Концепции правового и социального гос-ва. Типы социального в современных развитых странах.

Современное гос-во. 1) как правило национальное гос-во, речь идет о своременных развитых гос-вах. Формирование связано с формированием нации. Еще 500 лет назад таких гос-в не существовало (власть и суверенитет распределены между княжествами) И так далее. Гос-ва с т.н. размягченной структурой - протогосударства. Сегодня о таких гос-вах говоят по отношению к ряду развивающихся стран преимущественно в африке.

Нация - разные определения и подходы. Но в большинство концепция нация не связывается с этнич общностью - общность территорий языка эконом связей и культурно-псих общность. Современное гос-во для прирзнания организацией объединенных наций должно обладать 1)территорией 2)народ или населения 3)суверенитет. Наличие территории отличает гос-во от родоплеменных и других объединений и союзов. Территория неприкосновенна неотчуждаема, нераздельна. Понятие населения или народа - общность живущая на данной териитории и подчин единой гос власти. На практике трактовка народа различна - общая этнич основа (происхождение язык культура), хоз и гражданская основа.

Суверенитет - независимое ни от чего верховенство. Основоположник - Жан Боден. Без единой и неделмой гос воли не может быть единого нац интереса. Суверенитет означает что гос власть обладает верховенством внутри старны и независимостью в отношении с другими странами. В качестве суверенной власти гос-во - как институт легитимного насилия и принуждения. Средства принуждения - законы и соответствующий аппарат. Вебер писал, что гос-во это союз с монополией на легитимное насилие внутри союза.

Признаки: территория народ суверенитет.

Этапы развития современного гос-ва

1) гос строительство. создание централизованного гос-ва. Началось в европ странах в 16-17 веках, продолжалось в 18 веке. Гос строительство включало подчинение земельной аристократии монархам. Создание единых вооруженных сил под коммандованием монарха. Рост чиновничества - создание единого бюр аппарата. Унификация права - единая правовая система. Экономически гос-во оставалось раздробленным, а политически единое образовывалось - процесс объединенияи собирания земель.

Сегодня в молодых госвах те же проблемы. Недисциплинированность, трайболизм(предпочтения своей общины и племени), коррупция.

2) нац строительство. Формирование наций. Множество определений наций - они складывались в связи с гос строительством. Существенное условие формирр наций - гос строительство и централиз гос-во. В единых гос рамках усиливается культурная, языковая и экономическая интеграция, снимается таможенные барьеры, общенац рынок, общий язык - общая система образования и формирование культурной общности. + образование гос-во => чувство общности исторической судьбы..Общая идеология для гос-ва, отражающая нац проблемы. Понятия, обозначающие нации появляются (англичане, французсы, немцы), в России же - по религиозному принципу - православные и неправославные.

+ гос поддерживало нац культурную деятельность, развитие просвещения языка культуры, инициировало обособление нац религии. особенно в странах где была реформация.

Где гос строительство состоятелость а нац - нет - распадались (Османская империя, Австро-Венгрия, СССР и др). - гос-ва из нац сегментов, территориально локализованы

Училия по интеграции не смогли ничего сделать.

Примеры, где нац строительство предшествует государственному - Италия и Германия 19го века. В большинстве - нац строительство проходило болезненно, сопровождалось подавлением и ассимиляцией (Шотландцы в Англии, гугеноты во Франции). В современном 3м мире часто аналогичные ситуации - использовать те средства

До сих пор нац строительсвто не завершено до сих пор в многих странах - преобладает преданность клану и местничество, трайболизм, итп. В последнее время ставился вопрос о соотношении нац гос-ва с процессом глобализации - выживят ли нац гос-ва, но пока нет причин говорить об утрате нац идентичностию

3) 19-20 века - достижение массового участия в общественно-политической жизни. Всеобщее избирательное право - как правило после ПМВ. Несколько соц факторов - способствовали борьбе за расшир участия - рост городских средних слоев, образованных, сопричастных с полит жизнью страны и за расширение прав голоса, возникновение индустриал рабочего класса - требования участия, в особенности под воздействием СОЦДЕМ пратийю асширение образования, введение всеобщего нач образования, рост средств массовой коммуникации, которые информирвоали населенеи о событиях в стране. На современном этапе - требования ответственности власти, идеи самоуправления, те или иные формы партиципаторной демократии.

4) ведение политики распределения. требования перераспределения нац богатств в пользу неимущих слоев - предоставление разнообразных соц гарантий. в зап европе - требования о перераспределения нац богатства в пользу бедных - на первом плане в 19-20 веках - классовая борьба. Требования в зрелых гос-вах. В зап странах в рамках ведения политики распределения - везде значит гос сектор экономики. Планирование. Налоговое решулирование, соц гарантии. Наименьший разрыв в доходах богатых и бедных через политику распределения - в бывших соц странах - СССР и страны Швеция, Япония.

Русское нац строительство отставало в сиду многонац характера гос-ва, приоритета нац развития других наций в период СССР (расцвет и сближение наций - нац развитие в каждой республике - язык культура образование создание нац промышленности подготовка нац кадров ит.д.) Массовое участие и политика перераспределения в России опередели другие страны, нац строительство окраин, массовое участие было введено в нач 20 века, когда формир первые гос думы и эпоху СССР.

