Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Социология

Методические указания к самостоятельному изучению курса и

выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения

всех направлений

методические рекомендации по выполнению контрольной работы - student2.ru

Красноярск 2015

Издаётся по решению научно-методического совета НОУ ВПО СИБУП

Рецензент:

В.А. Козловская,

кандидат философских наук, доцент, профессор СИБУПа,

зав. кафедрой общественных наук

Гончаров Е.А.

Социология: методические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения всех направлений / НОУ ВПО СИБУП. – Красноярск, 2015. – 19 с.

Методические указания предназначены для самостоятельного освоения дисциплины «Социология» и выполнения контрольной работы по ней студентами заочной формы обучения. Указания содержат рабочую программу, требования по содержанию и оформлению контрольной работы, перечень контрольных вопросов, тренировочные тесты и список основной и дополнительной литературы.

© НОУ ВПО СИБУП, 2015

© Гончаров Е.А., 2015

Содержание

Введение …………………………….…………………..………………….
1. Цели освоения дисциплины………………………………………………
2. Содержание курса…………………………………………………………
3. Содержание дисциплины …………………………………………………
4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы…..
5. Темы контрольных работ…………………………………………………
6. Вопросы к зачету…………………………………………………………..
7. Список литературы…..……………………………….................................
8. Примерный тест……………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Буквально термин « социология» означает – «наука (знание) об обществ». Мы все живем в обществе и поэтому, если хотим действовать эффективно, с максимальной отдачей, должны быть социально компетентными. Именно социология позволяет человеку приобрести это качество. Конечно, каждому из нас удавалось найти оптимальное решение какой-либо проблемы и без этой науки, базируясь на собственном опыте и здравом смысле. Между тем социология существенно отличается от взгляда на жизнь через призму обыденного сознания.

Cоциология и здравый смысл по-разному осмысляют социальные факты. Чаще всего обыденное сознание изображает сложные социальные процессы как результат помыслов и действий (или бездействий) нескольких людей. Социология противостоит такой персонифицированной точке зрения на мир.

Здравый смысл эффективен до тех пор, пока человек заключен в круг повседневной, монотонной, привычной жизни: знакомое не требует объяснений, не провоцирует вопросов. Социология – наука, касающаяся каждого человека, ибо она предоставляет нам возможность осмыслить те проблемы, с которыми мы сталкиваемся в обычной жизни, критически отнестись к тому, что кажется незыблемым и вечным. Социология дает возможность почувствовать вкус к науке и искусству анализа повседневности.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

знания: основных исторических этапов развития социологии, основных социологических категорий, методов социологического исследования;

умения:

- теоретические: уверенно оперировать социологическими категориями в научно-исследовательской деятельности;

- практические: использовать имеющиеся социологические знания для анализа современных социальных проблем;

навыки:

- умение грамотно выстраивать выступление, участвовать в дискуссии, используя арсенал социологического знания;

- умение использовать социологические методы и результаты социологических исследований в профессиональной деятельности.

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций: (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП)).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Самостоятельная работа студентов организуется с целью развития у них навыков работы с учебной и научной литературой, для систематического изучения курса и для формирования умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания. Усвоение политической теории не является самоцелью. Главное – научиться самостоятельно анализировать явления общественно-политической жизни, вырабатывать самостоятельную точку зрения и линию поведения в зависимости от сложившейся ситуации.

Задачи самостоятельной работы:

- освоить теоретический материал;

- закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем (при подготовки докладов и т.п.);

- применить полученные знания и практические навыки для самостоятельного анализа и выработки адекватного поведения в той или иной ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ.

Общество как объект исследования социологии. Понятие социального. Специфика социального познания. Уровни социологического знания: общесоциологическая теория, частные социологические теории, уровень эмпирических исследований. Социальный реализм и социальный номинализм в социологическом познании. Место социологии в системе социально-гуманитарных наук. Функции социологии.

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ.

Становление социологии как самостоятельной науки. Позитивизм О. Конта: понятие позитивного, закон трех стадий, критика «социальной метафизики». Основные идеи социальной статики и социальной динамики.

Органицизм Г. Спенсера. Органицизм как принцип изучения социальных явлений. Эволюционизм Г. Спенсера.

Социология марксизма. Экономический детерминизм К. Маркса. Понятия способа производства, производительных сил, производственных отношений, базиса, надстройки. Закон соответствия производительных сил и производственных отношений. Социальная структура, понятие класса. Социальный антагонизм как основа социальных отношений. Социальная динамика: теория общественно-экономических формаций. Марксистское понятие личности: личность как совокупность всех общественных отношений. Марксистская теория социального познания: понятие идеологии.

