Методические рекомендации. Учебным планом изучения дисциплины «Социология» предусмотрено самостоятельное

Учебным планом изучения дисциплины «Социология» предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала в объеме 80 часов, по часов в 3-м семестре .

Содержание самостоятельной работы предполагает, наряду с проведением аудиторной работы со студентами, преподаватель оказывает методическую помощь в организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студента по своему характеру делится на 3 группы:

1. Репродуктивная – самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных и видеозаписей, заучивание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала.

2. Познавательно-поисковая – подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарские и практические занятия, подбор литературы по учебной проблеме, написание реферата, контрольной работы.

3. Творческая – написание рефератов, научных статей, участие в научно-

исследовательской работе, выполнение специальных творческих заданий.

Преподавательявляется методистом и научным руководителем самостоятельно работы студентов. В процессе совместной со студентом педагогической деятельности он осуществляет:

- обучение студентов навыкам самостоятельной работы в начальный период их обучения;

- изложение в лекции наиболее существенных рекомендаций по изучению темы, конспектированию обязательной литературы и подготовке к семинарским (практическим) занятиям;

- контроль выполнения на семинарском (практическом) занятии учебной программы и постановка последующих задач на самостоятельную работу;

привлечение отдельных студентов с учетом их интересов и способностей к участию в научной работе, подготовке научных сообщений, рефератов и т.д.

- приглашение отдельных студентов на индивидуальное консультирование или беседу, в процессе которых дает методические рекомендации по изучению той или ной темы, вопросов;

- разработка рекомендаций по изучению учебного предмета, определенных его тем, рекомендованной литературы;

проведение факультативных методических занятий по привитию навыков самостоятельной работы с книгой, при подготовке к зачетам, проведении научных исследований;

- анализ деятельности обучаемых и корректировку своей индивидуальной работы с

отдельными студентами.

Целиорганизации самостоятельной работы по дисциплине «Социология»:

· углубление и расширение знаний в области социальных отношений и взаимосвязей;

· формирование практических навыков и интереса к самостоятельной познавательной деятельности;

· овладение умениями и навыками обработки социологических документов на любом материальном носителе;

· овладение приемами моделирования и проектирования социальных процессов и явлений; развитие познавательных способностей студентов,

· формирование профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям, а также к написанию контрольной работы и к зачету. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

Самостоятельная работа реализуется:

· непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях и практических занятиях;

· в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

· в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

· подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне университета;

· подготовка и написание докладов, сообщений и других письменных работ на заданные темы (студенту предоставляется право выбора темы);

· выполнение домашних заданий творческого характера;

· оформление презентаций учебных разделов и тем по актуальным проблемам становления, развития и функционирования российского общества, слайдового сопровождения докладов в аудитории;

· поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;

· подбор и изучение литературных и других источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике;

· работа с учебной и методической литературой, их аннотирование и конспектирование;

· самостоятельное решение ситуационных задач;

· подготовка проектов социологического исследования;.

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается студентам в начале семестра. Преподаватель определяет предельные сроки их выполнения и сдачи.

Одним из видов СРС является написание контрольной работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме.

Общими целями контрольной работы являются:

· углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков по избранной проблеме;

· формирование и закрепление навыков аналитической работы с научной литературой;

· формирование навыков решения научно-исследовательских задач;

· подготовка к дипломному проектированию.

В помощь изучающим дисциплину составлен Глоссарий. К нему можно и необходимо обращаться как в процессе работы над темой, так и для обобщающего повторения всего пройденного материала.

Для самостоятельного изучения отводятся темы, которые хорошо разработаны в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.

Для эффективной организации СРС необходимы:

· последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на практическом занятии, текущее тестирование, доклад по проблемной теме, подготовка презентации и т. д.);

· постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;

· систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и оказания помощи студентам на всех этапах обучения.

· планомерное, разумное использование личного времени, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим труда;

· регулярность и последовательность изучения учебных материалов;

· сознательная активность.

