Цель и задачи дисциплины

Цельпреподавания дисциплины «Социология» состоит в том, чтобы сформировать у студентов первоначальное систематизированное представление о социологии как науке: развитии социологической теории, методах и практическом использовании социологических теориях и их применении. Это важно для профессиональной ориентации студентов и последующего выбора ими элективных дисциплин.

Задачикурса:

-создать представление о динамике социальных изменений в мире на основании макро и микросоциологических подходов;

-сформировать умение эффективной работы в современной организации;

-ознакомление с основными социологическими понятиями, концепциями, теориями с целью исследования социальных процессов;

-освоение прикладных методов и организации социологического исследования;

-обучение студентов социологическому мышлению, умению практически использовать полученные знания для выделения и изучение актуальных проблем общества.

Студенты должны:

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ,что актуальность данного курса обусловлена, несколькими обстоятельствами:

Во-первых, изучение социологии является очень важным для общества, она представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе.

Во-вторых, социология с самого начала своего возникновения и по настоящее время направлена на изучение общества как системы социальных взаимодействий индивидов и групп, как развивающейся социальной структуры.

В-третьих, социология пытается объяснить социальное неравенство, конфликты и противоречия между различными социальными группами, что особенно актуально в период буйных экономических преобразований обществ.

ЗНАТЬ:

  • Теоретические и прикладные основы и закономерности функционирования социологической науки;
  • Основные социологические понятия;
  • Классические и современные социологические теории;
  • Основные направления и результаты современных исследований в области социологии.

УМЕТЬ:



  • Самостоятельно анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
  • Корректно и аргументированно формулировать свою мысль в устной и письменной форме;
  • Использовать усвоенные знания в конкретных ситуациях;
  • Динамично использовать альтернативные, новые и/или инновационные социологические подходы к решению профессиональных задач.

ПРИОБРЕСТИ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ (ВЛАДЕТЬ):

  • Навыками полостного подхода к анализу, проектированию и прогнозированию проблем современного общества;
  • Доступными источниками социологической информации, обобщать и анализировать данные;
  • Навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основаными на толерантности и уважении;
  • Методика проведения социологических исследований;
  • Способностью к критическому восприятию информации («критическому мышлению»);
  • Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и научной полемики.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

Общие компетенции:

- знать предмет и структуру социологического знания, методологии и основные теоретические направления, парадигмы, функции социологии, специфику макро и микросоциологического анализа социальных процессов;

- уметь оперировать понятийным аппаратом социологии, понятием социального факта, базовыми концептуальными положениями классических и современных социологических теорий, позитивизма, эволюционализма, марксизма, функционализма, бихеовиризма, интеракционизма, конфликтологии, институционализма, феноменологии, этнометодологии, экономической социологии, социологии молодежи и социологии массовой коммуникации, социологии образования и групп, социологии культуры и религии;

- знать структуру культуры и коммуникации, типы, средства, формы и доктрины массовой коммуникации, специфику субкультуры и контркультуры, массовой культуры;

- уметь анализировать структурные элементы социальных систем: социальные общности, организации, группы, институты, нормы, культура, статусы, социальные роли, социальные отношения и взаимодействия, функции и дисфункции, личность в системе социального взаимодействия;

- знать факторы, типы и этапы социализация личности, структуру и концепции современной образовательной системы, понимать требования, предъявляемые к человеку и системе образования, структур;

- понимать специфику молодежи как социальной группы, её функции, знать теоретические положения социологии молодежи.

Профессиональные компетенции:

- владеть практическими навыками применения прикладных социологических методов исследования социальных процессов;

- знать закономерности структурирования и функционирования общества, социальных процессов и явлений, принципы функционального подхода к анализу общества и социального детерминизма, понятия «институт», «социальная структура», «социальная группа», «глобализация», «цивилизация», взаимосвязь культуры и структуры, значение культуры в процессах идентификации и социализации, теоретические подходы, сущность и типы стратификации и социальной мобильности, условия формирования различных систем стратификации;

- иметь навыки научной рефлексии окружающей социальной действительности (социокультурных, религиозных, политических, этнических процессов), особенности действия различных институциональных систем (образования, экономики, культуры, религии), глобальных проблем социальной жизни и их взаимосвязь с общечеловеческими ценностями;

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Знание и понимание законов развития общества, государства и мышления, а также умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;
  2. Применение знаний и понимания:

- уметь использовать научные методы познания, что способствует формированию научного мировоззрения;

- умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием;

- самостоятельно анализировать, использовать методы социологического исследования.

