёжи, безработных, молодых бизнесменов и т.п. Эта специфика обусловлена особенностями возрастных этапов формирования личности молодого человека, его социальным статусом, определённым сочетанием ценностей и поведенческих стереотипов, образующих в своей совокупности относительно устойчивый и динамичный социокультурный комплекс личностных свойств.

Под воздействием системного кризиса российского социума, криминализации социальной среды и роста бездуховности молодёжи активизируются негативные процессы в молодёжной субкультуре. Радикально–деструктивные, анархо–нигилистические субкультуры («гопники», «скинхеды», и д.р.) являются основой экстремизма, агрессивных проявлений национализма. Исследователи проблем молодежной субкультуры, анализируя многообразие форм молодёжных субкультур, отмечают основные черты, свойственные в целом культуре молодого поколения современной России: преимущественно рекреативная направленность, «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Приоритет потребительских ориентаций над креативными, слабая индивидуализированность и избирательность, отсутствие этнокультурной самоидентификации. Отсутствие у русской молодёжи этнокультурной идентификации приводит, с одной стороны, к более лёгкому проникновению в молодёжное сознание вестернизованных ценностей, с другой, – к проявлениям национализма.[36]

Важнейшим социальным институтом, определяющим самоопределение молодежи, активно влияющим на развитие ее социальной активности в трансформирующемся обществе является система образования. Переход России к принципиально иной системе общественных отношений еще в большей степени обострил прежние и породил многие новые проблемы в образовании. Ориентация на диверсификацию общего и профессионального образования в условиях кардинального изменения во всех сферах общественной жизни безусловно отвечает потребностям социокультурного развития общества. Однако появление многообразных типов учебных заведений, поиск более эффективных методов общеобразовательной и профессиональной подготовки молодого поколения, как правило, ограничивается созданием элитарных школ и вузов и принижением роли общедоступных массовых форм образования.

Известно, что образование в современной России включает ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, среднее профессиональное, высшее профессиональное образование. Парадоксально, но факт, что в соответствии с новой Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году (ст. 43), обязательным является лишь «основное общее», то есть неполное среднее образование. Полное среднее образование сегодня становится своеобразной привилегией лишь части юношества. В этой связи появилась, может быть, самая болевая проблема молодежи – выпадение значительной ее части из образовательных структур. Суть этой проблемы в том, что руководители школ широко пользуются правом не брать слабых и «трудных» учащихся в 10–11 классы. Последние, оставшись вне школы, не могут устроиться на производство, в профессионально–технические училища, многие из которых перестали функционировать. Ежегодно по этой причине тысячи подростков и юношей остаются за бортом и становятся резервом различных криминальных группировок. Процесс коммерциализации профессионального образования порождает социальное неравенство уже в юношеском возрасте, лишая значительную часть молодежи доступа к высшему образованию.

Иными словами, истоки углубления социальной дифференциации молодежи – в социальной ориентации нынешней российской системы образования. Необходимо учитывать то, что в жизненных ориентирах работающей, учащейся молодежи ценность образования продолжает оставаться высокой. Исследования, проведенные среди молодежи различных регионов России, в том числе и Центрального Черноземья, дают основания сделать вывод о том, что ценности высшего образования молодыми людьми связываются, во–первых, с возможностями саморазвития личности, во–вторых, с необходимостью получить высокую общенаучную и профессиональную подготовку и, в–третьих, с реализацией образовательного потенциала в процессе своей трудовой карьеры.[37] Гуманистическая направленность, ориентация российского образования на формирование профессионально, духовно и нравственно зрелой личности – важнейшее условие становления цивилизованных рыночных отношений, подлинной демократизации всех сфер общественной жизни.

Современная российская молодежь обеспокоена многообразными проблемами трансформирующегося общества. Более всего молодых людей волнует неспособность государственных органов власти защитить права и свободы личности, экономическая политика российского государства, проблемы экологии, и вероятность свертывания процесса демократизации. Неприятие значительной частью молодежи проводимой политики государства – это свидетельство не аполитичности и ее антиреформаторских настроений, а критической оценки избранного российским руководством варианта реформ, его социальных последствий, негативно отражающихся прежде всего на социально–экономическом положении молодежи, ее духовном развитии.

Неоднозначное отношение молодых людей к политике властных структур, недоверие к ним и политическим партиям обусловлены не только юношеским максимализмом, неумением разобраться в механизмах государственной политики, отсутствием четких политических ориентиров. Отчужденное отношение молодежи к институтам власти и политическим партиям детерминировано недооценкой ими роли молодежи как субъекта политической деятельности, «выключением» ее из властных структур, подходом к молодежи лишь как к потенциальному электорату. Дистанцирование молодежи от политики связано с тем, что политические институты не отражают все многообразие интересов различных категорий молодежи. Вот почему значительное число молодых людей не удовлетворено федеральной молодежной политикой. За годы реформирования в результате непродуманной молодежной политики государства в молодежной среде произошло отторжение от гуманистических культурно–исторических ценностей.