Работа с научными и литературными источниками предполагает их библиографическое описание, которое удобнее всего делать на стандартных карточках. Карточки можно сортировать в любом удобном порядке, но предпочтительным является алфавитный порядок. На карточках указывают не только библиографические сведения об издании, но и отдельные страницы, которые могут использоваться для цитирования источника в контрольной работе, а также для подготовки ответа к экзамену.

При изучении лекционного материала рекомендуется кратко, в виде тезисов или конспекта, записать содержание основных вопросов по теме. Особое внимание необходимо обратить на материалы для самостоятельного изучения, которые содержат вопросы и задания по ключевым проблемам, рассматриваемым в лекции. Выполнение этих заданий позволит студентам и в подготовке к экзамену.

Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к практическим занятиям. При подготовке к практическим занятиям студенту необходимо ознакомиться с заданиями, вынесенными для самостоятельной работы. Задания представляют в основном перечень вопросов, ответы на которые студент может найти в конспектах лекций или в учебных и справочных пособиях. Любая форма текущего контроля предполагает, что перечисленные вопросы могут быть заданы студентам на аудиторных занятиях в устной или письменной форме.

Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации - зачету . Зачет – конечная форма изучения предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса.

Цель зачета – проверить сложившуюся у студента систему знаний и оценить степень ее усвоения. Тем самым зачет содействует решению главной задачи учебного процесса – подготовке высококвалифицированных специалистов.

В ходе проведения зачета оценивается:

· уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебными программами вышеуказанных дисциплин,

· уровень способности видеть практические приложения знаний, позволяющие решать профессиональные задачи,

· обоснованность, четкость, краткость изложения ответов,

· правильность и грамотность речи студента.

При подготовке студентов к сдаче зачета по дисциплине «Социология» рекомендуется:

· Ознакомиться с вопросами, вынесенными на зачет проанализировать степень своей готовности к ответам на эти вопросы.

· Учитывая, что в последнее время зачеты в вузах проводятся в форме тестирования , целесообразно познакомится с тестами по данной дисциплине в интернете.

· Спланировать режим подготовки к зачету, позволяющий избежать перегрузок и стрессов.

· Наметить план подготовки ответов на вопросы.

· Составить список литературы для подготовки к зачету, заблаговременно заказать соответствующие книги в библиотеке.

· Повторить материал учебной дисциплины., включая конспекты лекций, конспекты источников и литературы, материалы практических занятий.

· Посетить консультацию (при её проведении), задать преподавателю интересующие вопросы.

· Определить логику ответов на вопросы, подготовить развернутые планы ответов на вопросы.

· Наметить тактику поведения при сдаче зачета.

Зачет принимает преподаватель кафедры, как правило, имеющий ученое звание профессора или доцента, которому было поручено вести курс лекций

На зачете вправе присутствовать заведующий кафедрой. Он же вправе разрешать присутствие на них преподавателей кафедры в порядке получения педагогического опыта. Присутствие на зачете посторонних лиц без разрешения ректора вуза, проректора по учебной работе или декана не допускается.

Подготовка к зачету только по лекционному материалу недостаточна, необходимо использовать также иную учебную литературу и дополнительные источники.

Тестовые задания представляют собой систему контрольных вопросов, которая предназначена для самопроверки в ходе изучения материалов курса. Тестовые задания могут быть использованы также для промежуточной аттестации.

ГЛОССАРИЙ

Актор –субъект деятельности в обществе, выступающий в качестве источника социального действия (термин предложен Т. Парсонсом).

Аккультурация – процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций, распространение культурных ценностей из одних социальных центров в другие.

Аномия( от франц. Anomie – буквально «отсутствие закона», «беззаконие», «безнормность») – такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относятся к ним негативно или равнодушно (понятие предложено Э. Дюркгеймом в 1902 г.).

Артефакт –искусственный, созданный людьми, культурный объект. Обычно выделяются следующие классы таких объектов: вещи, идеи и образы, технологии, регулятивные образования, оценочные критерии.

