Цель и задачи дисциплины
Цельпреподавания дисциплины «Социология» состоит в том, чтобы сформировать у студентов первоначальное систематизированное представление о социологии как науке: развитии социологической теории, методах и практическом использовании социологических теориях и их применении. Это важно для профессиональной ориентации студентов и последующего выбора ими элективных дисциплин.
Задачикурса:
-создать представление о динамике социальных изменений в мире на основании макро и микросоциологических подходов;
-сформировать умение эффективной работы в современной организации;
-ознакомление с основными социологическими понятиями, концепциями, теориями с целью исследования социальных процессов;
-освоение прикладных методов и организации социологического исследования;
-обучение студентов социологическому мышлению, умению практически использовать полученные знания для выделения и изучение актуальных проблем общества.
Студенты должны:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ,что актуальность данного курса обусловлена, несколькими обстоятельствами:
Во-первых, изучение социологии является очень важным для общества, она представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе.
Во-вторых, социология с самого начала своего возникновения и по настоящее время направлена на изучение общества как системы социальных взаимодействий индивидов и групп, как развивающейся социальной структуры.
В-третьих, социология пытается объяснить социальное неравенство, конфликты и противоречия между различными социальными группами, что особенно актуально в период буйных экономических преобразований обществ.
ЗНАТЬ:
- Теоретические и прикладные основы и закономерности функционирования социологической науки;
- Основные социологические понятия;
- Классические и современные социологические теории;
- Основные направления и результаты современных исследований в области социологии.
УМЕТЬ:
- Самостоятельно анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
- Корректно и аргументированно формулировать свою мысль в устной и письменной форме;
- Использовать усвоенные знания в конкретных ситуациях;
- Динамично использовать альтернативные, новые и/или инновационные социологические подходы к решению профессиональных задач.
ПРИОБРЕСТИ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ (ВЛАДЕТЬ):
- Навыками полостного подхода к анализу, проектированию и прогнозированию проблем современного общества;
- Доступными источниками социологической информации, обобщать и анализировать данные;
- Навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основаными на толерантности и уважении;
- Методика проведения социологических исследований;
- Способностью к критическому восприятию информации («критическому мышлению»);
- Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и научной полемики.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
Общие компетенции:
- знать предмет и структуру социологического знания, методологии и основные теоретические направления, парадигмы, функции социологии, специфику макро и микросоциологического анализа социальных процессов;
- уметь оперировать понятийным аппаратом социологии, понятием социального факта, базовыми концептуальными положениями классических и современных социологических теорий, позитивизма, эволюционализма, марксизма, функционализма, бихеовиризма, интеракционизма, конфликтологии, институционализма, феноменологии, этнометодологии, экономической социологии, социологии молодежи и социологии массовой коммуникации, социологии образования и групп, социологии культуры и религии;
- знать структуру культуры и коммуникации, типы, средства, формы и доктрины массовой коммуникации, специфику субкультуры и контркультуры, массовой культуры;
- уметь анализировать структурные элементы социальных систем: социальные общности, организации, группы, институты, нормы, культура, статусы, социальные роли, социальные отношения и взаимодействия, функции и дисфункции, личность в системе социального взаимодействия;
- знать факторы, типы и этапы социализация личности, структуру и концепции современной образовательной системы, понимать требования, предъявляемые к человеку и системе образования, структур;
- понимать специфику молодежи как социальной группы, её функции, знать теоретические положения социологии молодежи.
Профессиональные компетенции:
- владеть практическими навыками применения прикладных социологических методов исследования социальных процессов;
- знать закономерности структурирования и функционирования общества, социальных процессов и явлений, принципы функционального подхода к анализу общества и социального детерминизма, понятия «институт», «социальная структура», «социальная группа», «глобализация», «цивилизация», взаимосвязь культуры и структуры, значение культуры в процессах идентификации и социализации, теоретические подходы, сущность и типы стратификации и социальной мобильности, условия формирования различных систем стратификации;
- иметь навыки научной рефлексии окружающей социальной действительности (социокультурных, религиозных, политических, этнических процессов), особенности действия различных институциональных систем (образования, экономики, культуры, религии), глобальных проблем социальной жизни и их взаимосвязь с общечеловеческими ценностями;
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
- Знание и понимание законов развития общества, государства и мышления, а также умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;
- Применение знаний и понимания:
- уметь использовать научные методы познания, что способствует формированию научного мировоззрения;
- умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием;
- самостоятельно анализировать, использовать методы социологического исследования.
- Формирование суждений:
- формирование политического суждения;
- формирование гражданской позиции;
- формирование обязательной нормативной базы.
- Коммуникативные способности:
- ораторское искусство;
- артистизм;
- умение входить в контакт.
