Дж. Раби, М. Горвитц Эксперимент по межгрупповому предпочтению (1969)
Восемь испытуемых, не знакомых между собой, пригласили в лабораторию и разделили якобы по административным причинам на две группы — «голубую» и «зеленую». Эксперимент им представили как «работу по развитию первого впечатления о других людях». Сначала они в индивидуальном порядке тестировались, заполняли опросник и описывали две фотографии.
Затем экспериментатор говорил испытуемым, что, к сожалению, награда за участие в эксперименте состоит только из четырех транзисторов, которые отдадут членам одной группы в соответствии с экспериментальными условиями:
случайно, по решению экспериментатора или по результатам голосования всех восьми испытуемых.
Потом одна из групп действительно получала четыре транзистора. В контрольной ситуации экспериментатор ничего не говорил о награде. Испытуемые в индивидуальном порядке высказывали вкратце свое «первое» впечатление о всех участниках, используя те же шкалы, что и при описании фотографий. Их просили также описать общие характеристики обеих групп. В контрольной ситуации (отсутствие награды) не было различий между описанием собственной и другой группы. В экспериментальных группах эти различия оказались весьма значительными. И те, кто получил награду, и те, кто таковую не получил, описывали членов своей группы и группу в целом гораздо более благоприятно, чем членов и атмосферу другой группы. Итак, сам факт получения или неполучения награды является достаточным условием для смещения оценок в пользу собственной группы. Или, как выражаются ученые, для межгрупповой дискриминации. Дж. Раби и М. Горвитц установили факт благоприятствования своей группе, несмотря на лишение награды. Источник: Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. С. 19-23.
Экспрессивная толпав отличие от конвенциальной собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.
Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния, народные фестивали и карнавалы (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) дают примеры экспрессивной толпы.
Активная толпа— любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии.
Футбольные фанаты, устраивающие после матча погромы на городских улицах, представляют собой активную, или агрессивную, толпу. Другой пример: штурм Зимнего дворца в Петрограде в октябре 1917 г. Активная толпа собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать за событиями или выражать свои чувства.
Коллектив и толпа — это два противоположных, полярных типа сообществ. Вот почему многие авторы не включают коллектив в число социальных агрегатов, а изображают его в качестве самостоятельной социальной сущности. Разговор о нем нам нужен для прояснения природы социальных агрегатов.
Коллектив— высокоорганизованная группа, где каждый хорошо знает друг друга, где существуют разделение труда и распределение обязанностей, четкая дисциплина и исполнительность, есть лидер или руководитель, распоряжениям которого все подчиняются.
Толпа— неорганизованная стихийная сила, в ней нет руководителя, дисциплины и подчинения, никто не согласовывает свои действия с действиями других. Вообще для толпы характерно поведение, а не действие, у которого есть цель, обоснованный выбор, мотивация к достижению, рациональность. Толпу составляют незнакомые друг с другом индивиды.
Как ведут себя эти группы в экстремальных ситуациях? Например, в случае пожара в закрытом помещении толпа, давя друг друга, устремляется к выходу, а коллектив, послушный воле лидера, выстраивается по два в шеренгу и бегом преодолевает опасную зону.
Коллектив всегда больше суммы разрозненных индивидов. Он дает выигрыш в эффективности конечного результата. Толпа скорее отнимает нечто у индивида, нежели дает ему то, чего у него нет в сообществе.
Ажиотажный спрос — пример поведения толпы. В сентябре 1998 г. в России, когда рубль оказался девальвирован, цены мгновенно выросли, народ стал буквально опустошать прилавки рынков и магазинов. Продавцы в ответ на ажиотажный спрос, открывший возможность получить сверхприбыль, сразу взвинтили цены на товары. Но когда деньги у населения иссякли, торговый оборот снизился почти до нуля. Народ истратил деньги, продавцы потеряли покупателей — все в проигрыше. Как бы вел себя в таком случае коллектив, если можно себе представить ситуацию, когда население ведет себя как единое целое? Лидер распределяет порядок посещения магазинов и рынков, такой же, как в обычные дни. На любую акцию продавцов, поднимающих цены, следует немедленный бойкот. Против организованных усилий не устоит стихия рынка. Так вел себя европейский пролетариат, отвечая на попытки работодателей ущемить их экономические интересы. Беспрерывные забастовки, протесты, демонстрации — организованная воля масс. Также вели себя в России бастующие шахтеры, врачи, преподаватели, учителя, добиваясь выплаты заработной платы в 1990-е гг.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
Термин «социальная общность» употребляется в двух значениях, и оба можно встретить в литературе. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. В этом случае под социальной общностью понимается совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.
