Предмет и основные этапы развития социологии

Часть I

Предмет и основные этапы развития социологии

Глава 1

Социология, ее место и роль в науке и обществе

Изучение любой науки не случайно начинает­ся с выяснения ее предмета, структуры, метода, места и роли в системе наук и в жизни общества. Хотя, строго го­воря, содержание предмета науки может быть более или менее полно уяснено лишь в результате самого изложения соответствующего учебного курса, тем не менее опреде­лить сущность и специфику данной науки очень важно уже в начале ее изучения. Без этого нельзя правильно по­дойти к рассмотрению любой из последующих более част­ных тем курса.

Предмет, структура и метод социологии

Уже из самого наименования данной науки — «социология» (от латинского societas, т.е. общество, и гре­ческого logos, т.е. учение) — со всей очевидностью следу­ет, что речь идет о науке, изучающей общество. Но столь же очевидно и то, что общество является общим объектом изучения и многих других наук, не случайно получивших название «общественные науки»: история, философия, экономическая теория, политология, правоведение, куль­турология, педагогика, психология, этнография, демогра­фия и другие. Поэтому простое указание на то, что соц­иология — это наука об обществе, еще не дает ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом социологическом способе изучения общества. В этом плане принципиальное значение имеет уяснение со­держания понятия «социальное».

Что такое «социальное»?

В обыденном сознании понятие «социальное» очень часто отождествляется с понятием «общественное». С этим связано и то, что термин «соци­ология» нередко употребляется впредельно широком смысле слова, включая в себя все или почти все обще­ственные науки, выступая как синоним всего обществознания. В научном же сознании социология чаще всего по­нимается в более узком, строгом, собственном смысле сло­ва, т.е. как лишь одна из специфических отраслей обществознания. Точно так же и понятия «социальное», «социальные отношения» не отождествляются с понятиями «об­щественное», «общественные отношения».

Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения — сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, со­ставляющих основное содержание социальной реальности — социума как объекта социологии. Для того чтобы правильно уяснить суть и значение этого исходного методологического положения, необходимо прежде всего выяснить, что такое социальное, социальные явления, отношения и процессы.

Общество как продукт взаимодействия людей пред­ставляет собой многогранное и сложное в структурном от­ношении явление. Поэтому тот факт, что в самом широ­ком смысле оно является общим объектом исследования для всех общественных наук, не означает, что каждая из этих наук не имеет своего специфического объекта изуче­ния. Так, качественно своеобразной стороной (сферой, об­ластью, формой) общественной жизни является производ­ство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Эти экономические по своему характеру явления, отношения и процессы, в основе которых лежат прежде всего отношения собственности, служат специфическим объектом экономической науки, точнее, экономических наук. Особой, существенно отличной от экономической сферой жизни общества является политическая, связан­ная с организацией, функционированием и развитием политической власти. И это — специфический объект по­литологии, политических наук. Целый ряд наук (напри­мер, культорология, педагогика, социальная психология и другие) призваны исследовать духовную жизнь общества, т.е. производство и распределение духовных ценностей, пути, формы и методы удовлетворения духовных потреб­ностей людей. Поэтому, строго говоря, объектом большин­ства общественных наук является не все общество, а та или иная его сторона, форма проявления и т.д.

В этом плане изучаемая социологией социальная жизнь общества — это область социальных отношений как отношений между более или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и группами, наци­ями и народностями, коллективами и т.д.) и самими людь­ми, выступающими в качестве представителей этих общностей. В зависимости от своеобразия субъектов этих от­ношений социальные отношения подразделяются на со­циально-групповые (классы, социальные группы и слои); социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры, члены семьи); социально-террито­риальные (городское и сельское население); социально-эт­нические (нации, народности, национальные и этногра­фические группы); социально-профессиональные (трудо­вые коллективы, профессиональные объединения); меж­личностные (личности) и другие. Таким образом в центре социальной жизни находятся действие и взаимодействие людей и их объединений, а социология в этой связи высту­пает прежде всего как наука о поведении людей в среде се­бе подобных..