Взаимодействие социальное –означает любое событие, с помощью которого один человек влияет на открытые действия или состояние ума другого (согласно П.А. Сорокину), вызывая ответную реакцию другого социального актора.

Вертикальная мобильность – перемещение из одной страты (сословия, касты, класса) в другую.

Восходящая мобильность – социальный подъем, движение вверх.

Горизонтальная мобильность –перемещение, при котором индивид меняет социальное положение или профессию на равноценные.

Девиантность – отклонение поведения индивида от нормы, его несоответствие этическим требованиям общества, его ментальности, правовым установлениям.

Депопуляция – устойчивое (не связанное с особенностями возрастной структуры и миграционными процессами) превышение числа умерших над числом родившихся, т.е. естественная убыль населения.

Дисфункция – сбои в функционировании социального института.

Закон Парето – обратная зависимость между уровнем доходов и числом получателей.

Закон Райта – чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходе.

Закон Швабе – чем беднее семья, тем большая доля расхода приходится на жилище.

Институт социальный – совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, обеспечивающая определенную общественную потребность посредством функционирования системы взаимосогласованных, целесообразно ориентированных стандартов поведения. Различаются институты как организации и в качестве систем духовных ценностей (институты брака и семьи, права, образования, науки и т.д.).

Класс социальный – совокупность лиц, связанных доходом, положением в обществе и общими интересами и ценностями, образующих самостоятельное политическое и экономическое целое. Выделяются низший, средний и высший классы общества.

Консенсус социальный – согласие групп индивидов, социальных групп, организаций, властных структур и т.д. по базисным ценностям и целям действия.

Контент-анализ – метод количественного анализа содержания письменных документов, теле-, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов (имен, лозунгов, тем и т.п.).

Контроль социальный – способ социальной саморегуляции, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие индивидов с обществом посредством социально-нормативного и правового регулирования с целью воспроизводства господствующего типа социальных отношений.

Консенсус социальный – согласие групп индивидов, социальных групп, организаций, властных структур и т.д. по базисным ценностям и целям действия.

Конфликт социальный – столкновение взаимодействующих групп, общностей, классов, составляющих социальную структуру общества, происходящее на основе несовпадения (противоположности) их интересов.

Конфликт межнациональный – разновидность социального конфликта, субъектами которого выступают национальные (этнические) общности.

Конфликт межгосударственный – активное противодействие (борьба) двух или нескольких государств, происходящее на основе несовпадения (противоположности) государственных интересов.

Конформизм – приспособленческое, пассивное, некритическое принятие существующего порядка вещей, систем ценностей, норм, мнений, как правило, под воздействием группового давления.

Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, создание людьми искусственной среды, обеспечивающей их экономические, эстетические и этические интересы и требования.

Личность – целостность социальных свойств человека, формирующаяся в процессе включения в систему общественных отношений и проявляющаяся через его индивидуальность (субъективность).

Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.

Маргинальность – отчуждение человека от новой окружающей социальной среды и слабая освоенность им новых ролей и норм поведения. В устойчивой ситуации маргинальность характерна для социальных аутсайдеров; в период перемен это явление расширяется, захватывая многочисленные группы.

Менталитет – исторически формирующийся образ мышления, в котором выражается специфика восприятия группой, этносом, всем обществом социальной (и природной) действительности. Проявляется прежде всего в фольклоре, народных верованиях, моральных нормах, а также и в специализированных областях культуры – искусстве, философии, социальных и гуманитарных науках.

Миграция населения – перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территориальных образований (государств, регионов) в целях временного или постоянного изменения места жительства.

Мобильность социальная (от латинского слова mobilis – подвижный) – изменение членами общества своих социальных позиций в иерархии социального положения (статуса). Изменение статуса на более высокий или низкий характеризуется как вертикальная мобильность, переход к другому уровню с сохранением статуса называют горизонтальной мобильностью.

