Тема 1-2. Предмет и основные этапы развития социологии
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ
Кафедра социологии и политологии
ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
и
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»
На 2016/2017 учеб. г.
Москва - 2016
Введение
Курс социологии, преподаваемый в Московском Университете МВД России имени В.Я. Кикотя, призван внести вклад в решение комплексной задачи – обеспечить обучающихся социальными знаниями и навыками, необходимыми для личностного становления и развития, осознанного и эффективного выполнения своих профессиональных функций.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в результате изучения дисциплины обучающийся должен приобрести в качестве компетенции способность ориентироваться в социальных процессах, что предполагает:
знать: методологические основы социологии, основные функции социальных систем и причины дисфункций, стратификационную структуру общества и основные социальные институты, обеспечивающие социализацию личности и воспроизводство социальных отношений, стабильность и безопасность общества.
уметь: применять социологические знания к различным социальным объектам для ориентирования в социальных явлениях и процессах жизни общества
владеть: первичными навыками анализа и оценки общественно значимых проблем, социальных явлений и процессов с использованием социологических знаний.
Планы и методические рекомендации к семинарам разработаны в соответствии с Рабочей учебной программой дисциплины «Социология».
Тематический план
курса “Социология” на 2016/2017 учебный год
для очной формы обучения
№ темы | Название темы | Всего | В том числе | ||
часов по теме | Л | С | ПЗ | ||
2 | |||||
1. | Предмет социологии и ее место в системе общественных наук. | ||||
2. | Классические социологические теории. Основные направления современной социологии. | ||||
3. | Эмпирические (прикладные) социологические исследования и их значение для служебной деятельности правоохранительных органов. | ||||
4. | Общество и его структура. Основные социальные институты. | ||||
5. | Личность в системе социальных связей. | ||||
6. | Социальное неравенство: основания и механизм социальной стратификации. | ||||
7. | Национально-этническая и территориально-поселенческая структуры общества. | ||||
8. | Социально-демографическая структура общества. Семья как элемент социальной структуры. | ||||
9. | Социальные изменения и социальные процессы. | ||||
ВСЕГО: | |||||
Зачет |
Семинар
Время - 4 часа
Тема 1-2. Предмет и основные этапы развития социологии.
Классические социологические теории. Основные направления современной социологии.
Цели занятия:
- ознакомиться с теоретическими предпосылками и социальными детерминантами общественной потребности возникновения социологии;
- составить представление о предмете и структуре социологии, ознакомиться с ее методами;
- уяснить значение изучения социологии для развития общей культуры, воспитания гражданских и профессиональных качеств;
- получить представление об основных направлениях социологии XIХ - начала ХХ в.в. и ознакомиться с содержанием наиболее значимых концепций этого периода;
- составить представление о содержании основных современных социологических теорий;
- способствовать формированию толерантного отношения к разнообразным подходам и точкам зрения в науке и повседневной жизни, избирательного методологического плюрализма в выработке собственной позиции в отношении проблем общественного развития.
План:
1.Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.
2. Предмет социологии и ее место в системе общественных наук.
3. Классические школы социологии ХIХ - начала ХХ вв.
4. Основные направления западной социологической мысли в ХХ веке (макро - и микросоциологические теории).
Темы рефератов и докладов:
1. Позитивизм как методологическая основа социологической науки X1X века. Концепция О.Конта.
2. Социологические концепции марксизма и позитивизма: сравнительный анализ.
3. "Понимающая социология" М.Вебера.
4. Социология в России в конце XIX - начале XX вв.
5. Структурно-функциональный метод в американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон).
6. Теории конфликта в современной западной социологии.
7. Теории межличностного взаимодействия в западной социологии ХХ века.
Основная литература:
Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебное пособие / Под ред. к.ф.н., доцента Лощакова Д.Г. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Московский университет МВД России, 2009.- Гл.1,2.
Бельский В.Ю., Гусев Н.Н., Лощаков Д.Г. Курганов С.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015.- Гл. 1-3.
Бельский В.Ю., Гусев Н.Н. Социология в терминах и понятиях. – М.: Московский университет МВД России, 2012.Тема 1,2.
Дополнительная литература:
БИРЮКОВ С.В. О структуре социологии права (направления исследований в отечественной науке)// Социс, 2015, №9.
Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма.- М ., 2006.
Горшков М.К. Общество – социология – власть: к вопросу о взаимодействии//Социс, 2012. №7.
Кошелев А.В. Состояние понятийного аппарата социологии (общеметодологический уровень)//Социс, 2010. № 5.
Кравченко С.А. Словарь новейшей социологической лексики: теории, понятия, персоналии. М.:МГИМО-Университет, 2012.
Попов Е.А. Социология права в системе наук об обществе и праве//Социс, 2012. №3.
Попов Е.А. Учиться социологии и социально мыслить//Соц.-гуманитарные знания, 2012, №3.
Романовский Н.В. О понятийном аппарате социологии//Социс, 2011. №2.
Хоманс Д.К. Малый боевой корабль (к истокам теории социального обмена)// Социс, 2010. №4.
Шафранов-Куцев Г.Ф. Социологическое знание в социально-гуманитарной подготовке студентов//Социс, 2010. № 5.
Методические рекомендации:
При подготовке к первому вопросутемы рекомендуется придерживаться следующего плана:
· причины появления общественной потребности в социальных знаниях
· социально-исторические факторы, обусловившие возникновение социальной потребности в науке об обществе (уровень развития общества, исторические события конца ХУIII - начала ХIХ в.в. и др.)
· вклад в становление научных знаний об обществе, внесенный мыслителями досоциологического этапа познания общества
При изучении второго вопроса темы рекомендуется придерживаться следующей логической последовательности:
· понятие объекта и предмета социологии
· предметная область социологии (основные изучаемые проблемы)
· взаимосвязь предметов социологии и других наук, изучающих общество (история, философия, юридические науки)
При подготовке к третьему вопросу темы, рекомендуется придерживаться следующего плана:
· понимание классического периода в развитии социологии, классические школы социологии
· основополагающие идеи социологии О.Конта (понятие и содержание социальной статики и социальной динамики)
· развитие позитивистской социологии в конце ХIХ - начале ХХ вв. (Г.Спенсер, Г. Тард, Ф. Тённис, Э.Дюркгейм)
· основные положения марксистской социологической теории
· сходство и различия марксистской и позитивистской методологий в социологии
· "понимающая социология" М.Вебера; различие методологии позитивизма и антипозитивизма в социологии
· значение идей классических социологических школ для понимания современных общественных процессов
Четвёртый вопрос темы предлагается изложить в следующей логической последовательности:
· классификация основных направлений в социологии в постклассический период
· развитие эмпирической социологии в первой половине ХХ века
· развитие теоретической социологии: макро- и микросоциологическое направления
· структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона: основные понятия и идеи
· основные положения теории конфликта Р.Дарендорфа и Л. Козера
· значение макросоциологических концепций для понимания сущности общества и происходящих в нем процессов
· микросоциологическая теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау
· основные понятия и идеи теории символического интеракционизма Дж. Г. Мида
Семинар
Время - 2 часа