Проблемное поле образовательного процесса
Социологи, занимающиеся исследованием конфликтов на теоретическом и практическом уровнях, должны четко осознавать, что их профессиональная деятельность непосредственно связана с конфликтами. Значит, современная образовательная программа подготовки специалистов должна быть конфликтно-ориентированной. Она должна содержать в себе все многообразие точек зрения и подходов к проблемам конфликтного поля, с тем, чтобы это задавало вектор полифоннчности возможного развития. Это значит, необходимо подготовить специалиста к такой ситуации, в которой возможно все, без чего собственно конфликт не состоится. Перечислим закономерные явления, сопровождающие любой конфликт, которые проявляются даже в том случае, если мы признаем, что сам специалист действует идеально, не нарушая этических и других норм. К ним относятся угрозы, психическое нападение с целью выбить из равновесия человека, сплетни, слухи, дезинформация, ложь, подкуп, стычки, негативная информация и т-. п. Как показывает опыт общения с исследователями конфликтов, именно к этому они и не готовы. Конфликт начинает их разрушать, они испытывают в нем дискомфорт и стресс, разрушается коммуникация с теми, кто иначе смотрит на конфликт. Хотя известно, что разные взгляды на конфликт заложены как самой природой конфликта, так и задаются рамками научных дисциплин (см. Гл. 1), не говоря уже о практическом уровне интересов конфликтующих сторон. Поэтому, чтобы разработать программу подготовки социологов, способных профессионально вмешиваться в конфликты, необходимо, зафиксировать проблемы которые они будут решать в своей профессиональной деятельности.
Содержание проблем
Теоретические проблемы:
1. Междисциплинарные связи слабы, а если и существуют попытки объе
динения конфликтологов в ассоциации, то, как правило, в них не принима
ют участие те, кто не признает научные разработки оппонентов или не же
лает раскрывать свои технологии
2. Теоретические разработки, используемые в практике, чаще всего направлены
на обоснование нешгарых идей или положений, и в этом плане они не учитывают
реальную ситуацию, т. е. оторваны от практики. Практика, в которой взаимодей
ствуют конфликтующие стороны, часто скрыта и недоступна теоретикам, для кото-
рых поиск научной истины является основным интересом и редко связан с интересами конфликтующих сторон. Отсутствует обратная связь между юнфликтологи-ческими знаниями и реальной жизненной и профессиональной ситуацией.
3. Неразработанность критериев эффективности конфликтологического обучения, в частности, инновационных технологий обучения.
Организационные проблемы:
1. Существующая конкуренция между специалистами на получение за
казов в области конфликтологических разработок не позволяет раскрывать
наработки в области социальных технологий, т. к, ими начинают пользо
ваться имиджмейкеры и консультанты, задействованные в предвыборных
гонках или в борьбе за власть.
2. Отсутствует здоровая коммуникация среди специалистов, исследую
щих конфликты.
3. Ограниченность академических часов для конфликтологии в иннова
ционном режиме обучения [168].
4. Неполнота и ограниченность конфликтологического образования,
можно сказать некомптетентность преподавательского состава и консуль
тантов из среды социологов, которая заключается в том, что, обладая об
ширными научными знаниями в области предметной конфликтологии,
собственно профессионально действовать в реальном конфликте они не в
состоянии. Поэтому кроме как «передать знания», они не в состоянии на
учить тому, как применять эти знания в реальном конфликте (исключе
ние - поведенческий уровень), как моделировать (конструировать) и ре
конструировать конфликт.
Эмоционально-психологические проблемы.
1. Существует страх перед конфликтами (конфликтофобия). Этот страх присущ и большинству преподавателей конфликтологии. Это связано с тем, что представление о конфликте как о механизме разрешения противоречий, обеспечивающим развитие человека и общества до сих пор отождествляется в сознании большинства людей с идеями бесконфликтного общества и неантагонистическими противоречиями, которые господствовали в нашей стране многие десятилетия. Большинство преподавателей к конфликтам относятся отрицательно, можно сказать агрессивно, так как негативный опыт конфликта имеется практически у каждого, а технология, позволяющая приобрести позитивный опыт, есть у единиц.
Технологические и практические проблемы.
1. Отсутствуют действенные технологии в образовательном процессе, спо
собствующие моделированию конфликта во всех сферах жизнедеятельности
2. Отсутствует профессиональная позиция конфликтолога, нет профес
сионально подготовленных кадров в области управления конфликтами.
Для того чтобы решать эти проблемы не только в учебном процессе, во и в управленческой деятельности требуется их решать на государ-венном уровне.
2.3. Задачи конфликтолога в конфликтной ситуации
1. Способствовать выведению участников конфликта на новый уровень
гфлексивного осмысления, их места и роли в том процессе, движении,
эрое они пытаются осуществить в обществе, организации и т. п.
2. Оказывать участникам конфликта профессиональную помощь в поис-
центра равновесия между изменениями и стабильностью в ситуации
онфликта.
3. Раскрывать участникам конфликта позитивные функции конфликта,
Где изменения могут начаться с самого человека, с перемен в духовных
енностях, отношениях и связях между людьми, человеком и обществом, природой и человеком.
4. Готовить мышление участников конфликта к изменениям и переда
ть им методы конструктивного взаимодействия и диалога друг с другом.
5. Способствовать процессу самоопределения конфликтующих сторон в
нахождении смысла конфликта в деятельности и жизни.
Решению этих задач может способствовать этический кодекс специалистов в области практической конфликтологии.
2.4. Этический кодекс конфликтолога
Цель этого кодекса- профессионально самоопределиться как специалисту и гражданину России.