Своеобразие социальных отношений состоит прежде всего в том, что они носят комплексный характер и не сво­димы к отношениям только экономическим, только поли­тическим или духовным. Они по-своему проявляются во всех сферах общественной жизни и включают в себя так или иначе и социально-экономическое, и социально-поли­тическое, и социально-духовное, социально-культурное содержание. Именно потому, что личность, класс, нация, демографическая или профессиональная группа всегда и одновременно являются носителями, субъектами всей со­вокупности общественных отношений, было бы серьезной ошибкой рассматривать межличностные, межклассовые, межнациональные и другие социальные отношения как лишь экономические, лишь политические или духовные.

Точно также социальное в рассматриваемом смысле — это не просто одна из сфер общественной жизни, наряду с эко­номической, политической и духовной, а общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и взаи­модействием субъектов исторического развития. При этом необходимо иметь в виду, что понятие «социальное» шире понятия «социальные отношения», поскольку включает в свое содержание также и социальную структуру, социаль­ные институты, социальные нормы и т.д.

Именно такое понимание социального и социальных отношений позволяет правильно уяснить, каким образом социология, изучая общество как целое, тем не менее не подменяет и не поглощает другие общественные науки, имея свой, специфический объект и предмет исследова­ния. Социология изучает не все и вся в обществе, а только социальное. Вместе с тем и благодаря этому социология — наука о целостности общественного организма, общественной жизни, о целостности общественных от­ношений..

Объект и предмет социологии

Определение объекта науки позволяет полу­чить ответ на вопрос о том, на что направ­лен познавательный процесс в рамках дан­ной науки, т.е. какую устойчивую и целостную часть, область реального мира изучает или призвана изучать соответствующая наука. Объект и предмет науки тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Так, человек — общий объект и антропологии, и социологии, и педагоги­ки, и психологии. Но это качественно отличные друг от друга науки, поскольку каждая из них при этом имеет свой предмет. Определяется это тем, что человек, как и общество, представляет собой сложное и многогранное яв­ление, включающее различные — разнопорядковые и раз­нохарактерные — структурные элементы и стороны, связи и отношения между ними. Выделить характерные именно для данной науки элементы и стороны в ее объекте, их связи и отношения, а на этой основе и соответствующий специфический ряд законов и закономерностей — это и значит дать ответ на вопрос о предмете рассматриваемой науки и тем самым углубить и конкретизировать наши пред­ставления о том, что изучает эта наука. Объект науки суще­ствует вне и независимо от научного познания, в то время как предмет науки не существует вне такого познания.

В свете сказанного можно дать следующее определение предмета социологии: социология — наука об общих и спе­цифических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.

Дальнейшее углубление в понимание сущности и спе­цифики социологии связано с выяснением категорий и за­конов этой науки.

Структура социологии

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, много­уровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения со­циальных явлений и процессов. Так, например, социоло­гия исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частно­сти, дает объективное основание для подразделения соци­ологической науки на такие составные части: а) общетео­ретическая социология как макросоциологи ч ее кое иссле­дование, направленное на выяснение общих закономерно­стей функционирования и развития социума как целого; б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структур­ных частей социальной системы, т.е. частные, специаль­ные социологические теории, включая отраслевые соци­ологии (например, социология социальных групп, соци­ология города, социология деревни, этносоциология, эко­номическая социология, социология образования, соци­ология политики, социология права, социология пропа­ганды, социология семьи, социология культуры, социоло­гия труда и др.); в) микросоциология, изучающая соци­альные явления и процессы сквозь призму действия и вза­имодействия людей, их поведения. В такой структуре соци­ологического знания находит свое выражение соотноше­ние общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социоло­гические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического ис­следования решающее значение имеет глубокое обобще­ние накопленного фактического материала в области со­циальной жизни. В центре эмпирических социологиче­ских исследований находится само накопление, сбор фак­тического материала в указанной области (на основе не­посредственного наблюдения, опроса, анализа докумен­тов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Было бы серь­езной ошибкой разрывать и тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом иссле­довании, как это имело место у нас в сравнительно недав­нем прошлом, когда социология неправомерно сводилась то к историческому материализму, то к эмпирическому исследованию общественного мнения, к опросам. Это — двуединые стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие друг друга.

Иной специфический аспект характеристики структу­ры социологии отражает различение фундаментальной и прикладной социологии. Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся пе­ред социологическими исследованиями: одни из них на­правлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие — на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практи­ческих рекомендаций в этой области. И ту и иную направ­ленность могут иметь как теоретические, так и эмпириче­ские исследования.

