Схема оценки знаний по ВСК 1 (в баллах)
Ф.И.О студента | Оценка знаний | Рубежный контроль | посещаемость | итого | ||||||||||||||||||
СРС СРСП | ||||||||||||||||||||||
Максимальный порог | 0,46 | 0,46 | 0,46 | 0,46 | 0,47 | 0,47 | 0,47 | 0,47 | 0,71 | 0,71 | 0,71 | 0,71 | 0,71 | 0,71 | 0,74 | 1,75 | ||||||
Фактический балл | ||||||||||||||||||||||
Схема оценки знаний по ВСК 2 (в баллах)
Ф.И.О студента | Оценка знаний | Рубежный контроль | посещаемость | итого | ||||||||||||||||||
СРС СРСП | ||||||||||||||||||||||
Максимальный порог | 0,46 | 0,46 | 0,46 | 0,46 | 0,47 | 0,47 | 0,47 | 0,47 | 0,71 | 0,71 | 0,71 | 0,71 | 0,71 | 0,71 | 0,74 | 1,75 | ||||||
Фактический балл | ||||||||||||||||||||||
Рубежный контроль проводится на 8 и 15 неделях. Схема сдачи рубежного контроля показана в таблицах 3.1, 3.2.
Формой итогового контроля по дисциплине является экзамен, проводимый в виде тестирования на ПК.
Итоговые оценки знаний студента оцениваются по балльной, буквенной системе (таблицах 3.3, 3.4), согласно Рекомендациям по организации учебного процесса и оценке знаний по кредитной системе обучения, утвержденной приказом Центрального Исполнительного органа РК в области образования.
Схема итоговой оценки знаний студента по дисциплине
Оценка по буквенной системе | Баллы | %-ное содержание | Оценка по традиционной системе |
А | 4.0 | 95-100 | Отлично |
А- | 3.67 | 90-94 | |
В+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
В | 3.0 | 80-84 | |
В- | 2.67 | 75-79 | |
С+ | 2.33 | 70-74 | Удовлетворительно |
С | 2.0 | 65-69 | |
С- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
F | 0-49 | Не удовлетворительно |
Схема итоговой оценки студента по дисциплине
Ф.И.О студента | ВСК | Тек. контроль | Итого | Тест-экз | Всего | Оценка | |||
буквенный | балл | традиционный | |||||||
Максимальный порог | А | 5 (отлично) | |||||||
Фактический балл |
Форма контроля
Тестлвые задания, письменные задания, реферат, доклады, научные работы
Политика учебной дисциплины:Для обеспечения высокой эффективности учебного процесса, обучающийся бязан соблюдать следующие правила:
1. не опаздывать на занятия;
2. не разговаривать во время занятий;
3. отключить сотовый телефон;
4. не пропускать занятия, в случае болезни предоставить справку;
5. своевременно и старательно выполнять домашние задания;
6. быть терпимым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;
7. быть пунктуальным и обязательным.
4. КАРТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ
Название предмета | Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе | Количество студентов | Количество книг в библиотеке университета |
Социология | Аитов Н.А. Биекенов К.У. Социология. А. Казак унив., 2002. | ||
Социология | Аженов М.С., Утешов С.К., Жаназарова З.Ж. Общая социология. Альбомы схем. Алматы., 2001. | ||
Социология: основы общей теории | Отв. ред.: Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: НОРМА, 2005. – 888 с. | ||
Социология | Кравченко А.И. М.: Академический Проект, 2006. – 508 с. |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УНИВЕРСИТЕТ «ТУРАН-АСТАНА»
ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Лекционный курс
ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ»
Астана, 2014
ЛЕКЦИЯ №1
Тема: Социология как наука: структура и функции. Социологический анализ общества как социальной системы
ПЛАН:
1. Социология как наука. Объект, предмет и методы социологии.
2. Социальное взаимодействие и его формы.
3. Социологическая теория, ее структура и уровни.
4. Функции социологической науки.
5. Социология в системе социогуманитарных наук.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы. Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции -это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества. Проект социологии был результатом соединения 4х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий: идея общества, идея естественного закона, идея прогресса, идея метода (познавательный инструмент).
Термин функция в социологии подразумевает: назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.
Структура социологического знания:
Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество).Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность.
Функции социологии:
Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.
Практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.
Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.
Общая характеристика предметной области социологии.
Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество).
Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность.
Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.
Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом "Как возможно общество?". Многообразие ответов на этот вопрос представлено в многообразии социологических концепций.
Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей.
Социология - область научного знания, связанная с изучением соц. взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц. общностей и личностей, а также самого общества, как целостности).
Специфика социологического объяснения.
Она связана с определенным подходом к объяснению человеческих (социальных) действий и их результатов. Объяснение социологического типа можно свести к объяснению поведения людей, различиями в культурной принадлежности и различным положением в социальной структуре.
Культурная принадлежность связана с усвоенными целями, нормами поведения, языком, идентификацией.
Идентификация - отождествление человеком себя с какой-то общностью.
Местоположение действующих в соц. структуре связано с формальными и неформальными стандартами ресурсов, доступных человеку (например, директор и секретарша). Т.о., с точки зрения социологии, люди действуют таким образом потому, что принадлежат к определенной культуре и потому, что обладаю определенными ресурсами для этого. Социологические объяснения связывают действия индивидов с развитием общества в целом.
Система социологического знания.
Система - упорядоченная определенным образом совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность.
Основные признаки соц. систем:
- качественная определенность
- выделенность относительно среды существования
- гетерогенность (неоднородность состава), т.е. наличие некоторого множества составных частей в целом.
- наличие интегральных свойств, в которых проявляется зависимость частей и целого.
Система социологического знания в качестве элементов включает:
социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению соц. фактов служат такие элементы социологического знания как:
общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма.
отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.
методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.