Социальные процессы и социальные конфликты
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по социологии
на тему: «Социология как наука. Проблемы формирования личности»
Руководитель: канд.философ.наук, доцент О.А.Урбан____________ «___»____________2014г. | |
Контрольная работа «зачтено (незачтено)» Ненужное зачеркнуть _______________________ Подпись руководителя «___»____________2014г. |
Новокузнецк 2014
Введение
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим, под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов.
Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива.
Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.
Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.
Социальные процессы и социальные конфликты
1. Определения понятий:
Социальный процесс – совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, в результате которых происходят социальные изменения.
Кооперация – согласованные действия людей для достижения общей цели.
Конкуренция – борьба между индивидами, группами или обществами за овладение дефицитными ценностями (деньги, власть, статусы, любовь, признание). Также конкуренцию можно определить как попытку достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. В отличии от конфликта, конкурентные действия предполагают согласие на мирную борьбу по заранее определенным правилам.
Конфликт – столкновение конкурирующих сторон, в котором конкуренты пытаются устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами.
Адаптация – принятие индивидом или группой культурных ценностей, норм и эталонов новой среды.
Амальгамизация (этносов) - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.
Ассимиляция (культур) – процесс взаимного культурного проникновения, в результате которого возникает общая культура.
Эскалация конфликта. Резкое усиление насильственности, интенсивности и масштабности конфликта. Здесь включаются все ресурс и допускаются любые средства, борьба становится самоцелью, требуется победа любой ценой. Нейтральные зоны отсутствуют.
Инцидент — это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.
Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов. Первый - подготовительный - это диагностика конфликта. Второй - разработка стратегии разрешения и технологии. Третий - непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта - реализация комплекса методов и средств.
Управление конфликтом - это процесс, в ходе которого осознается наличие конфликта, определяется его природа и применяется соответствующая методология, чтобы рассеять существующую эмоциональную энергию и дать возможность конфликтующим сторонам понять и решить свои различия.
2. Ответы на вопросы:
2.1. Перечислите формы кооперации, в которых Вы могли бы участвовать на различных этапах Вашей жизни:
На данный момент я участвую в единичном разделении труда, каждый выполняет определенную работу, и решает проблемы связанные с ней, где у каждого есть свои обязанности.
2.2. Перечислите виды социальных процессов, участниками которых Вы являетесь в настоящее время:
Стагнация – не получается сдать на права, поэтому этот процесс находится в стадии застоя.
Спиралевидный процесс (развивающийся) – каждый год в институте, я перевожусь на курс выше, но при этом каждый раз есть лекции, экзамены, зачеты, каникулы.
Цикличный процесс – каждый день я прихожу и ухожу с работы в одно и тоже время и выполняю одну и туже работу на протяжении всего рабочего дня.
Однонаправленный процесс – с каждым клиентом на работе, я следую одной единственной инструкции, при этом использую сложную последовательность приемов работы, благодаря которой добиваюсь поставленных целей.
2.3. Покажите, какими результатами может характеризоваться Ваша кооперация в образовательной деятельности:
В нашей группе есть так сказать отдельное образование из 5-6 человек, которые помогают друг другу в подготовке к экзаменам либо в написании или решении контрольных работ, мы все делаем сообща и если у кого то что то не получается, то обязательно поддержим и поможем. Благодаря этому у нас наблюдаются положительные оценки в зачетных книжках, и что не мало важно в голове остаются знания.
2.4. Объясните, к каким результатам может привести конкуренция с Вашим участием в сфере Вашей производственной деятельности:
Если я ставлю перед собой цель, то я обязательно ее добьюсь. Каждый месяц на каждого специалиста выставляется определенный план, последнее время он у всех одинаков. В моей работе успех зависит напрямую от качества моей работы с клиентами, т.е. чем больше договоров заключено, тем быстрее я приближаюсь к, выполнению плана и к, получению высокой, достойной Меня зарплаты. На данный момент, я лидирую по всем показателям среди специалистов моего отдела и задаю планку для всех.
Стимулом для того чтобы быть лучшим, для меня стало, желание приобрести автомобиль и оплатить учебу (на данный момент).
2.5. Перечислите примеры социальной адаптации в течении Вашей жизни:
В любой уже сформировавшийся коллектив достаточно трудно «влиться» новичку. В своей жизни, как и любой человек, я прошел «стандартные» для большинства коллективы, такие как детский сад и школа. Кому то трудно выжить даже в таких на первый взгляд простых коллективах, но простые они только лишь на первый взгляд. Но я расскажу о социальной адаптации в Колледже и на «первой» в своей жизни работе.
Большинство поступавших в колледж приходили со своими друзьями, им конечно было проще завести себе новых друзей и обрести определенный круг общения. Я не был исключением и поступил туда со своим другом. Нам было проще влиться в коллектив, познакомиться с кем-то либо просто завести разговор. Мне повезло еще больше, в моей группе оказались знакомые еще с детского сада либо из школы. У нас сформировался определенный «актив» группы состоявший из 8-10 человек, которые «управляли» группой. Мы сошлись на общих интересах, крепкой дружбе, и отстаивании интересов нашей группы либо коллектива в самом колледже и за его пределами. В общем, в коллектив я влился стремительно, благодаря общительности и некой изначальной открытости и доверию к людям, возможно почувствовав поддержку, и опору друг в друге мы сплотились и поддерживаем друг друга, в трудную минуту по сей день, даже после окончания колледжа.