От социологических исследований следует отличать со­циальные исследования. Второе шире первого. Социологические исследования составляют «ядро» более широких со­циальных исследований как обществоведческих исследо­ваний. Социальными являются исследования, проводимые и в других общественных науках — в экономической нау­ке, в политологии, правоведении, этнографии, демогра­фии, культорологии, психологии и т.д. Неправильно ду­мать, что социология является монополистом на такие ис­следования, в том числе и конкретно-социальные, эмпи­рические. На уровне эмпирических, конкретно-социаль­ных исследований в других общественных науках и эмпи­рических социологических работах обнаруживается осо­бенно тесная связь и взаимодействие этих наук и социоло­гии (прежде всего и непосредственно со специальными социологическими теориями).

Метод социологии

Каждая наука, выделяя для себя особую об­ласть познания, вырабатывает и свой, спе­цифический метод исследования, которым она пользуется наряду с общенаучными методами, свойст­венными и другим наукам. Если определение предмета социологии позволяет получить ответ на вопрос, что изу­чает эта наука, то характеристика ее метода призвана дать общее понимание того, как, каким образом социоло­гия подходит к изучению общества. Ясно, что проблемы предмета и метода науки тесно взаимосвязаны и перепле­таются друг с другом. Специфика метода социологии оп­ределяется прежде всего особенностями предмета данной на­уки. Поэтому многое из того, что говорилось выше о пред­мете, законах и категориях социологии, имеет прямое отно­шение и к характеристике ее метода. Тем не менее к сказан­ному необходимо добавить ряд обобщающих положений, важных для понимания своеобразия метода социологии.

Во-первых. Метод социологии не может быть правиль­но понят вне признания методологической роли социаль­ной философии по отношению к социологии и другим об­щественным наукам. Но социально-философский метод по-разному проявляется, модифицируется в зависимости от особенностей объекта и предмета той или иной обще­ственной науки. И в этом плане метод социологии — это прежде всего специфическое проявление, конкретизация социально-философского метода во всестороннем изуче­нии общества как целостной социальной системы.

Во-вторых. Изучение в социологии общества именно как целостной социальной системы и под углом зрения субъсктно-деятельной его стороны предопределяет широ­кое использование этой наукой метода структурно-функ­ционального анализа, в соответствии с которым каждая сфера общественной жизни (экономическая, политиче­ская, социальная или духовная) и каждый ее субъект (личность, класс, нация, семья и Др.) рассматриваются как соответствующие подсистемы и/выясняется их место и роль в обществе (как системе), их действие и взаимодейст­вие. Метод социологии требует изучать общество под уг­лом зрения его структуры, функционирования и развития.

В-трстьих. Строго говоря, речь должна идти не о мето­де, а о методах социологии. Понятие «метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. В структуру метода социологии включаются методологиче­ские принципы социологического исследования общества и на макроуровне, т.е. как целостной социальной системы, и на средних уровнях, т.е. на уровнях отдельных ее эле­ментов, подсистем, и на микроуровне, т.е. уровне межлич­ностного взаимодействия.

В-четвертых. Одна из важнейших характеристик мето­да социологии состоит в том, что в изучении социальной реальности социология опирается на эмпирическое ее ис­следование. В рамках такого исследования, в свою оче­редь, используются самые разнообразные методы: наблю­дение, опрос, специфический анализ документов, экспе­римент и др. Подлинным и полноценным социологиче­ским исследованием может быть признано только такое, которое так или иначе, прямо или опосредованно опирает­ся на изучение эмпирически проверяемых социальных фактов и их измерение.

В-пятых. Как отмечает американский социолог Нейл Смелзер, социологическое знание включает такие состав­ные части: факты, гипотезы и теории. Большинство соци­ологических исследований стремится выявить изменения какого-то определенного явления, называемого зависимой переменной, а затем объяснить эти изменения в связи с другим явлением, называемым независимой переменной. (Переменная — понятие, могущее принимать различные значения.) При этом социологические методы он рассматри­вает как правила и приемы, с помощью которых факты, ги­потезы и теории увязываются между собой. Под гипотезой, с которой начинается социологическое исследование, понима­ется предположение о причинной взаимосвязи одних фактов с другими, а под теорией — система взаимосвязанных исход­ных положений и гипотез. К числу основных методов соци­ологического исследования Н.Смелзер относит выборочное обследование, полевое исследование, историческое исследо­вание и эксперимент (подробнее см. гл. 5).