  1. Формирование суждений:

- формирование политического суждения;

- формирование гражданской позиции;

- формирование обязательной нормативной базы.

  1. Коммуникативные способности:

- ораторское искусство;

- артистизм;

- умение входить в контакт.

  1. Навыки обучения или способности к учебе:

- владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований;

- способность к обоснованной расстановке и управлению приоритетами;

- глубокие теоретические знания предмета социологии и социологических отношений;

- постоянное наблюдение за событиями в отечественной и мировой социальной мысли;

- владение одним или несколькими иностранными языками;

- эрудированность, широкий кругозор (хорошие познания в разных областях наук, например, история, социология, психология, правоведение, философия).

Пререквизиты учебной дисциплины:

Религиоведение, Культурология, История Казахстана

Постреквизиты учебной дисциплины:

Политология, Философия.

Календарно-тематический план изучения учебной дисциплины:

Очное обучение

Название темы Распределение часов
Лекция Практика СРС СРСП Неделя
1. Социология как наука
2. Основные этапы становления и развития социологии
3. Современные социологические теории
4. Методология социологического исследования
5. Методы сбора социологической информации
6. Общество и социальные взаимодействия          
7. Социальные группы, организации и институты
8. Социализация личности
9. Социальное неравенство и социальная стратификация          
10. Культура и общество
11. Социология семьи и гендера
12. Социология молодежи
13. Социология девиантного поведения
14. Социология труда и экономической жизни          
15. Образование и средства массовой информации
  Итого:  

Заочное обучение

Название темы Распределение часов
Лекция Практика СРС СРСП Сем.
1. Социология как наука
2. Основные этапы становления и развития социологии  
3. Современные социологические теории  
4. Методология социологического исследования      
5. Методы сбора социологической информации      
6. Общество и социальные взаимодействия        
7. Социальные группы, организации и институты        
8. Социализация личности        
9. Социальное неравенство и социальная стратификация        
10. Культура и общество        
11. Социология семьи и гендера        
12. Социология молодежи        
13. Социология девиантного поведения        
14. Социология труда и экономической жизни        
15. Образование и средства массовой информации        
  Итого:  
               

6. Список основной и дополнительной литературы:

Основная

1. Әлеуметтау. 2 кітап Жалпы ред. М.М. Тажин.- Алматы 2014.-268 б.

2. Биекенов К.У. Биекенова С.К., Кенжакимова Г.А. Социология: учебник для студентов гуманитарных вузов.-Алматы: Lem, 2011.-380 с.

3. Болатова А.Н., Исмаганмбетова З.Н., Мырзабекова А.Ш. Социология. Караганда. 2011

4. Giddens A. Sociology. 6 edition.-Cambridge: Polity Press, 2009.-1183 p.

5. Карабаев Ш.К. Әлеуметтау негіздері: Оку куралы.-Алматы: Экономика, 2014.-640 б.

6. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие – М. Инстетут социологии РАН. 2011. 1 CD ROM.

7. Пузиков М.Ф. Социология как учебная дисциплина. Учебно-методический комплекс для студентов вузов.-Алматы. 2012.-632с.

8. Садырова М.С. Әлеуметтану: өзекті мәселелер – Алматы: «Эверол». 2011.-284 бет.

9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности – 4-е изд., испр.-Москва: Омега-Л, 2011.-567 с.

10. Харчева В. Основы социологии М. «Логос», 2011 – 302 с.

Дополнительная

1. Абдикерова Г.О. Әлуметтану Алматы. Қазақ университеті. 2011.-192 б

2. Абдирайымова Г.С. Жастар социологиясы . 2-басылым. – Алматы: Қазақ университеті, 2012.-224 б.

3. Әженов М.С., Садырова М.С. Омарова А.Т. Білім социологиясы.Окулык Алматы: «Эверо», 2011.-124 бет.

4. Биекенов К.У., Садырова М.С. Әлеуметтану. Ұғымдар мен балалар. Алматы: «Эверо». 2011. – 400 бет

5. Долгоруков А.М. Практикум по общей социологии. Учебное пособие для вузов. – М.. Высшая школа. 2012.-296 с.

6. Жаназарова З.Ж. Отбасы социологиясы: оку кұралы. – Алматы: Қазақ университеті, 2010.-240б.

7. Казымбетова Д.К. Введение в социологию: учебное пособие.-Алматы, 2011.-121с.

8. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. -СПб. Питер, 2015.-432с.

9. Нартов Н.А., Бельский В.Ю. Социология: Учебник для студентов вузов, - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2013.-511 с.

10. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева.-М. ИНФАРМ-М. 2012.-654 с.

Наши рекомендации