В широком смысле он выступает синонимом социальной группы, но не любой, а реальной группы. В таком случае социальные общности представляют собой такие объединения людей, которые возникают и формируются на основе своей культурно-исторической самобытности (народы и нации], родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие, половозрастные), места в общественном производстве (классы] или различаются по территориально-региональным и поселенческим признакам (городские и сельские общности].
ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ
Социальная общность— совокупность людей, у которых есть общее и постоянное местожительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности. Такая совокупность индивидов характеризуется относительной целостностью, выступает как самостоятельный субъект исторического и социального действия.
Кроме них социология изучает другой тип общности — ситуативно возникшие массовые образования, члены которых сплочены только кратковременными совместными действиями либо относительно непродолжительной деятельностью (массовые движения и митинги, празднества и спортивные зрелиша, аудитории слушателей и телезрителей).
Кратковременные действия могут перерасти в продолжительные и устойчивые связи. Так возникают организованные общности. Они сплочены единством целенаправленной деятельности. Причем цели могутбытьтрудовыми, спортивно-досуговыми (болельщики футбольных клубов), музыкально-досу-говыми (неформальные молодежные объединения типа рокеров, металлистов,
брейкеров), социальными (альтернативные движения), политическими (партии, народные фронты).
В широком значении, как говорилось выше, социальная общность равна социальной группе, поэтому представляет собой совокупность индивидов, объединенных любым общим признаком: общим пространственным и временным бытием, деятельностью, экономическими, демографическими, психологическими и другими характеристиками, придерживающихся принятых ими норм и выполняющих предписанные им социальные роли на основе стандартизованных образцов взаимодействия.
В иерархии социальных общностей центральное положение занимают большие социальные группы, а среди них — классы. Они различаются по месту, занимаемому в системе общественного производства, отношению к средствам производства (главный критерий социально-классовой структуры), роли в общественном разделении труда (здесь появляются профессиональные группы), по способу получения доходов и их размерам. К профессиональным группам относят так называемые отраслевые отряды работников промышленности и сельского хозяйства: шахтеров, водителей, инженеров и т. п. К профессионально-территориальным группам следует причислить: временных, или иногородних рабочих (в просторечии называемых лимитчиками) и постоянные кадры предприятий (имеющие прописку в данном городе); иностранных рабочих (примером могут служить вьетнамские рабочие, привлекавшиеся на московские предприятия в 1980-х — начале 1990-х гг.); работников, занятых в нетрадиционных формах организации труда на Крайнем Севере (вахтовым и экс-педиционно-вахтовым методами работы).
Наряду с социальными общностями, выполняющими позитивные функции, выделяют девиантные (отклоняющиеся) и делинквентные (преступные), группы, выполняющие негативные функции: проститутки, наркоманы, алкоголики, члены мафиозных и организованных банд и др. Все это достаточно большие (иногда десятки и сотни тысяч человек) социальные группы, отличающиеся устойчивыми чертами поведения, сходными условиями проживания и образом жизни.
Кроме них в социальной структуре общества, или социальном составе (в данном, и только в данном, случае эти понятия эквивалентны), выделяют: социальные слои, или страты; малые социально-психологические группы.
Социальная структура представляет собой одну из трех предметных областей — структура, организация, личность, которые в совокупности образуют единое целое и формируют фундаментальное знание общей социологии. Социальная структура с ее многочисленными подструктурами (социопрофес-сиональной, социостатусной, социорегиональной, социоэтнической) отражает статику общества, его «социальный скелет», а социальная организация — это общественная жизнь в развитии, которое всегда реализуется через возникновение и разрешение противоречий, столкновение интересов различных групп, через борьбу исторически отживших, исчерпавших себя форм и новых, только еще нарождающихся. Таким образом, речь идет о «социальной физиологии» общества, его исторической динамике.