Значение проблемы метода социологии состоит прежде всего в том, что действительно научным может быть признано только такое социологическое знание, которое до­быто на основе строгого соблюдения требований именно этого метода.

Социология и история

Между социологией и историей немало об­щего. И та и другая науки изучают все об­щество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процес­са. Каждая из этих наук так или иначе базирует свое зна­ние на исследовании конкретных фактов общественной жизни.

Но между этими науками и немало существенных раз­личий, идущих по линии прежде всего своеобразия их ха­рактера, природы. Их соотношение — это соотношение те­ории и истории, теории общественного развития и его ис­тории. Известный российско-американский социолог П.А.Сорокин, вслед за основателями баденской школы не­окантианства В.Виндельбандом и Г.Риккертом, называл социологию «генерализирующей наукой» (т.е. обобщаю­щей наукой) в отличие от истории как «индивидуализиру­ющей науки». История по самой своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологическо­го хода исторических событий, от четкого и разносторон­него отображения конкретных явлений, событий, процес­сов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразия. В отличие от этого главное в социологии как «теоретической» науки — это обобщение социального опыта прошлого и настоящего, выделение по­вторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. Конечно, было бы ошибочно сводить историю только к го­лой фактологии, фактографии, поскольку и она не может обойтись без необходимого анализа исторических фактов и их научного обобщения. Но нельзя не видеть качествен­ного отличия исторического обобщения от социологиче­ского как по характеру, так и по уровню.

Далее. Можно указать и на ряд других важных отли­чий социологии от истории. Если история изучает все сфе­ры, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология, как показано выше, только «социальное» в обществе. И в этом плане непосредственный объект соци­ологии уже объекта истории. Отметим еще, что историче­ская наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология переносит центр тя­жести своих изысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование.

Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что социологические положения и выво­ды непосредственно опираются на обобщение историче­ских фактов, исторического опыта. Поэтому развитие ис­торических исследований — важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам ус­пешнее преодолевать описательно – фактологический под­ход к отражению исторического процесса, глубже анали­зировать его и подниматься до широких и глубоких исто­рических обобщений. Вместе с социальной философией социология выступает как общетеоретическая и методоло­гическая основа исторической науки. Одним из проявле­ний углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса.

Социология и политология

Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определя­ется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вто­рых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее об-щностей, непосредственно влияющую на социальные из­менения в обществе; в-третьих, политика как очень широ­кое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом. Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят свое выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики.

Тем не менее социология и политология — это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, а другая — политическую действительность, политическую жизнь общества. Вполне естественно, что каждая из этих наук, следуя своему предмету и методу, по-своему подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений. Так, гражданское общество — важнейший объект рассмотрения и социоло­гии и политологии. Но социология подходит к гражданско­му обществу с позиций анализа его социальной структу­ры, социального статуса личности, классов и других соци­альных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.д. В отличие от этого политологию интересуют прежде всего права и обязанности гражданина, структура полити­ческой системы и политические отношения как отноше­ния по поводу политической (государственной) власти, место, роль и функции политических институтов и орга­низаций и т.д.

Поскольку закономерности политической жизни обще­ства могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе разви­тия общества как целостной системы, постольку социаль­ная философия и социология играют роль общетеоретиче­ской и методологической основы по отношению к полито­логии. Вместе с тем, политологические исследования обес­печивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широ­ких Социологических обобщений.

Функции социологии

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конк­ретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функциони­рования и развития. Обогащение научного социологиче­ского знания происходит как на основе внутреннего совер­шенствования теоретической социологии, так и в резуль­тате динамичного развития самого объекта познания этой науки — социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосред­ственно связанным с ней специальным социологическим теориям. Только правильное и глубокое системное отра­жение сущности и закономерностей развития социальной реальности позволяет социологии выполнять и другие ее функции.

Практически-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием со­циальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, обще­человеческих ценностей. И здесь обогащение и совершен­ствование теории не самоцель, а необходимая предпосыл­ка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития, личности. В этом плане социология — одна из теоретиче­ских основ политики и практики.

Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпириче­ские и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост со­циальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Особенно большое зна­чение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Расширение и углубление действительного использования результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ сильной, действенной социальной политики и в практике управления общественными процессами — и сегодня одна из актуальнейших задач развития нашего общества и государства.

