Тема 13. Социальный прогресс. Социальные революции. Культура как фактор социальных изменений

Социальные изменения (SOCIAL CHANGE) как перемены в базовых структурах социальной группы или общества. Социальные изменения — постоянное явление в жизни общества, но в настоящее время они отличаются особой интенсивностью. С самого зарождения социологии прослеживается попытка объяснить драматические коллизии, перемены традиционных устоев и возникновение новых форм социального порядка.

Изменения социальные - одна из основных проблем в социологии. Для ее изучения используются различные методологические подходы. Эволюционные теории социальных изменений развивались Контом, Спенсером, Дюркгеймом и др. социологами. Согласно эволюционизму, общество проходит в своем развитии определенные стадии, прогрессируя от простых форм к более сложным и дифференцированным. Подобным же образом и структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон) рассматривает социальные изменения как эволюционный процесс адаптации системы к окружающей среде на основе дифференциации и увеличения структурной сложности. Противоположный подход к социальным изменениям был развит К.Марксом, который подчеркивал значение классовых противоречий и классовой борьбы, порождаемых противоречием производительных сил и производственных отношений. Согласно марксизму, развитие общества происходит путем революционного перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Социальная революция – это коренной, качественный переворот во всей структуре общества. Такой переворот невозможен без политической революции – завоевания государственной власти прогрессивным классом, способным осуществить революционные преобразования всего общества. Теории индустриального и постиндустриального общества (Д.Белл, О.Тоффлер и др.), исходящие из методологических установок технологического детерминизма, решающую роль в социальных изменениях отводит технологическим изменениям, которые происходят в ходе технологических революций (неолитическая революция, промышленная революция 18-19вв, научно-техническая революция 50-60-гг. 20в., информационно-компьютерная революция конца 20в.). На этом основании выделяют три стадии исторического процесса – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Переход от доиндустриального к индустриальному обществу – это долговременный революционный процесс кардинального изменения всех сфер общества (социальной структуры, всей системы общественных отношений, образа жизни и уровня жизни людей, культурных и моральных ценностей).Если социология модерна исходит из убеждения о направленном прогрессивном развитии человеческого общества от одной стадии к другой, то в социологии постмодерна утверждается представление о незаданности вектора общественного развития, его многовариантности.

Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс.

Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Эволюция

(evolution). Развитие биологических организмов посредством адаптации видов к условиям окружающей среды.

Революция (REVOLUTION)

Процесс политических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения, связанный с использованием насилия для успешного свержения существующего режима и с последующим формированием нового правительства. Революция отличается от заговора тем, что революция носит массовый характер и приводит к значительным переменам во всей политической системе. Заговор — это вооруженный захват власти для смены политического лидера, но без радикальных перемен в системе управления. Революции отличаются и от бунта, хотя бунт — тоже вызов, угроза существующему политическому режиму, но его цель в большей степени заключается в замене лидеров, а не в трансформации политической структуры как таковой.

Социальная трансформация

(social transformation). Процессы изменений в обществах или социальных системах.

Культура (CULTURE)

Ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие “культура”, так же, как и понятие “общество”, чрезвычайно широко употребляется в социологии и в других общественных науках (особенно в антропологии). Культура — одно из наиболее характерных свойств, присущее любому социальному объединению людей.

Субкультура

(subculture). Ценности и нормы, отличные от общепринятых в обществе, разделяемые отдельными группами.

“Плавильный котел”

(melting pot). Выражает идею того, этнические различия могут комбинироваться, создавая новые правила поведения, в основе которых лежат различные культурные источники.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание дисциплины «Социология» предполагает:

- наличие аудитории для проведения лекций, демонстрации видеослайдов;

- наличие аудитории для проведения семинарских занятий с доской для записей.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе………………………………3
3. Место учебной дисциплины в структуре ООП…………………………………………..3
3.1. Предшествующие дисциплины ……………………………………………………....3
3.2. Последующие дисциплины ………………………………………………………..…4
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины …….4
5.Рабочая программа учебной дисциплины ……………………………………………..…..5
5.1. Структура и содержание учебной дисциплины в соответствии с образовательным стандартом……………………………………………………………………………………5
3.2. Рабочий тематический план дисциплины ……………………………………..……...5
5.3. Содержание дисциплины в соответствии с рабочим тематическим планом………….. 7
5.4. Образовательные технологии…………………………………………………………..15
5.4.1. Семинарские занятия…………………………………………………………….15
5.4.2. Лабораторно- практические занятия………………………………………….. .21
5.4.3. Интерактивные формы обучения………………………………………………. 21
5.5. Организация самостоятельной работы студентов……………………………………..21
5.5.1 Контрольная работа……………………………………………………………..22
5.5.2. Письменная работа (реферат, эссе и т.п.)………………………………………..22
5.5.3. Аннотированная тематика курсовых работ……………………………………..23
5.5.4. Аннотированная тематика выпускных квалификационных работ ………………23
5.6. Оценочные средства контроля успеваемости и аттестации студентов………………. 23
5.6.1. Текущий контроль успеваемости………………………………...……………....23 5.6.2. Тесты ……………………………………………………………………………24 5.6.3. Контрольные вопросы для подготовки к промежуточной аттестации /экзамену ..28
 
5.6.4. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине……………………………………………………………………………………….29
5.7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины……… 29
5.7.1 Основные источники ………………………………………………………… 29
5.7.2. Дополнительные источники ……………………………….………………..30
5.7.3. Электронные источники (программы, Интернет – ресурсы) ………………... 31
5.7.4. Словарь терминов (глоссарий) ………………………………………….…...31
6. Материально – техническое обеспечение учебной дисциплины ……………………... 52

Наши рекомендации