Психологическая парадигма в социологии. Теория «Зеркального Я» Ч. Кули. Понятие первичной группы. Анализ феномена толпы (Г. Тард, Г. Лебон).

Русская социальная мысль.

- социология П. Сорокина

- теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

- социальные воззрения В.С. Соловьева

- персонализм Н. Бердяева

- теория этногенеза Л.Н. Гумилева

- социальные идеи русского космизма.

Социология М. Вебера. Специфика методологии социального познания: понятие «идеального типа». Веберовская теория социальной рациональности. Понятие и типы социального действия. Веберовская теория бюрократии.

Социология Э. Дюркгейма. Социологизм Дюркгейма. Понятие социального факта. Теория социальной солидарности, специфика механической и органической социальной солидарности. Э. Дюркгейм как основоположник функционализма в социологии. Понятие социальной функции, основные постулаты функционализма. Понятие аномии.

Западная социология 20 века.

- социология Чикагской школы

- структурно-функциональная социология (Р. Мертон, Т. Парсонсс)

- феноменологическая социология и этнометодология (А. Шюц, Г. Гарфинкель)

- неомарксизм и Франкфуртская школа социальных исследований (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас)

- теории индустриального и постиндустриального общества (Р. Арон, Ж. Фурастье, Д. Белл)

ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА.

Понятие и основные элементы социальной структуры.

Личность в системе общественных отношений. Понятия социальной роли, социального статуса. Понятия модальной и нормативной личности. Формирование личности в процессе социализации. Формы и способы социализации индивидов. Девиантное поведение: природа, типы. Девиантное поведение и аномия.

Основные элементы социальной структуры: классы, страты, социальные группы, агрегации. Масса и толпа как объект социологического исследования. Социальное неравенство. Социальная мобильность. Социальный порядок и социальный контроль. Социальная структура современного российского общества.

Социальные институты: понятие, типы. Институализация и деинституализация.

ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ.

Понятие и виды социальных изменений. Эволюционные, революционные, циклические, синтетические теории социальных изменений. Факторы и механизмы социальных изменений. Понятие и типы инноваций. Социальный прогресс. Социальная стабильность.

Социальные конфликты. Понятие, типы, стадии социального конфликта.

ТЕМА 5. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Специфика социологической методологии. Выборочное исследование в социологии. Понятие генеральной и выборочной совокупности. Способы формирования выборочной

совокупности. Понятие репрезентативности.

Шкалирование в социологии. Понятие и типы шкал (номинальная, порядковая, интервальная).

Количественные методы социологического исследования: метод опроса, контент-анализ.

Качественные методы социологического исследования: наблюдение, кейс-стади, глубинное интервью, биографический метод, фокус-группы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа является одним из обязательных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, а также рубежной формой контроля за освоением ими учебного материала по курсу социологии, уровнем их знаний, умений и навыков.

Выполнение контрольной работы способствует приобретению студентами навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, умений анализировать, обобщать изученный материал и применять его при изучении материала.

Контрольная работа сдаётся студентом до начала учебной сессии. Зачёт по контрольной работе является обязательным для получения зачета по курсу социологии.

Основное требование к контрольной работе — достаточно полное и глубокое раскрытие темы — выполнимо при условии изученности литературных источников по теме работы.

Цель работы с источниками — их аннотация и сопоставление различных взглядов на проблему. Это не исключает изложение самостоятельных суждений и выводов, основанных на собственных наблюдениях.

Контрольная работа должна иметь объем 18-20 печатных страниц, выполненных через два интервала (в компьютерном наборе - через 1,5 интервала). Текст пишется с одной стороны листа, с оставлением по­лей. Страницы должны быть пронумерованы и сброшюрованы.

Контрольная работа проверяется в срок не более 10 дней после получения её преподавателем. Результат выполнения контрольной работы оценивается отметками «зачтено» или «незачтено». Отметка выставляется на титульном листе работы.

Незачтённая контрольная работа возвращается студенту для дальнейшей работы с подробным указанием причин возврата. Контрольная работа, выполненная небрежно, не по заданному варианту либо без соблюдения требований по её оформлению, возвращается студенту без проверки с указанием причин возврата. Исправленная контрольная работа должна быть передана преподавателю до зачета по курсу.

Наши рекомендации