Место дисциплины в структуре образовательной программы
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет менеджмента
Программа дисциплины
Теория организации
для направления 080200.62 «Менеджмент»
подготовки бакалавра
Авторы программы:
Балабанова Е.С., д.с.н., доцент, [email protected]
Решетникова К.В., к.э.н., доцент, [email protected]
Одобрена на заседании кафедры управления человеческими ресурсами «___» 20 __ г.
Зав. кафедрой В.И. Кабалина
Рекомендовано секцией УМС Секция «Менеджмент» «___»________ 20__ г.
Председатель Н.Б. Филинов
Утверждено УС факультета психологии
Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко «____»________20г.
Москва
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Теория организаций и организационное поведение».
Программа разработана в соответствии с:[
· Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "государственный университет - Высшая школа экономики", в отношении которого установлена категория "национальный исследовательский университет" ;
· Образовательной программой по направлению подготовки 080200.62 – Менеджмент. Уровень подготовки: бакалавр.
· Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 –Менеджмент. Уровень подготовки: бакалавр.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Теория организаций и организационное поведение»является
подготовка выпускников к организационно-управленческй, информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, способных решать задачи по:
- формированию организационной и управленческой структуры организаций;
- разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия);
- мотивирования и стимулирования персонала организации, направленного на достижение стратегических и оперативных целей
- сбору, обработке и анализу информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
1. основные модели и исследования в области теории организации и организационного поведения;
2. определения основных терминов и понятий в теории организаций и организационного поведения;
3. общие характеристики организации, ее внутренней и внешней среды;
4. основные подходы к проектированию организационных структур разных типов;
5. границы применения управленческих воздействий на основные социальные результаты организации;
6. позитивные модели поведения работников организации и стимулирующие их факторы.
Уметь
1. анализировать и оценивать состояние конкретной организации с использованием изученных теоретических моделей;
2. распознавать основные типы организационных структур;
3. выявлять проблемы в структуре и организации и предлагать обоснованные и конструктивные предложения по ее совершенствованию;
4. диагностировать основные типы организационных культур;
5. анализировать влияние различных факторов на конкретные виды поведения сотрудников и эффективность их трудовой деятельности.
иметь навыки:
1. работы в малой группе, организации взаимодействий с членами группы, распределения обязанностей, совершенствования механизмов групповой работы;
2. поиска и систематизации научной литературы по заданной теме;
3. анализа результатов теоретических и эмпирических исследований, в том числе опубликованных на английском языке.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенции (формулировка из образовательного стандарта) | Код по ОрОС | Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) | Формы и методы формирования и развития компетенции |
Знает основные этапы эволюции управленческой мысли, опыт выдающихся менеджеров и способен соотносить их с обстоятельствами собственной практической деятельности | ПК-1 | 1.1. Идентифицирует предмет теории организаций и организационного поведения; | Лекции и семинарские занятия |
1.2. Знает периодизацию и особенности основных этапов развития организационной теории и организационного поведения как управленческих дисциплин | |||
1.3. Демонстрирует знание эволюции подходов к оценке роли трудовых ресурсов в деятельности организации | Активные и интерактивные методы обучения (дискуссии) | ||
1.4. Распознает в ситуациях проявление различных подходов к пониманию роли и ценности человеческих ресурсов | |||
1.5. Способен определить потенциал использования каждого из подходов в конкретных условиях ситуации | |||
Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности | ПК-2 | 2.1. Знает границы применения управленческих воздействий на основные социальные результаты организации | Лекции и семинарские занятия Активные и интерактивные методы обучения (дискуссии и анализ кейсов) |
2.2. Знает позитивные модели поведения работников организации и факторы их стимулирующих | |||
2.3. Способен прогнозировать социальные последствия принимаемых управленческих решений по отношению к персоналу компании | |||
Способен использовать знания о работе с коллективами людей и отдельными работниками в управленческой деятельности | ПК-5 | 3.1.Знает общие характеристики организации, ее внутренней и внешней среды | Лекции и семинарские занятия Активные и интерактивные методы обучения (дискуссии и анализ кейсов) |
3.2. Демонстрирует знание принципов применения различных концепций и моделей, разрабатываемых в рамках теории организации и организационного поведения, для формирования управленческих технологий | |||
3.3. Владеет теоретическим материалом о динамике группы, групповых эффектах | |||
3.4. Знает основные ограничения и возможности коллективной работы и принятия решений в группе | |||
3.5. Знает основные теоретические подходы к организации работы в группе | |||
3.6. Владеет теоретическим материалом об индивидуальных характеристиках личности и установках работника, влияющих на трудовое поведение | |||
Умеет проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности | ПК-6 | 4.1.Дает определение понятию организационной структуры | Лекции и семинарские занятия |