Норма (от лат. Norma – руководящее начало, правило, образец). Норма выступает в форме правила или модели, воспринятых и разделяемых большинством, узаконенных ценностями и выступающих как коды или руководящие установки.

Образ жизни –вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения людей, в которой воплощается система господствующих социальных ценностей.

Общество –система взаимоотношениймежду людьми, сложившихся форм их совместной деятельности. Общество выступает как историческое воплощение конкретных типов социальных систем.

Общность национальная (этническая) – солидарная социально-культурная группа, возникающая на основе общности языка, территории, культурных ценностей и норм, исторической судьбы и общественной психологии.

Общность социальная – взаимоотношение между индивидами и социальными группами, связанных между собой процессом взаимодействия на основе социальных норм и ценностей.

Организация социальная – вид деятельности или качественное состояние отдельного социума, представляющее собой многоуровневую структуру. Один из самых массовых способов объединения людей вокруг общей цели, включающий в себя распределение функций, иерархию и т.п.

Опрос – метод сбора эмпирических данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.д., основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (раздаточная анкета, почтовая и т.п., анкетный опрос) взаимодействии между исследователем (интервьюиром) и опрашиваемым (респондентом).

Отбор социальный – продвижение личности или социальной группы к более высокому социальному статусу в результате конкуренции, состязания, инновационных (творческих) достижений. Выделяются личная и корпоративная формы социального отбора.

Отношения социальные – относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

Открытое общество – общество, в котором обеспечен полный обмен информацией и свободный ее выбор со стороны граждан, а также не ограничено их перемещение из одной страны в другую.

Парадигма социальная – образец, модель, характеристика принципиально нового подхода в социологии, выходящего за пределы традиционного социологического знания, примером чего является структурно-функциональный подход.

Прогнозный сценарий – метод описания различных вариантов логически возможного развития событий исходя из конкретно сложившейся ситуации.

Программа исследования – документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта в соответствии с решаемыми научными или практическими задачами.

Репрезентативность – характеристика качества выборки, соответствия распределения признаков, полученных в результате выборочного исследования, распределению этих же признаков в генеральной совокупности.

Роль социальная –выполнение личностью определенных социальных функций, обеспечивающих ее статус, нормативно одобренный образец (модель) ее поведения.

Система социальная –комплекс взаимодействующих компонентов в обществе и его уровней организации экономических, политических, общественных.

Социология – наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем, о механизмах и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, о социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий.

Социометрия – совокупность методов, направленных на получение данных о структуре малых социальных групп, о межличностных отношениях в этих группах.

Статус – положение в социальной иерархии, которого человек достигает сам, переходя в другие социальные группы.

Стратификация – наличие в обществе множества социальных уровней, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Структура личности – совокупность функционально связанных компонентов личности, обусловленных ее включением в совместную деятельность людей и отношения с ними. Различают фундаментальную структуру, выделяемую по основанию деятельности, и социальную структуру, базирующуюся на системе отношений личности с обществом.

Структура социальная – определенный способ взаимодействия индивидов, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), социальными функциями (ролями), социальными нормами и ценностями.

Субкультуры – части культуры общества, порожденные некоторыми социальными сообществами как своими носителями. Субкультуры выделяются своим нормативным строем, ценностями, традициями.

Управление в организациях – состоит из целевого управляющего воздействия (приказ, задание), самоорганизации (спонтанной деловой и социально-психологической организованности) и организационного порядка (устойчивых связей, норм, функций, целей).

Функция в социологии – направленность акта деятельности личности и социальной группы, предназначение, значение, выполняемая роль личности и социальной группы в социальной системе.

Харизма – особая способность индивида оказывать влияние на массы или повелевать ими.

Ценности духовные – ориентиры сознания индивидов или групп людей, связанные с положительной их оценкой.

Эмпирические исследования – сравнительные, репрезентативные исследования, соответствующие требованиям науки и способствующие приращению нового знания.

Этнометодология – направление в социологии, использующее методы этнографии и социальной антропологии.

Приложение 1

Титульный лист

Наши рекомендации