Несколько иначе обстоит дело с идейно-воспитательной функцией социологии. Она находит своё выражение в той роли , какую играют социологические исследования и; их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности, нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. К тому же любой социолог в социально-разделенном обществе не может в реальной жизни не выступать в качестве носителя и выразителя социальных интересов, целей и ценностей той части общества, к которой он принадлежит. А это так или иначе сказывается на выборе проблематики и постановке задач в ходе социологических разработок и тем более на анализе и истолковании их результатов, поскольку по­следние в той или иной мере затрагивают интересы соот­ветствующих социальных групп.

Другое дело, что нельзя допускать крайностей, переко­сов при определении соотношения объективно-научного и идеологического в реальном социологическом исследова­нии. Сверхидеологизация неизбежно приводит к грубым нарушениям принципов объективности и правдивости изучения действительности, без чего нет и не может быть подлинной науки, в том числе и социологии. Она ведет к изоляционистскому отрыву данной социологической шко­лы от мировой социологической мысли, серьезно затруд­няет и даже исключает возможность их взаимовлияния, что не может, как показывает и наш и зарубежный опыт, не сказаться крайне отрицательно на научных достижени­ях и самом развитии социологии. С другой стороны, пол­ное отрицание, игнорирование идеологического фактора в развитии социологии серьезно затрудняет понимание при­чин разнообразия основных направлений в социологии, их сущности, истоков столкновения и даже противоборства этих направлений. Важно, чтобы те или иные социальные пристрастия социологов не препятствовали объективному, действительно научному подходу к реальности, не приво­дили к искажению социологических данных.

Литература

Социология. М.: 1990. — Введение и гл. I.

Фролов С-С. Социология. М.: 1994. — Гл.1 и 2.

Смелзер Н. Социология. М.: 1994. — Гл.1.

Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: 1994.

Социология как предмет специального научного исследования. М.: 1992.

Дискуссия о предмете социологии на страницах журнала «Соци­ологические исследования» за 1990—1992 гг.

Социология перестройки. М.: 1990.

Иванов В-Н. Социология сегодня. М.: 1989.

Осипов Г.В. Социология и социализм. М.: 1990.

Ядов В.А. Социологические исследования: методология, програм­ма, методы. М.: 1987.

Контрольные вопросы

Что такое «социальное» в широком и узком смысле слова?

Как можно определить предмет социологии?

Каковы наиболее общие и важные социологические категории и законы?

Какова структура социологической науки?

Чем характеризуется метод социологии?

Каково соотношение и взаимодействие социологии с социальной философией и историей?

Каково соотношение и взаимодействие социологии с политоло­гией, экономической и другими специальными общественными нау­ками?

Каковы основные функции социологии?

Как изменялось отношение к социологии в нашей стране?

В чем значение социологии и почему возрастает ее роль в со­временных условиях?

Глава 2

Социология О. Конта

Только положительные, научные знания об эволюции природы и общества могут помочь людям преодолеть кризисное состояние, в котором так долго находятся самые цивилизованные на­ции, считал О.Конт. Положительные знания, основанные на наблюдении и эксперименте, он противопоставлял хи­мерическим, нереальным и на протяжении всего своего творчества не уставал подчеркивать, что далекие от здра­вого смысла знания ученые должны ставить значительно ниже даже «самопроизвольных верований человечества». Положительные знания — знания «истинно доступные на­шему уму и полезные для нас». Здоровые умозрения долж­ны беспрерывно улучшать условия индивидуального или коллективного существования. Но человечество, по Кон-ту, лишь постепенно сможет прийти к положительной на­уке об обществе.

Исследуя ход развития человеческого ума в различных областях, О.Конт вывел закон трех стадий его развития или трех различных теоретических состояний: теологиче­ского, метафизического и научного (позитивного). Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным), затем метафизическим (философским, абстрактно-теоретиче­ским) и, наконец, позитивным (научным) методом мыш­ления. Предшествующее состояние умственного развития является, с точки зрения Конта, необходимым условием развития последующего. Последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния со­ответствует разнообразной природе явлений и определяет­ся степенью их «общности, простоты и взаимной зависи­мости». Поэтому как наука сначала рождается физика, за­тем химия, а после химии — биология. О.Конт считал, что для завершения системы наук наблюдения человеческому разуму остается основать «социальную физику». (Так он называл вначале социологию.)