- Навыки обучения или способности к учебе:
- владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований;
- способность к обоснованной расстановке и управлению приоритетами;
- глубокие теоретические знания предмета социологии и социологических отношений;
- постоянное наблюдение за событиями в отечественной и мировой социальной мысли;
- владение одним или несколькими иностранными языками;
- эрудированность, широкий кругозор (хорошие познания в разных областях наук, например, история, социология, психология, правоведение, философия).
Пререквизиты учебной дисциплины:
Религиоведение, Культурология, История Казахстана
Постреквизиты учебной дисциплины:
Политология, Философия.
Календарно-тематический план изучения учебной дисциплины:
Очное обучение
№ | Название темы | Распределение часов | ||||
Лекция | Практика | СРС | СРСП | Неделя | ||
1. | Социология как наука | |||||
2. | Основные этапы становления и развития социологии | |||||
3. | Современные социологические теории | |||||
4. | Методология социологического исследования | |||||
5. | Методы сбора социологической информации | |||||
6. | Общество и социальные взаимодействия | |||||
7. | Социальные группы, организации и институты | |||||
8. | Социализация личности | |||||
9. | Социальное неравенство и социальная стратификация | |||||
10. | Культура и общество | |||||
11. | Социология семьи и гендера | |||||
12. | Социология молодежи | |||||
13. | Социология девиантного поведения | |||||
14. | Социология труда и экономической жизни | |||||
15. | Образование и средства массовой информации | |||||
Итого: |
Заочное обучение
№ | Название темы | Распределение часов | |||||
Лекция | Практика | СРС | СРСП | Сем. | |||
1. | Социология как наука | ||||||
2. | Основные этапы становления и развития социологии | ||||||
3. | Современные социологические теории | ||||||
4. | Методология социологического исследования | ||||||
5. | Методы сбора социологической информации | ||||||
6. | Общество и социальные взаимодействия | ||||||
7. | Социальные группы, организации и институты | ||||||
8. | Социализация личности | ||||||
9. | Социальное неравенство и социальная стратификация | ||||||
10. | Культура и общество | ||||||
11. | Социология семьи и гендера | ||||||
12. | Социология молодежи | ||||||
13. | Социология девиантного поведения | ||||||
14. | Социология труда и экономической жизни | ||||||
15. | Образование и средства массовой информации | ||||||
Итого: | |||||||
6. Список основной и дополнительной литературы:
Основная
1. Әлеуметтау. 2 кітап Жалпы ред. М.М. Тажин.- Алматы 2014.-268 б.
2. Биекенов К.У. Биекенова С.К., Кенжакимова Г.А. Социология: учебник для студентов гуманитарных вузов.-Алматы: Lem, 2011.-380 с.
3. Болатова А.Н., Исмаганмбетова З.Н., Мырзабекова А.Ш. Социология. Караганда. 2011
4. Giddens A. Sociology. 6 edition.-Cambridge: Polity Press, 2009.-1183 p.
5. Карабаев Ш.К. Әлеуметтау негіздері: Оку куралы.-Алматы: Экономика, 2014.-640 б.
6. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие – М. Инстетут социологии РАН. 2011. 1 CD ROM.
7. Пузиков М.Ф. Социология как учебная дисциплина. Учебно-методический комплекс для студентов вузов.-Алматы. 2012.-632с.
8. Садырова М.С. Әлеуметтану: өзекті мәселелер – Алматы: «Эверол». 2011.-284 бет.
9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности – 4-е изд., испр.-Москва: Омега-Л, 2011.-567 с.
10. Харчева В. Основы социологии М. «Логос», 2011 – 302 с.
Дополнительная
1. Абдикерова Г.О. Әлуметтану Алматы. Қазақ университеті. 2011.-192 б
2. Абдирайымова Г.С. Жастар социологиясы . 2-басылым. – Алматы: Қазақ университеті, 2012.-224 б.
3. Әженов М.С., Садырова М.С. Омарова А.Т. Білім социологиясы.Окулык Алматы: «Эверо», 2011.-124 бет.
4. Биекенов К.У., Садырова М.С. Әлеуметтану. Ұғымдар мен балалар. Алматы: «Эверо». 2011. – 400 бет
5. Долгоруков А.М. Практикум по общей социологии. Учебное пособие для вузов. – М.. Высшая школа. 2012.-296 с.
6. Жаназарова З.Ж. Отбасы социологиясы: оку кұралы. – Алматы: Қазақ университеті, 2010.-240б.
7. Казымбетова Д.К. Введение в социологию: учебное пособие.-Алматы, 2011.-121с.
8. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. -СПб. Питер, 2015.-432с.
9. Нартов Н.А., Бельский В.Ю. Социология: Учебник для студентов вузов, - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2013.-511 с.
10. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева.-М. ИНФАРМ-М. 2012.-654 с.