На пересечении структуры и организации находится личность, которая рассматривается социологией в терминах социально-типических черт. Иными словами, в социологии личность — не столько частица малой контактной группы, сколько типичный представитель большой социальной группы,
носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов и отношений.
Деловая организация создается с целью решения одной или нескольких задач, выполнение которых может принести ее участникам выгоду, которая может выражаться как в денежном эквиваленте, так и в нематериальном (например, в захвате власти). Кроме того, выгода может выражаться в религиозном, образовательном, научном, дефицитном благе.
Например, монашеский орден — организация единоверцев, которая построена на жестокой дисциплине, субординации подчинения и коллективном членстве, реализует одну цель — преданное служение Богу, чистоту религиозного культа. Такие организации отдаляются от мирской жизни, не участвуют в борьбе ни за власть, ни за деньги.
Университеты возникли как объединение студентов и профессоров ради приобщения к научным знаниям без вмешательства религиозных догматиков или политическов интересов. В этом смысле университеты можно уподобить монашескому ордену.
Такие формирования мы вправе называть не только социальными организациями, но и социальными общностями.
Общность — это сообщество равных друг другу людей; в ней нет выделенных, особо привилегированных индивидов.
Организация — это всегда иерархия и неравенство, в основе которого лежит подчинение нижестоящих вышестоящим.
Геометрически общность можно изобразить в виде круга, а организацию в виде пирамиды.
Рис. 53. Общность — сообщество равных друг другу людей
Социальные общности в чистом виде представлены утопическими коммунами, в которых нет формальной иерархии и управления, зато есть всеобщее равенство, самоуправление, периодическая смена и выборность руково-
дителей, демократизм отношении. Социальную организацию в чистом виде представляет бюрократия, где нет периодической сменяемости и выборности руководителей, демократических отношений и всеобщего равенства, зато есть неравенство должностных лиц, жесткая субординация и подчинение нижестоящих вышестоящим, авторитаризм в отношениях между людьми.
Если социальные общности строятся по алгоритму малых групп, где все знакомы друг с другом, то бюрократия строится по алгоритму больших групп, где ценность межличностных отношении отодвигается на второй план. Это значит, что в любой большой социальной группе отношения всегда деперсонализированы.
Большие социальные группы — это область, где помещаются социальные статусы, а в малых группах — личные статусы.
Посредине находится промежуточный тип образования, соединяющий свойства малых и больших групп, — социальные организации. Середина континуума дает целый спектр социальных образований (рис. 54).
Рис. 54. Континуум социальных групп от малых до больших
Ассоциации(профсоюзы, творческие союзы и т.п.) — самый слабый тип в этом ряду. Механизм интеграции людей в сообщество здесь маломощный: регулярное внесение членских взносов; более или менее регулярное действие органа самоуправления (советы, съезды, комитеты и т.д.), эпизодическое проведение массовых мероприятий (собрания, съезды, конгрессы, демонстрации, митинги, пикетирования и т.п.) Члены ассоциации не объединены общим местом жительства и местом работы.
Организации— промежуточный по силе интеграции тип социального объединения. Люди объединены общим местом работы, которое часто выступает единственным или главным источником дохода. Регулярное выполнение производственных заданий строится на основе четкой формальной структуры, распределения должностных обязанностей, соблюдения дисциплины, несения ответственности и т.п. Эпизодические массовые мероприятия здесь не приветствуются, так как отвлекают отдела.
Общности— самый сильный тип интеграции людей. Они основаны на двух важнейших принципах: единство места проживания, единство места работы. Русская поземельная община, советский колхоз, средневековые и современные утопические коммуны — примеры такого единства.
Ассоциации, организации и общности базируются на единстве ценностных ориентации, общей идеологии, верованиях, политических убеждениях и т.п. Но в каждой из них степень приверженности людей общей идеологии или верованиям различная.
Политические партии и религиозные секты — промежуточные образования. Они стоят между ассоциациями и организациями. Политическая партия в подполье — ярко выраженная организация, а демократическая партия у власти — чаще всего типичный образец полуаморфной ассоциации.