В условиях партийно–политического плюрализма большинство молодежи дистанцируется от политических партий. У значительной части молодежи нет увлеченности какими–либо социальными движениями и различными общественными объединениями. Обращает на себя внимание слабая информированность молодежи о различных молодежных организациях и объединениях, их задачах и программах деятельности.

Вместе с тем нельзя не заметить, что ряд партий и движений экстремистской направленности активно вовлекают в свои ряды люмпенизированную и националистически настроенную молодежь, используя ее в качестве «боевиков» и участников различных экстремистских акций.

В условиях смены социально–экономических и общественно–политических ориентиров развития российского общества актуализируется проблема взаимодействия и преемственности поколений. На начальном этапе формирования рыночных отношений была предпринята попытка «списать» все ошибки, просчеты в проведении экономических и политических реформ на счет старших поколений, страдающих «совковостью», невосприимчивостью к реформаторским инновациям, догматизмом мышления и т.п.

Политика, направленная на разлом, противопоставление старшего и молодого поколения, была обречена на провал. Сегодня становится все более очевидным, что равно опасны как бездумное восхваление прошлого, так и огульное его отрицание, как неоправданное восхищение нынешним поколением, так и неспособность за различными инновациями в молодежной среде видеть ориентацию некоторых молодых людей на ложные, антигуманистические ценности, на стремление дистанцироваться от общественных проблем под прикрытием развития своей творческой индивидуальности.

Новая ситуация, обусловленная процессом социальной трансформации, нерешенность многих социальных и политических проблем (безработица, охрана прав личности, демократизация общества, социальная незащищенность малообеспеченных категорий населения и т.п.), совместная деятельность старшего и молодого поколения по совершенствованию социально–экономических отношений, демократизация российского общества объединяет «отцов» и «детей», способствует диалогу в их взаимоотношениях, преодолению «разлома» поколений, порожденного зигзагами реформирования в 1990–е годы. В этой связи есть объективная потребность в особой гибкости, взаимной терпимости, умении сохранять связь времен, не отвергая прошлого как слишком старого, но и не пренебрегая новым как недостойным. Иначе разрыв и конфликт между поколениями становится неизбежным.

Современная российская молодежь дифференцирована не только по возрастам, но и по социальным группам, существенно отличающимся по своим интересам и жизненным позициям. В молодежном сознании просматривается нарастание мировоззренческого плюрализма.

У различных социальных групп молодежи сформировался широкий спектр нередко совершенно полярных и противоречивых взглядов на переходные процессы, происходящие в российском обществе. Молодежное сознание, как массовое, так и индивидуальное, мозаично, оно напоминает лоскутное одеяло, сшитое из кусочков тканей разных идей, взглядов, ориентаций и социальных позиций.

Социальные трансформации российского общества в последние два десятилетия активизировали парадоксальность, юношеский максимализм, неспособность отличать подлинный коллективизм от конформизма, индивидуализм от индивидуальности. Все эти и многие другие факторы порождают не только парадоксальность сознания молодого человека, но и непредсказуемые действия различных молодежных объединений, социально–возрастных групп, ориентирующихся на противоположные, альтернативные ценности.

Демократизация общества и переход к рыночным отношениям создают необходимые предпосылки для обретения молодежью свободы как необходимого условия ее плодотворной деятельности, самоутверждения каждого молодого человека. Перемены в лучшую сторону пока еще мало заметны и не всегда осознаются молодыми людьми из–за экономической нестабильности и резко обострившихся материально–бытовых проблем.

«Общество – молодежи, молодежь – обществу» – на такой основе должна строиться взаимная ответственность между ними. Молодежь – это понятие не только демографическое, но и экономическое, социальное, политическое и духовно–нравственное. Ставка российского государства на молодежь как активный субъект общественных преобразований предполагает целенаправленную работу по развитию ее созидательной, конструктивной активности.

В условиях социальной трансформации необходимо иметь целостную концепцию государственной молодежной политики, определяющую принципы взаимодействия общества и молодежи, формы и методы воздействия на сознание молодого поколения, на формирование личности молодого человека–созидателя.

Научно обоснованная молодежная политика должна быть направлена на социальное и духовное развитие различных категорий молодежи, на формирование у молодых людей потребностей и способностей активно участвовать в реформировании российского общества. Важно, чтобы одним из приоритетов молодежной политики являлось создание новой системы воспитания творчески деятельной, социальной, духовно и нравственно зрелой личности молодого человека.

Нынешнее молодое поколение россиян вступило в жизнь в условиях парадоксальных структурных трансформаций. Молодежь – часть российского общества. Как социальная демографическая группа она представляет собой совокупность групп молодых людей разного возраста, пола, социального положения. Она занимает особое положение в социальном пространстве общества. Существующие проблемы являются общими для всех, в том числе и для молодежи. Это означает, что исследования молодежи как социально–демографической группы, требует комплексного, системного подхода в контексте трансформирующегося общества.

Контрольные вопросы:

Наши рекомендации