Тема 1-2. Предмет и основные этапы развития социологии

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ

Тема 1-2. Предмет и основные этапы развития социологии - student2.ru Кафедра социологии и политологии

ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

и

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО

ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»

На 2016/2017 учеб. г.

Москва - 2016

Введение

Курс социологии, преподаваемый в Московском Университете МВД России имени В.Я. Кикотя, призван внести вклад в решение комплексной задачи – обеспечить обучающихся социальными знаниями и навыками, необходимыми для личностного становления и развития, осознанного и эффективного выполнения своих профессиональных функций.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в результате изучения дисциплины обучающийся должен приобрести в качестве компетенции способность ориентироваться в социальных процессах, что предполагает:

знать: методологические основы социологии, основные функции социальных систем и причины дисфункций, стратификационную структуру общества и основные социальные институты, обеспечивающие социализацию личности и воспроизводство социальных отношений, стабильность и безопасность общества.

уметь: применять социологические знания к различным социальным объектам для ориентирования в социальных явлениях и процессах жизни общества

владеть: первичными навыками анализа и оценки общественно значимых проблем, социальных явлений и процессов с использованием социологических знаний.

Планы и методические рекомендации к семинарам разработаны в соответствии с Рабочей учебной программой дисциплины «Социология».

Тематический план

курса “Социология” на 2016/2017 учебный год

для очной формы обучения

№ темы   Название темы   Всего В том числе
    часов по теме Л С   ПЗ  
2
1. Предмет социологии и ее место в системе общественных наук.    
2. Классические социологические теории. Основные направления современной социологии.  
3. Эмпирические (прикладные) социологические исследования и их значение для служебной деятельности правоохранительных органов.  
4. Общество и его структура. Основные социальные институты.  
5. Личность в системе социальных связей.  
6. Социальное неравенство: основания и механизм социальной стратификации.  
7. Национально-этническая и территориально-поселенческая структуры общества.  
8. Социально-демографическая структура общества. Семья как элемент социальной структуры.  
9. Социальные изменения и социальные процессы.  
  ВСЕГО:  
  Зачет        

Семинар

Время - 4 часа

Тема 1-2. Предмет и основные этапы развития социологии.

Классические социологические теории. Основные направления современной социологии.

Цели занятия:

- ознакомиться с теоретическими предпосылками и социальными детерминантами общественной потребности возникновения социологии;

- составить представление о предмете и структуре социологии, ознакомиться с ее методами;

- уяснить значение изучения социологии для развития общей культуры, воспитания гражданских и профессиональных качеств;

- получить представление об основных направлениях социологии XIХ - начала ХХ в.в. и ознакомиться с содержанием наиболее значимых концепций этого периода;

- составить представление о содержании основных современных социологических теорий;

- способствовать формированию толерантного отношения к разнообразным подходам и точкам зрения в науке и повседневной жизни, избирательного методологического плюрализма в выработке собственной позиции в отношении проблем общественного развития.

План:

1.Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.

2. Предмет социологии и ее место в системе общественных наук.

3. Классические школы социологии ХIХ - начала ХХ вв.

4. Основные направления западной социологической мысли в ХХ веке (макро - и микросоциологические теории).

Темы рефератов и докладов:

1. Позитивизм как методологическая основа социологической науки X1X века. Концепция О.Конта.

2. Социологические концепции марксизма и позитивизма: сравнительный анализ.

3. "Понимающая социология" М.Вебера.

4. Социология в России в конце XIX - начале XX вв.

5. Структурно-функциональный метод в американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон).

6. Теории конфликта в современной западной социологии.

7. Теории межличностного взаимодействия в западной социологии ХХ века.

Основная литература:

Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебное пособие / Под ред. к.ф.н., доцента Лощакова Д.Г. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Московский университет МВД России, 2009.- Гл.1,2.

Бельский В.Ю., Гусев Н.Н., Лощаков Д.Г. Курганов С.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015.- Гл. 1-3.

Бельский В.Ю., Гусев Н.Н. Социология в терминах и понятиях. – М.: Московский университет МВД России, 2012.Тема 1,2.

Дополнительная литература:

БИРЮКОВ С.В. О структуре социологии права (направления исследований в отечественной науке)// Социс, 2015, №9.

Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма.- М ., 2006.

Горшков М.К. Общество – социология – власть: к вопросу о взаимодействии//Социс, 2012. №7.

Кошелев А.В. Состояние понятийного аппарата социологии (общеметодологический уровень)//Социс, 2010. № 5.

Кравченко С.А. Словарь новейшей социологической лексики: теории, понятия, персоналии. М.:МГИМО-Университет, 2012.

Попов Е.А. Социология права в системе наук об обществе и праве//Социс, 2012. №3.

Попов Е.А. Учиться социологии и социально мыслить//Соц.-гуманитарные знания, 2012, №3.

Романовский Н.В. О понятийном аппарате социологии//Социс, 2011. №2.

Хоманс Д.К. Малый боевой корабль (к истокам теории социального обмена)// Социс, 2010. №4.

Шафранов-Куцев Г.Ф. Социологическое знание в социально-гуманитарной подготовке студентов//Социс, 2010. № 5.

Методические рекомендации:

При подготовке к первому вопросутемы рекомендуется придерживаться следующего плана:

· причины появления общественной потребности в социальных знаниях

· социально-исторические факторы, обусловившие возникновение социальной потребности в науке об обществе (уровень развития общества, исторические события конца ХУIII - начала ХIХ в.в. и др.)

· вклад в становление научных знаний об обществе, внесенный мыслителями досоциологического этапа познания общества

При изучении второго вопроса темы рекомендуется придерживаться следующей логической последовательности:

· понятие объекта и предмета социологии

· предметная область социологии (основные изучаемые проблемы)

· взаимосвязь предметов социологии и других наук, изучающих общество (история, философия, юридические науки)

При подготовке к третьему вопросу темы, рекомендуется придерживаться следующего плана:

· понимание классического периода в развитии социологии, классические школы социологии

· основополагающие идеи социологии О.Конта (понятие и содержание социальной статики и социальной динамики)

· развитие позитивистской социологии в конце ХIХ - начале ХХ вв. (Г.Спенсер, Г. Тард, Ф. Тённис, Э.Дюркгейм)

· основные положения марксистской социологической теории

· сходство и различия марксистской и позитивистской методологий в социологии

· "понимающая социология" М.Вебера; различие методологии позитивизма и антипозитивизма в социологии

· значение идей классических социологических школ для понимания современных общественных процессов

Четвёртый вопрос темы предлагается изложить в следующей логической последовательности:

· классификация основных направлений в социологии в постклассический период

· развитие эмпирической социологии в первой половине ХХ века

· развитие теоретической социологии: макро- и микросоциологическое направления

· структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона: основные понятия и идеи

· основные положения теории конфликта Р.Дарендорфа и Л. Козера

· значение макросоциологических концепций для понимания сущности общества и происходящих в нем процессов

· микросоциологическая теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау

· основные понятия и идеи теории символического интеракционизма Дж. Г. Мида

Семинар

Время - 2 часа

Наши рекомендации