Что изучает социология молодежи?

Дайте определение понятию «социально–демографическая группа».

3. Раскройте содержание понятия «молодежь» с точки зрения социологии.

Объясните особенности социализации молодежи в трансформирующемся обществе.

Проанализируйте основные причины социальной дифференциации молодежи современной России.

Что означает парадоксальность молодого человека?

Назовите причины «разлома» во взаимоотношениях старшего и молодого поколения на начальном этапе перехода к рыночным отношениям (1990–е годы).

Каковы основные причины отчужденного отношения молодежных групп к властным структурам?

Проблемные задания:

Какая из приведенных ниже точек зрения наиболее полно характеризует молодежь?

А) молодежь – органическая часть общества. Все, что происходит с молодежью, – результат воздействия со стороны общества;

Б) Молодежь – часть социума, она обладает биосоциальными признаками. Является не только объектом воздействия со стороны общества. Она – социально–демографическая группа, способная по мере своего взросления активно участвовать в социально–политических процессах, активно влиять на их развитие:

В) Молодежь – специфическая возрастная группа. Все проблемы молодежи – проблемы возраста. Молодежь – своего рода «возрастной класс».

2. Молодежный возраст – важный этап жизненного пути человека. В этот период происходят важные события в жизни молодого человека: получение образования, выбор профессии, … (продолжите этот перечень).

Процесс социализации индивида, формирования личности молодого человека – многогранный и многомерный; какое из приведенных ниже суждений характеризует его наиболее полно?

А) индивид, социализирующийся в процессе активной самостоятельной деятельности;

Б) только семья способна сформировать личность молодого человека;

В) общество, семья социализируют индивида, однако молодой человек должен сам проявлять активность в различных видах жизнедеятельности.

Человеком рождаются. Личностью становятся». Насколько такой вывод соответствует жизненным реалиям?

А) это действительно так;

Б) человек рождается личностью;

В) молодой человек – индивид становится личностью, активным субъектом жизнедеятельности в процессе социализации по мере своего взросления.

Древнегреческий философ Сократ так характеризовал молодых современников: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят с взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Каково ваше отношение к этому высказыванию Сократа?

Американский писатель Марк Твен, вспоминая о своей молодости, писал: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я еле его переносил, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел». Что стоит за этим высказыванием? Кто именно поумнел за прошедшие годы?

7. Среди молодых бытуют различные суждения о старшем поколении. Каково ваше отношение к этим суждениям? Прокомментируйте те, которые отражают вашу позицию:

А) во всех бедах, постигших страну, виновато старшее поколение;

Б) старшее поколение заслуживает уважения за создание материальных и духовных ценностей, которыми мы пользуемся;

В) люди старшего поколения склонны не доверять молодежи в больших и малых делах;

Г) склонность старших к назидательности, их разговоры о своем жизненном опыте не прибавляют им авторитета в глазах молодых;

Д) люди старшего возраста склонны абсолютизировать свои достоинства, недооценивать молодых;

Е) старшее поколение представлено разными людьми и оценивать их надо индивидуально.

Существуют различные суждения о нынешнем молодом поколении. Какова ваша позиция?

А) мое поколение – носитель новых идей, начинаний, оно придерживается общечеловеческих принципов жизни;

Б) мои сверстники – поколение без идеалов и целей, «потерянное» поколение;

В) большинство молодых в нашей стране заняты только собой, своими проблемами и им нет дела до других;

Г) у моего поколения нет сил и желания что–либо делать;

Д) мое поколение переполнено энергией, оно активно участвует в решении актуальных проблем российского общества.

Современная молодежь выбирает пепси» – звучит с телеэкранов и рекламных щитов. А вы что об этом думаете?

А) это просто рекламный трюк, рассчитанный на психологию молодежной среды;

Б) за этим стоит стремление увести молодых людей от решения социально значимых проблем;

В) подобные лозунги оскорбляют достоинство молодых людей, обезличивают их, ориентируют на узость потребностей и интересов;

Г) молодые люди сегодня разные, не все выбирают пепси, многие из них возмущены таким представлением об одномерности российской молодежи.

Исследователи проблем российской молодежи правомерно считают, что одним из приоритетов молодежной государственной политики должно стать создание научно обоснованной системы воспитания творчески деятельной, социально, духовно и нравственно зрелой личности.

Подумайте над тем, что необходимо сделать, чтобы замысел был реализован на практике? Подумайте над этим и внесите свою лепту в определении основных направлений и основополагающих принципов молодежной политики в обществе риска.

Литература:

Наши рекомендации