Схема оценки знаний по ВСК 1 (в баллах)

Ф.И.О студента Оценка знаний Рубежный контроль посещаемость итого  
СРС СРСП  
 
Максимальный порог 0,46 0,46 0,46 0,46 0,47 0,47 0,47 0,47 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,74 1,75
Фактический балл                                    
                                             

Схема оценки знаний по ВСК 2 (в баллах)

Ф.И.О студента Оценка знаний Рубежный контроль посещаемость итого  
СРС СРСП  
 
Максимальный порог 0,46 0,46 0,46 0,46 0,47 0,47 0,47 0,47 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,74 1,75
Фактический балл                                    
                                             

Рубежный контроль проводится на 8 и 15 неделях. Схема сдачи рубежного контроля показана в таблицах 3.1, 3.2.

Формой итогового контроля по дисциплине является экзамен, проводимый в виде тестирования на ПК.

Итоговые оценки знаний студента оцениваются по балльной, буквенной системе (таблицах 3.3, 3.4), согласно Рекомендациям по организации учебного процесса и оценке знаний по кредитной системе обучения, утвержденной приказом Центрального Исполнительного органа РК в области образования.

Схема итоговой оценки знаний студента по дисциплине

Оценка по буквенной системе Баллы %-ное содержание Оценка по традиционной системе
А 4.0 95-100 Отлично  
А- 3.67 90-94
В+ 3.33 85-89   Хорошо  
В 3.0 80-84
В- 2.67 75-79
С+ 2.33 70-74   Удовлетворительно  
С 2.0 65-69
С- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
F 0-49 Не удовлетворительно

Схема итоговой оценки студента по дисциплине

Ф.И.О студента ВСК Тек. контроль Итого Тест-экз Всего Оценка
буквенный балл традиционный
Максимальный порог А 5 (отлично)
Фактический балл                    

Форма контроля

Тестлвые задания, письменные задания, реферат, доклады, научные работы

Политика учебной дисциплины:Для обеспечения высокой эффективности учебного процесса, обучающийся бязан соблюдать следующие правила:

1. не опаздывать на занятия;

2. не разговаривать во время занятий;

3. отключить сотовый телефон;

4. не пропускать занятия, в случае болезни предоставить справку;

5. своевременно и старательно выполнять домашние задания;

6. быть терпимым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;

7. быть пунктуальным и обязательным.

4. КАРТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ

Название предмета Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе Количество студентов Количество книг в библиотеке университета
Социология Аитов Н.А. Биекенов К.У. Социология. А. Казак унив., 2002.  
Социология Аженов М.С., Утешов С.К., Жаназарова З.Ж. Общая социология. Альбомы схем. Алматы., 2001.
Социология: основы общей теории Отв. ред.: Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: НОРМА, 2005. – 888 с.
Социология Кравченко А.И. М.: Академический Проект, 2006. – 508 с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УНИВЕРСИТЕТ «ТУРАН-АСТАНА»

ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Лекционный курс

ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ»

Астана, 2014

ЛЕКЦИЯ №1

Тема: Социология как наука: структура и функции. Социологический анализ общества как социальной системы

ПЛАН:

1. Социология как наука. Объект, предмет и методы социологии.

2. Социальное взаимодействие и его формы.

3. Социологическая теория, ее структура и уровни.

4. Функции социологической науки.

5. Социология в системе социогуманитарных наук.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы. Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции -это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества. Проект социологии был результатом соединения 4х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий: идея общества, идея естественного закона, идея прогресса, идея метода (познавательный инструмент).

Термин функция в социологии подразумевает: назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.

Структура социологического знания:

Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество).Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность.

Функции социологии:

Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

Практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.

Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

Общая характеристика предметной области социологии.

Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество).

Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность.

Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.

Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом "Как возможно общество?". Многообразие ответов на этот вопрос представлено в многообразии социологических концепций.

Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей.

Социология - область научного знания, связанная с изучением соц. взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц. общностей и личностей, а также самого общества, как целостности).

Специфика социологического объяснения.

Она связана с определенным подходом к объяснению человеческих (социальных) действий и их результатов. Объяснение социологического типа можно свести к объяснению поведения людей, различиями в культурной принадлежности и различным положением в социальной структуре.

Культурная принадлежность связана с усвоенными целями, нормами поведения, языком, идентификацией.

Идентификация - отождествление человеком себя с какой-то общностью.

Местоположение действующих в соц. структуре связано с формальными и неформальными стандартами ресурсов, доступных человеку (например, директор и секретарша). Т.о., с точки зрения социологии, люди действуют таким образом потому, что принадлежат к определенной культуре и потому, что обладаю определенными ресурсами для этого. Социологические объяснения связывают действия индивидов с развитием общества в целом.

Система социологического знания.

Система - упорядоченная определенным образом совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность.

Основные признаки соц. систем:

- качественная определенность

- выделенность относительно среды существования

- гетерогенность (неоднородность состава), т.е. наличие некоторого множества составных частей в целом.

- наличие интегральных свойств, в которых проявляется зависимость частей и целого.

Система социологического знания в качестве элементов включает:

социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению соц. фактов служат такие элементы социологического знания как:

общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма.

отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.

методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.

Наши рекомендации