4.2. Распознает основные типы организационных структур | Активные и интерактивные методы обучения (дискуссии и анализ кейсов) | ||
4.3. Знает основные подходы к проектированию организационных структур разных типов | Лекции и семинарские занятия Активные и интерактивные методы обучения (дискуссии и анализ кейсов) | ||
4.4. Демонстрирует умение спроектировать основные организационные структуры | Активные и интерактивные методы обучения (дискуссии и анализ кейсов) | ||
4.5. Знает основные зависимости между индивидуальными качествами работника и готовностью брать ответственность, выполнять различные виды работ | |||
4.6. Знает основные принципы делегирования полномочий | |||
Способен активно участвовать в реализации программы организационных изменений | ПК-7 | 5.1. Дает определение понятий организационных изменений и организационного развития | Лекции и семинарские занятия Активные и интерактивные методы обучения (дискуссии) |
5.2. Демонстрирует знание различных теоретических и технологических подходов к формированию программ организационных изменений | |||
5.3. Способен прогнозировать реакции сотрудников на конкретные программы изменений | |||
5.4. Демонстрирует понимание сущности влияния социокультурных факторов на реализацию программ изменений | |||
Способен применить основные выводы теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач | ПК-8 | 6.1. Дает определение основным понятиям в теориях лидерства и власти в организациях | Лекции и семинарские занятия Активные и интерактивные методы обучения (дискуссии и анализ кейсов) |
6.2. Знает основные положения теорий лидерства и власти, особенности их применения для решения управленческих задач | |||
6.3. Демонстрирует способность прогнозировать эффективность применения мер по стимулированию сотрудников | |||
6.4. Способен определить необходимые функции руководителя в конкретных ситуационных условиях | |||
6.5. Знает основные формы проявления власти в организации | |||
Способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций | ПК-11 | 7.1. Дает определение понятиям организационных коммуникаций, межличностных коммуникаций | Лекции и семинарские занятия Активные и интерактивные методы обучения (анализ кейсов) |
7.2. Демонстрирует знание различных моделей организационных коммуникаций | |||
7.3. Демонстрирует знание методов анализа и изменения системы коммуникаций в организациях | |||
7.4. Знает основные принципы эффективных межличностных коммуникаций | |||
7.5. Способен определить тип системы коммуникаций в группе и прогнозировать ее эффективность в заданных ситуационных условиях | |||
Владеет различными способами разрешения конфликтных ситуаций | ПК-12 | 8.1. Знает особенности проявления организационных конфликтов | Лекции и семинарские занятия |
8.2. Идентифицирует основные методы разрешения конфликтных ситуаций | |||
Способен эффективно выполнять управленческие функции в мультикультурной среде | ПК-13 | 9.1.Знает различные концепции и модели организационной и деловой культуры | Лекции и семинарские занятия |
9.2. Демонстрирует понимание характера влияния социокультурных факторов на результат управленческих воздействий | |||
Владеет правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез, использует методы моделирования в научных исследованиях, знает основные источники социально-экономической информации: базы данных, журналы, конференции | ПК-54 | 10.1. Демонстрирует умение найти научные работы по заданной теме | Семинарские занятия Самостоятельная работа с литературой |
10.2. Владеет основными принципами анализа теоретических и эмпирических исследований |
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу общих дисциплин направления. Настоящая дисциплина является обязательной дисциплиной.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для прохождения курса по теории организации желательно предварительное изучение следующих дисциплин:
· Социология
· Психология
· Теория и история менеджмента
· Экономическая теория и институциональная экономика.
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
· Управление человеческими ресурсами
· Маркетинг
· Стратегический менеджмент
· Разработка и принятие управленческих решений
· Этика бизнеса, а также ряда специальных дисциплин и дисциплин концентрации «Управление человеческими ресурсами»
5. Тематический план учебной дисциплины
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | |
Лекции | Сем. и практ.занятия | ||||
Раздел 1. Теория организации | |||||
1. | Теория организации в системе наук | ||||
2. | Понятие и сущность организации | ||||
3. | Внутренняя среда организации. Организационная структура | ||||
4. | Внутренняя среда организации. Контекстуальный подход | ||||
5. | Внутренняя среда организации. Проектный подход | ||||
6. | Внутриорганизационные процессы | ||||
7. | Внешняя среда организации | ||||
8. | Организационное развитие | ||||
Итого по разделу 1 | |||||
Раздел 2. «Организационное поведение» | |||||
Введение в организационное поведение | |||||
Институционально-базовые основы отношений в организации. Влияние социальной макросреды на формирование организационного поведения. | |||||
Организационная культура | |||||
Личность в организации: психологические характеристики и ценности | |||||
Личность в организации: установки по отношению к работе и организации | |||||
Группы в организации | |||||
Лидерство в организации | |||||
Власть и влияние в организации | |||||
Коммуникации в организации | |||||
Стресс в организации | |||||
«Позитивное» организационное поведение и «организационное гражданство» | |||||
ИТОГО по разделу 2 | |||||
ИТОГО по дисциплине |