Теперь расскажу об опыте социальной адаптации на моей первой в жизни работе. Первое время было сложно, т.к. каждый новый сотрудник в банковской сфере это прямой конкурент для всех. Получилось так, что я своим приходом разбавил женский коллектив, в котором уже кипели страсти. Я придерживаюсь мнения о том, что не должно быть чисто женских либо чисто мужских коллективов, так как женщины становятся агрессивными, завистливыми, а мужчины просто «тупеют» и превращаются в примитивных животных либо просто замыкаются. Так вот первые дни со мной даже не разговаривали, только что-то отвечали, если я задавал вопросы. Я чувствовал на себе некое безразличие и в чем-то даже агрессию. Но со временем мне удалось разговорить коллег и подружиться с девушкой которая была на тот момент «несомненным лидером», в кредитном отделе, благодаря ей, я узнал о всем что происходит в отделе в общем, и конкретно за моей спиной. Выяснилось что строились «козни» касаемо меня и моей работы, но мне удалось этого избежать, т.к. я уже успел расположить к себе «лидера». В коллективе уже были сложены определенные правила, которые меня не устраивали, так как они косвенно мешали моей работе, и мне удалось их изменить в свою пользу, обычными доверительными разговорами и просто тем, что я практически единственный парень в коллективе. Со временем меня уже слушали и прислушивались, т.к. я завоевал среди коллектива авторитет и доверие. В общей сложности у меня на это ушел где-то месяц, я считаю что потратил его не в пустую и добился того чего хотел.
2.6. Приведите пример ассимиляционных процессов на территории Вашего проживания, назовите их субъектов и результаты:
У нас на глазах происходит процесс «Американизации», т.е. с запада к нам приходят различные веяния моды, манер поведения и различных ценностей, до этого не присущих народу с нашим менталитетом. Запад нам диктует то, как мы должны одеваться, выглядеть, что должны покупать и чем пользоваться, чем интересоваться и заниматься. Тем самым происходит смешивание культур, что-то остается от нас, что-то добавляется из культур других стран и образуется наше виденье мира – наша культура.
2.7. Укажите наиболее возможные причины межличностных конфликтов в Вашей семейной группы:
В основном конфликты происходят после тяжелых рабочих дней, усталости после них. Если на работе у кого-то возникают сложности, нужно ими делиться, а не держать в себе, иначе происходит «взрыв» выброс эмоций на, ни в чем, не виноватых родителей, супругов либо же детей. Также происходят конфликты на чисто бытовую тему: «почему не убрано в квартире?», либо «кто будет мыть посуду?». В детстве у меня часто возникали, разноглася с моим старшим братом. Разница в возрасте почти 7 лет, поэтому он ни когда, ни куда не брал меня, ну и вовсе не уделял внимания. Часто происходили ссоры во время «переходного», очень сложного возраста, как для меня, так и для самих родителей. Это недопонимания, разногласия, ссоры, конфликты и чувство когда весь мир против тебя.
2.8. Покажите признаки инцидента в какой-либо известной Вам группе:
Инцидент, может произойти из-за недопонимания, слухов, лжи. Предпосылками этому становятся, агрессивное поведение, ущемление интересов противника, при этом противник осознает, что происходит уже угроза его собственным интересам, поэтому одна из сторон анализирует ситуацию и предпринимает активные действия и получает в ответ реакцию.
2.9. Назовите причины межэтнических конфликтов на территории Вашего проживания и назовите субъектов этих конфликтов:
Последнее время людей «не славянской» наружности, стало намного больше, особенно рядом с моим районом проживания. И это понятно, ведь они ищут самое дешевое жилье, порой кажется, что они не прихотливы ни в чем. Благодаря эмигрантам из ближних стран, повышается уровень безработицы коренного расселения, ведь им не важно, какая работа, как и во сколько она оценивается, главное чтоб была. Не имея официальных документов, прописки, они вынуждены идти на улицы грабить и обманывать мирных граждан. Они заняли места, которые в принципе не должны им принадлежать, такие как рынки, и в общем торговля. Ведь благодаря этому они на «Нас», зарабатывают большие деньги, могут позволить в Нашей же стране то, чего не могут позволить себе большинство коренного населения, например покупка автомобиля либо открытие своего бизнеса без каких либо кредитов или больших долгов. И уже от безысходности некоторым коренным жителям приходиться идти работать на иностранцев, на рынок либо в магазин, за ужасно недостойную маленькую зарплату. Я считаю, что нам надо начать отвоевывать назад, то, что мы «отдали» добровольно.
2.10. Перечислите известные Вам способы разрешения конфликтов в организации:
- Определить суть конфликта;
- Определить решение конфликта, так чтобы это не задевало интересов обеих сторон;
- Сосредоточить внимание на проблеме;
- Создать дружелюбную, располагающую атмосферу;
- Выслушивать мнения другой стороны;
- Сводить к минимуму проявление гнева.
Заключение
Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе - социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты - происходят в обществе переходного состояния. Современный кризис российского общества является одним из самых глубоких и продолжительных в нашей истории. Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества. Наиболее опасными являются конфликты в политической сфере, особенно в сфере власти, социально-экономических и межнациональных отношений. Понимание их природы, причин возникновения и развития поможет выработать правила поведения и пути урегулирования к обоюдному согласию противоборствующих сторон
Список используемой литературы
1. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию : учеб. пособие / Г.И. Козырев. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.
2. Кравченко А.И. Общая социология : учеб. пособие / А.И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.255 –270.
3. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов : учеб. пособие / Ю.М. Плотинский. – М. : Логос, 1998. – 280 с.
4. Ромашов О.В. Социология труда : учеб. пособие / О.В. Ромашов. – М. : Гардарики, 1999. – С. 183 – 202.
5. Социология : учеб. для вузов / С.С. Фролов. – М. : Гардарики, 2001. – С. 254 – 270.
6. Социология : учеб. для вузов / отв. ред. П.Д. Павленок. – М. : Маркетинг, 2002. – С. 555 – 578.
7. Социология : учеб. для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 320 – 343.