Понятие правового и соц гос-ва. У Платона и Аристотеля есть пассажи о необходимости власти закона. Концепцияправовго гос-ва формулируется в 18-нач 19 веках. В ходе и результате борьбы с феод отношениями, становление буржуазного общества. ликвидация сословных привилегйи и осуждение абсолютистских режимов. Концепция правовго гос-ва - в работах Гроция, Спинозы, Локка, Монтескье, Джефферсона и др. Три основных принципа: 1) верховенство закона и конституции, принятые правила не могут быть изменены актами и распоряжениями 2)неотчуждаемые естественные права и свободы человека 3)разделение властей - направлено на то: чтобы власть не сосредотачивалась в одних руках - против узурпации власти.

Когда формулирвоалась эта концепция - неотчуждаемые права не всем людям хотели предоставить, а только собственниках в развитых странах. Локк считал, что полит власть - р-т общественного договора с целью обеспечить защиту собственности (жизнь свобода имущество). Правительство - наделено властью для ограниченных целей и смещено при превышении полномочий. Относилось к англичанам, тот же Локк был за рабство в США (1860-е годы - рабовладение до этого времени), свобода для людей европ культуры которые могут быть способны к пользованию правами.

Правове гос-во - утвердился в немецкой литературе нач 19 века. Тесно связана с идеологией либерализма. Соловьев (взаимосвязь нравственности равенства справедливости и власти) неправомерность разделения между политикой и нравственностью - право на достойное существование каждому гражданину - гос-во как собирательно-организованная жалость.

Идея социального гос-ва. Суть: гос-во должно организовывать и направлять общественную жизнь и способствовать прогрессу. Лоренц фон Штайм. Идея надклассовой монархии как альтернативы социализма - соц ориентированность гос-ва. Гос-во берет на себя впервые соц обязанности. Практическое воплощение соц гос-ва первоначально - СССР. Несмотря на маркс.идею отмирания гос-ва - в советском гос-ве оно упрочилось, стало централизованных, власть для предоставления соц гарантий населению. Огосударствление экономики, доходов, реализация ф-ций соц справедливости. Введены бесплатное мед обслуживание и образование, 8часовой раб день, декрет о страховании рабочих и служащих, в 1936 году система всеобщего пенсионного обеспечивания для рабочих и служащих после ВМВ и для крестьянства. В лит-ре современной нет упоминания о советском опыте, рассматриваю только запад.

Советская модель - эгалитарно-корпоративная.

Западный опыт соц гос-ва - концепция соц правового гос-ва. Термин ввел Герман Геллер в 1930 году. нужно обеспечить соц права на труд и отдых. Реально правовое соц гос-во в зап Европе стало складываться после ВМВ. Целенаправленная политика, повлиял и советский опыт .

Гос-во всеобщего благосостояния. В 80-90- годы курс назад. С целью оживления экономики. Неолиберальный курс сопровождение частичным свертыванием - уменьшение роли профсоюзов, соц выплат, разгосударствление экономкии, приватизации - 80-90 годы курс. Натыкается на сопротивление - сильны профсоюзы.

Соц дем, консервативная и либеральная.

Соцдем модель (Скандинавия и Швеция) - шведская модель - сильная защита от стихийных рыночных сил, регулирование конкуренции, защита сделок И так далее. Масштабная соц поддержка населения, основные расходы по соц выплатам - несет гос-во (как в советской модели), + политика перераспределения доходов через налоговые поступления в бюджет - прогрессивная шкала налогообложения - максимальное число соц гарантий - финансир и обеспечиваются чреез бюджет соц льготы для всего населения - гос-во как основной производитель соц услуг - полная заняость и выравнивание доходов населения - бесплатное среднее и высшее образование, программы переобучения, здравоохранение общедоступно вне завис от доходов. До 50% заработка - налоги. Социализм как сотрудничесво и солидарность. С 1932 года бесменны. Не индивид а общество несет ответственность за жизненный уровень отдельных людей. Приоритет полной занятости плановости и соц справедливости.

Вторая модель - консервативная модель - Австрия Германия Бельгия - соц льготы через бюджетные отчисления и через взносы работников и работотаделей - не только чрезе бюджет гос-ва. Каналы перереаспределения и госвенные, и частные, соответствующие различные фонды, среднее образование общедоступно, гос страхование покрывает до 90% лиц на здравоохранение - развиты соц гарантии.

Третья -либеральная модель (англо-саксонские страны.) Слабая защита от рыночных сил, адресная поддержка только бедных, высокий удельный вес частных ассигнований в соц страховании, гос-во ограничено участвует в соц сфере - финансирование соц программ не через гос-во а через частное страхование и частные сбережения. Гос-во отвечает за минимум, пенсионеры по достижению 60 лет -право на бесплатное мед обслуживание любого уровня, программа для мед помощи тех, кто не имеет страховки. Гос-во отвечает за самых слабых и обездоленных, стимулирует не гос страхование, выборочная помощь. Гос-во имеют меньшую роль.

Ф-ции гос-ва как института.

- гос-во центральный инстиутт полит системы общества: 1)обеспечение полит стабильности, регулирование конфликтов, согласование разнообразных интересов, 2)выработка и осущ стратегии развития общества, принятие и реализация решений (и полит, и управленческих), 3)забота о гражданах как членах общества. соц развитые страны, значительные гарантии предоставляют развивающиеся страны. и развивающимся странам. 4)регулирование экономических процессов, обеспечение правопорядка и оборона страны и сотрудничество с другими гос-вами.

Компоненты гос-ва как полит института: 1) публичная власть (законодат исполнит судебная), 2)бюрократия 3)армия 4)службы безопасности 5)гос СМИ.

Наши рекомендации