В ответ на доверие конфликтующих сторон (доверия изначально не су-цествует, его еще необходимо сформировать), я обязуюсь осуществлять свою практическую деятельность так, чтобы она служила на благо человека, социальной группы, общества и человечества. Основные обязательства перед конфликтующими сторонами:
• Соотносить интересы конфликтующих сторон с интересами орга
низации и общества с целью поиска конструктивных и реалистич
ных решений в конфликте.
• Сохранять непредвзятую, независимую позицию с учетом всех
относящихся к конфликту фактов и ответственных мнений, точек
зрения.
• Сохранять конфиденциальность, т. е. информацию о конфликте не
выносить за пределы конфликтующих сторон, обсуждать только с
ними (вместе или отдельно), Не распространять информацию, мо
гущую нанести вред конфликтующим сторонам.
• Принимать только те задания от конфликтующих сторон, которые
в моей компетенции.
• Оказывать помощь конфликтующим сторонам в разработке прак
тических решений, которые можно быстро и эффективно исполь
зовать в конкретной конфликтной ситуации, в целях минимизации
деструктивных последствий конфликта.
• Знакомить конфликтующие стороны с применяемыми прин
ципами, методами и технологиями профилактики, управления
конфликтами, технологиями переговоров, чтобы в дальнейшем
они сами могли ими пользоваться во вновь возникающих кон
фликтных ситуациях, в целях перевода их в конструктивное
русло.
• Не помогать конфликтующим сторонам, при обстоятельствах или
условиях, которые могут повлиять на объективность, независимость
или честность, с точки зрения соблюдения профессиональной эти
ки и эскалации насильственных форм.
• Не рекламировать свою деятельность, ссылаясь на успехи конф
ликтующих сторон.
• Вступать в конструктивную конфронтацию с конфликтующими сто
ронами, сообщая им неприятные факты и мнения, в определенном
режиме при полном их доверии.
• Оставаться собой, вести себя в соответствии с профессиональны
ми ценностями и этическими нормами открытости и доверия.
Резюме
Впроцессе обучения конфликтологов-практиков, они должны научиться;
• формировать культурные образцы взаимодействия конфликтующих
сторон в реальном конфликте;
• переводить социально-негативные конфликты в социально-пози
тивное русло с помощью социальных технологий, позволяющих
разрешать противоречия и решать социальные проблемы;
• способствовать формированию правового сознания у конфликту
ющих сторон;
• находиться в постоянном профессиональном развитии и в поиске
границ некомпетентности, при одновременном формировании кон
фликтологической компетенции;
• сохранять независимую позицию и чистое сознание, защищая не
интересы какой-либо из конфликтующих сторон, а интересы кон
структивного развития общества, группы, человека.
Подготовка конфликтологов невозможна вне инновационной технологии обучения.
§3. Технология инновационного семинара-тренинга
Технология инновационного семинара-тренинга (ИСТ) сформировалась в результате многолетней самостоятельной работы автора. За это время технология ИСТ была апробирована в организациях с участием более 700 человек. В семинарах принимали участие ученики 8-Ю-х классов двух московских школ, студенты вузов, управленцы и руководители государственных структур образования, коллективы коммерческих структур, руководители департаментов областей, руководители дошкольных учреждений трех городов: Петрозаводск, Ставрополь и Ноябрьск.
Методологической основой является система принципов и идей, разработанных В. С. Дудченко в рамках инновационных игр [49-56].
В основном руководители обращались за консультацией в нескольких случаях:
• руководитель осознавал, что принимаемые им решения вызывают
в коллективе устойчивое сопротивление и рассогласование дей
ствий;
• руководителя привлекала тема «Конфликты на микроуровне в уп
равлении» и он приглашал провести учебу в целях повышения уп
равленческих навыков, необходимых для разрешения конфликтов;
• руководитель пытался получить с помощью консультанта какую-
либо информацию о подчиненных, которой он намеревался вос
пользоваться далее по собственному усмотрению;
• руководитель стремился обучиться «чему-то очень психологичес
кому» в управлении людьми в конфликтах.
Можно признать, что ведущую роль играют прагматические соображения
— освоить более «мягкие» способы управления, поскольку «грубые» вос
принимаются все более агрессивно. В этом плане управление находится в
русле государственной эволюции, в которой методы тоталитарного режима
— принуждение, приказы, подавление - постепенно заменяются такими,
которые соответствуют демократическим принципам управления. Именно в
конфликте можно осознать разнообразные, скрытые от самих участников,
манипулятивные техники, благодаря которым конфликтная ситуация не под
дается контролю и управлению, а если и поддается, то с применением в боль-
Шей степени насильственных форм воздействия. Технология позволяет ра
ботать как с малыми группами (5 человек), так и с группой до 60-ти человек.
Конфликты между группами (и людьми) возникают по поводу неадекватно
понятых задач и целей в совместной деятельности, а также их функциональ
ной взаимозависимости. И поскольку каждый человек, находящийся на фун-
кции, имеет дело с конфликтами, то, как уже было сказано ранее, инновационная технология обучения, характеризующаяся риском, конфликтами, напряжением, наиболее адекватна постановке задач ИСТ.
Технология ИСТ включает в себя несколько основных блоков:
• цели и задачи этапов;
• принципы и правила;
• методы, техники взаимодействия и организации процесса;
• позицию ведущего семинара;
• критерии эффективности этапов; -
• время, необходимое для завершения этапов.
Содержательное описание всех этапов позволяет раскрыть программу и
принципы-'инновационного семинара-тренинга.