Социальный статус и социальное взаимодействие

Для анализа степени включенности индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Социальный статус — соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду призна­ков, характерных для данной системы, и предполагающее определенные права и обязанности.

Человек может иметь несколько статусов, но, как правило, только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется глав­ным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обуслов­лен должностью (директор, профессор). Социальный статус отражается во внешнем поведении и облике и во внутренней позиции.

Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус навязан обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения, семья и т. д.). Приобретен­ный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.

Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус — существенные и относительно устой­чивые характеристики человека (пол, возраст). Профессионально-долж­ностной статус — базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса.

Социальная роль — стереотипная модель поведения человека, задан­ная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений; поведение человека, ожидаемое со стороны общества. Роль определяется: социальным статусом индивида, выполняемой функцией в системе социальных отношений, ожиданиями окружающих. Социаль­ная роль состоит из ролевого ожидания и исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институгпюнализированными — свя­занными с устойчивыми формами организации социальной жизни, на­пример институтом брака (роль мужа, отца, жены, матери), — и спон­танными — возникающими в рамках актуально складывающихся нефор­мальных обстоятельств совместной деятельности и общения.

Социальное взаимодействие — процесс непосредственного или опо­средованного воздействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, в котором между взаимодействующими сторонами существует цикличе­ская причинная зависимость. Социальное взаимодействие имеет две сто­роны: объективную и субъективную. Объективная сторона — содержание

и характер взаимодействия между людьми. Субъективная сторона — это сознательное отношение участников взаимодействия друг к другу.

Элементы социального взаимодействия:

— индивид или социальные группы, совершающие определенные действия;

— изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий;

— влияние перемен на других индивидов данной социальной об­щности или общества;

Джордж Хоманс (1910—1989) определяет социальное взаимодей­ствие как обмен материальными и нематериальными ценностями. При этом уровень и качество обмена задают меру стабильности социальных связей и отношений. Толкотт Парсонс (1902—1979) рассматривает со­циальную систему как созданную взаимодействием индивидов, каждый из которых одновременно и деятель, преследующий собственные цели, и объект ориентации для других деятелей. По мнению Пипшрима Соро­кина (1889—1968), социальное взаимодействие — это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом кото­рого является возникновение культуры.

Еще одним научным направлением в исследовании социально­го взаимодействия является символический интеракционизм (от англ. шйгаспоп — взаимодействие). Джордж Мид (1863—1931), заложивший основы теории символического интеракционизма, утверждал, что во вза­имодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его интерпретация — другими словами, то, как это действие воспринимает­ся, какой смысл ему придается. Люди, как правило, не реагируют авто­матически на внешние воздействия, сначала они пытаются разгадать их символическое значение. Одинаковая интерпретация действий-символов способствует успеху взаимодействия.

Социальные отношения — отношения между социальными субъек­тами, складывающиеся в исторически определенных общественных фор­мах, в конкретных условиях места и времени. Социальные отношения направлены на достижение справедливости в распределении жизненных благ, формирование условий становления и развития личности, удовле­творения материальных, социальных и духовных потребностей. Разли­чают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения.

Наши рекомендации