В контовской классификации наук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существо (индивиды и общество). Каждое деятельное существо в научных концепциях должно быть представлено статиче­ски и динамически. Но в отличие от биологии, социология рассматривает действующих и способных действовать индивидов как социальные образования, т.е. в контексте их взаимодействия с себе подобными. Поэтому социолог, наблюдающий за общественной жизнью как бы со стороны, должен стараться быть бесстрастным наблюдателем, хотя такого состояния полностью достичь ему никогда не уда­ется, так как мыслящий человек не может «раздвоиться» на рассуждающего и наблюдающего за рассуждением. Социолог должен наблюдать прежде всего за состоянием общественных идей и мнений как социальных явлений.

Через всю социологическую концепцию О.Конта «красной нитью» проходит его идеал «порядка и прогрес­са». Великий политический и моральный кризис современ­ного общества, рассуждал Конт, обусловлен в первую оче­редь умственной анархией. Очевидно глубокое «разногла­сие умов» относительно всех основных правил, лежащих в основе социального порядка. Наблюдающий социолог лег­ко фиксирует отсутствие в обществе общих идей, выдви­гая на основе изучения эмпирических фактов новые и пре-емлемые для всех идеи, раскрывая процесс становления новой общности принципов и создания соответствующих учреждений, способствующих полному преодолению об­щественного кризиса. Пока же отдельные умы не примк­нут единодушно к некоторому числу общих идей, на осно­вании которых можно построить общую социальную докт­рину, писал О.Конт, народы, несмотря ни на какие поли­тические паллиативы, по необходимости останутся в рево­люционном состоянии и будут вырабатывать только вре­менные учреждения. Но Конт предупреждал, что необхо­димо только мудрое вмешательство в естественный ход об­щественной жизни. А для этого надо привести в стройную систему все знания о личностном и коллективном челове­ческом существовании, одновременно изучив мысли, чув­ства и действия людей. Только точная оценка естествен­ного хода эволюции человечества может дать теоретиче­ский фундамент для мудрого вмешательства. Постоянно вносимые нами в эту самопроизвольную эволюцию систе­матические изменения на базе таких знаний в состоянии значительно уменьшить «гибельные замедления и резкую несогласованность».

Саму социологию О.Конт подразделял на две основные части — социальную статику и социальную динамику, Первая призвана изучать условия существования и зако­ны функционирования социальных систем; вторая — за­коны их развития и изменения.

Социальная статика, по Конту, — это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии (консенсуса). Общество он сравнивает с живым организмом, имеющим различные органы, которые вы­полняют свои специфические функции. Но точно так же, как нельзя рассматривать функционирование любого от­дельного органа в отрыве от целостного живого организма, так и в обществе как социальной системе нельзя правиль­но понять отдельные его структурные элементы вне его целостности. В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество оп­ределяет социальную природу личности.

Анатомически препарируя общество на отдельные со­циальные структурные элементы, институты, О.Конт осо­бо выделяет семью, государство и религию как то, что иг­рает важнейшую роль в обеспечении органического един­ства общества, всего человечества. Он считает, что именно семья, а не индивид, составляет ту простейшую единицу, из которых складывается общество. Человек, по его мне­нию, изначально преимущественно эгоистичен, хотя в его природе наряду с «эгоистически-личностным» имеется и неэгоистическое, «социальное» начало. И вся история че­ловечества у О.Конта представляет собой постепенное преодоление эгоистических наклонностей человека: на ранних этапах развития человечества явно преобладали эгоистические инстинкты людей, которые затем все боль­ше преодолеваются по мере индустриального развития об­щества, что, в свою очередь, приведет к распространению и утверждению альтруистических начал в обществе. Од­ной из важнейших функций семьи как раз и является воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодо­ления врожденного эгоизма, индивидуализма.

Государство, по Конту, — это блюститель обществен­ного порядка, выразитель «общественного духа», стоящий на страже социальной солидарности и борющийся против тенденций коренного расхождения идей, чувств и интере­сов в обществе. Без этого невозможен общественный про­гресс. Поэтому следование общественному порядку, под­чинение государству и его установлениям, считает Конт, — это священный долг любого члена общества. Но единство об­щества, всего человечества в идеале должно базироваться прежде всего на духовном, моральном единстве. И здесь особенно велика, на вз

Наши рекомендации