Типы социального действия по М. Веберу
Билет 1
Цель и задачи учебной дисциплины «История социологии»
Цельюкурса являются формирование у студентов представлений об основных тенденциях развития социологии как науки, формирование навыков и умений анализа и систематизации учений главных представителей зарубежной и российской социологической мысли для выявления их взаимосвязи, генезиса содержательных параметров и механизмов формирования предмета социологии, ее основных понятий и проблем.
Реализация цели предполагает решение следующих конкретных задач:
· содержательный анализ социально-исторических, экономических, культурных, естественнонаучных предпосылок возникновения социологии;
· раскрытие базовых теоретических подходов и перспектив видения главных тем и задач социологии ее основателями и основными представителями, как за рубежом, так и в России;
· толкование и сравнительный анализ методов изучения общества в различных учениях;
· систематизация основных понятий и частей учения того или иного крупного социолога;
· демонстрация теоретических и мировоззренческих затруднений, возникавших на разных стадиях развития социологии, а также истолкование различными представителями социологического знания задач и перспектив “науки об обществе”;
· обобщениесуществующих в истории социологии базовых идей, достижений и проблем;
· рассмотрение важнейших факторов, определивших национальную специфику социологической мысли в различных странах, и особенно в России.
Идеальные типы социального действия Вебера
Для творчестваМакса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и выдающегося социолога, характерны прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития.
Средством обобщения многообразия эмпирической действительности у Вебера выступает понятие «идеального типа». «Идеальный тип» не просто извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая модель, и только потом соотносится с эмпирической реальностью. Задача социологии — устанавливать общие правила развития событий безотносительно к пространственно- временному определению этих событий. В результате получаем чистые (общие) идеальные типы.
Социология, по Веберу, должна быть «понимающей» — поскольку действия индивида, «субъекта» социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия, отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий.
Типы социального действия по М. Веберу
Одним из центральных пунктов теории Вебера выступает выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе — социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. «Социальное действие», по Веберу, — это идеальный тип, где «действие» — действие человека, связывающего с ним субъективный смысл (рациональность), а «социальное» — действие, которое по предполагаемому его субъектом смыслу соотносится с действием других лиц и ориентируется на них. Ученый выделяет четыре вида социального действия:
§ целерациональное
§ ценностно-рациональное
§ аффективное
§ традиционное
Само же общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, по ассоциации с другими, обеспечивая, таким образом, значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой.
Вебер сознательно расположил четыре описанных им типа социального действия в порядке возрастания рациональности. Этот порядок, с одной стороны, служит своеобразным методическим приемом для объяснения различного характера субъективной мотивации индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, ориентированном на других; мотивацию он называет «ожиданием», без нее действие не может рассматриваться как социальное. С другой стороны, и в этом Вебер был убежден, рационализация социального действия есть вместе с тем тенденция исторического процесса. Рационализация, также по Веберу, — форма развития, или социального прогресса, который осуществляется в рамках определенной картины мира, каковые в истории различны.
Вебер выделяет три самых общих типа, три способа отношения к миру, в которых заключены соответствующие установки или векторы (направленности) жизнедеятельности людей, их социального действия.
Первый из них связан с конфуцианством и даосистскими религиозно-философскими воззрениями, получившими распространение в Китае; второй — с индуистскими и буддистскими, распространенными в Индии; третий — с иудаистскими и христианскими, возникшими на Ближнем Востоке и распространившимися в Европе и Америке. Первый тип Вебер определяет как приспособление к миру, второй — как бегство от мира, третий — как овладение миром. Этими разными видами мироощущения и образа жизни и задается направление последующей рационализации, то есть разных способов движения по пути социального прогресса.
Весьма важный аспект в творчестве Вебера — изучение базовых отношений в социальных ассоциациях. В первую очередь, это касается анализа отношений власти, а также природы и структуры организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко.
Из применения понятия «социального действия» к политической сфере Вебер выводит три чистых типа легитимного (признанного) господства:
§ легальный, —подчиняются закону;
§ традиционный — привычками и нравами данного общества;
§ харизматический —экстраординарных способностях личности руководителя.
Социология, по мнению Вебера, должна основываться на научных суждениях, максимально свободных от разного рода личных пристрастий ученого, от политических, экономических, идеологических влияний.
Билет 2