Цели и задачи дисциплины. Департамент образования города Москвы
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт менеджмента
Кафедра экономики, математики, учетных и финансовых дисциплин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины «Социология»
Для направления подготовки 080100 «Экономика»
Квалификация (степень) выпускника — «Бакалавр»
Форма обучения — «Очная»
Москва 2014
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика»
Разработчик:
доцент кафедрой ПиППУ Юридического института МГПУ, канд. полит. наук, доцент Емельяшин Валерий Павлович
Рецензенты:
Профессор ПиППУ Юридического института МГПУ, д. полит. н., Фомичев И.В. (внутренняя рецензия);
(внешняя рецензия)
Программа одобрена на заседании кафедры Экономики, математики, учетных и финансовых дисциплин Института менеджмента МГПУ
Протокол № ______ от «_____» _______________ 2014 г.
Заведующий кафедрой:
доктор экономических наук, профессор Магомедов Магомед Даниялович
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014
© Кафедра экономики, математики, учетных и финансовых дисциплин, 2014
Цели и задачи дисциплины
1. Цели и задачи освоения дисциплины:
Курс «Социология» является курсом по выбору Цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин федерального компонента, входящей в основную образовательную программу бакалавриата по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» Института менеджмента Московского городского педагогического университета.
Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Ее изучение направлено на формирование мировоззренческих позиций студентов, углубление знаний гуманитарного цикла в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, способствует глубокому пониманию единства предмета, теории и метода социологии, помогает будущему специалисту найти свое место в обществе.
Курс по социологии помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в России, вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную позицию студенчества, их ценностные ориентации.
Цель дисциплины:
- рассмотреть социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе и соотнести их с широкой картиной исторического развития, показать структуру и особенности предмета, особенности современного теоретического социологического знания, содержательное наполнение общей социологической теории и определить возможные перспективы научного поиска.
Основные задачи курса:
· сформировать социологическое и политическое мышление, понимание социальных процессов, проблем и источников их возникновения и возможных путей их разрешения;
· объективно проанализировать основные этапы развития социологической наук, показать принципиальные теоретические и методологические различия отдельных социологических школ и концепций;
· рассмотреть особенности предмета, методологии и метода современной социологии, показать принципиальное отличие общей социологии, от частных теоретических концепций;
· показать систему логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается природа (структура и генезис) тех или иных социальных структур, политической жизни, социальных явлений и процессов;
· изучить основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности, возникновение бедности и неравенства; проблемы современной российской семьи, молодежи в современной России, глобальные проблемы современности;
· иметь представления о процессе и методах социологического исследования.
2. Место дисциплины в структуре ОП:
Дисциплина «Социология» является курсом по выбору Цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б-1.9.1).
Преподавание этого курса осуществляется в первом семестре. Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. Дисциплина выполняет ознакомительную роль в системе профессионального образования, рассматривает современные взгляды на социально-политические и экономические процессы в мире и России.
Курс «Социология» имеет непосредственную связь с философией, историей, политологией, психологией, культурологией и другими научными дисциплинами как естественно-научного, так и социально-гуманитарного цикла. Материалы курса ориентируют на использование студентами (слушателями) знаний всего гуманитарного цикла и способствуют его углубленному изучению.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
· знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
· умением анализировать и оценивать социально-исторические события и процессы (ОК-4);
· умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
· готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
· способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
· умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
· стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
· умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
· способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
· владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
· пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);
· владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
· способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
· основные теоретические и практические проблемы социологии; объект, предмет и специфику социологии как науки и как отрасли прикладного знания; основные социологические категории;
· основные этапы развития социальной мысли и современные направления социологических теорий;
· определение общества как целостной саморегулирующейся системы и предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого;
· культурно-исторические этапы социального неравенства и стратификацию, горизонтальную и вертикальную социальную мобильность;
· основные этапы культурно-исторического развития общества, механизмы и формы социальных изменений;
· механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов;
· основные глобальные проблемы современного общества;
· методы социологических исследований.
уметь:
· критически переосмысливать накопленную социологией информацию, вырабатывать собственное мнение;
· анализировать и прогнозировать социальные проблемы в соответствии с реалиями сегодняшней действительности;
· на основе собранной информации выявлять тенденции, определять цели, выбирать средства, выдвигать гипотезы и идеи;
· применять социальную информацию в решении вопросов, помогающих понимать социальную значимость своей будущей профессии;
· - проявлять свои навыки работы с социологической и специальной литературой при подготовке и написании курсовых работ, научных статей, сообщений, докладов, дипломного проекта;
· - использовать результаты социологических исследований в интересах повышения эффективности работы;
владеть:
· методами анализа современных событий и процессов в социально-политической сфере жизни общества;
· навыками граждански взвешенного поведения, корректировки своих социальных взглядов и действий, сотрудничества, взаимодействия в поликультурной и полиэтнической среде;
· методикой проведения социологических исследований.
· - методами сбора, обобщения, анализа, восприятия информации, постановки целей и выбора путей их достижения; на основе отечественных и зарубежных источников методами подготовки информационных обзоров и/или аналитических отчетов с выводами о прогностических тенденциях дальнейшего развития российского общества на основе изучения её исторического наследия и происходящих социально-политических процессов;