Тема 12. Социальные процессы и социальные движения.

Практически весь современный мири охвачен глубокими изменениями. Их интенсивность в социальной действительности постоянно возрастает, но ХХ век продемонстрировал в этом отношении беспрецедентное ускорение. Буквально на наших глазах социальные структуры самых разных уровней меняются до неузнаваемости. Ныне живущие российские граждане в подавляющем своём большинстве родились и выросли в государстве и обществе которых уже нет. При жизни одного поколения возникают, решаться и рождаются новые формы организации не только отдельных обществ, но и всего мироустройства. Логика перемен подвела человечество к небывалому ранее общемировому социальному состоянию, влияние которого происходит поверх национальных границ, независимо от цивилизационных основ каждого из обществ. Человеку всё труднее становится находить точку опоры в такой подвижной социальной реальности, искать новые средства приспособления к ней. Что же такое социальные изменения? Что происходит с современным миром и каковы основные тенденции его развития?

Вопрос 1. Понятие «социальные изменения».

В социологии для описания социальной динамики в качестве центральной категории существует понятие «социальные изменения». Это исходное понятие, охватывающее всякие перемены в социальных системах. В самом общем виде оно означает переход социальных систем из одного состояния в другое. Но в него не включаются любые изменения в жизни общества (технические перемены в производстве, трансформация в науке, технике, литературе и искусстве). Хотя эти изменения, так или иначе, существенно влияют на перемены в социальной реальности, однако непосредственно к ней не относятся.

Социальную реальность формируют разнообразные способы и системы солидарности людей в процессе их жизнедеятельности. Когда говорят о социальных изменениях, имеют ввиду перемены именно в таких системах, то есть во всём том, что формирует, организует, упорядочивает коллективную жизнь людей во всех её сферах – экономике, политике, духовной сфере, родстве.

Социальные изменения – это различные перемены в системах организации общественной жизни во всех её сферах и на всех уровнях проявления (на уровне личности, социальных групп, социальных институтов и общества в целом).

В исследовании социальных изменений используют 2 основных подхода:

· системный – он исходит из понятия общества, как устойчивой системной организации, исследует характерные черты социального изменения, его источники, движущие силы и социальные субъекты.

В рамках этого подхода социальное изменение исследовали О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс.

· процессуальный (полевой) – он исходит из того, что общество никогда не бывает неподвижным. В нём всегда что-нибудь происходит, случается, меняется, хотя бы потому, что в нём действуют люди. Осваивая новые виды деятельности и общения они меняют среду и меняются сами в течении жизни и смены поколений.

Изменчивость – неотъемлемое свойство общества. Поэтому общество рассматривается в социальной динамике как процесс или постоянно движущийся поток событий. Сторонники этого подхода сосредотачивают своё внимание на различных состояниях этого процесса и их оцененочном измерении.

Социальные изменения отличаются неравномерностью. Одни общества (африканские или австралийские примитивные системы) меняются очень медленно и перемены в них незначительны. Другие (современные индустриальные системы) меняются почти до неузнаваемости при жизни одного поколения. В пределах самого общества одни фрагменты социальной реальности меняются быстрее других (Пример: феномены «человек из пробирки», «суррогатная мать» породили новые социальные связи и взаимодействия, при полной неготовности к ним правовых и этических систем). Не все социальные изменения с равной силой влияют внешний образ общества. Перемены в плоскости его функционирования малозаметны, революционные же (в том числе связанные с открытиями и изобретениями) – существенно меняют общественную жизнь.

Социальные изменения характеризуются противоречивостью. Это обусловлено несовпадением социальных интересов различных групп в обществе и неодинаковым восприятием ими социальных изменений (разница в оценке рабочей силы работника и предпринимателя). Противоречивость социального изменения может быть заложена и в нём самом, в его неоднозначности (Пример: научно-технический прогресс во многом улучшил социальную жизнь, но и породил глобальные проблемы современности, поставившего под угрозу существование самого человека как биологического вида).

Социальные изменения приходят под воздействием:

· внешних (внесоциальных) условий - это природные причины (изменение физической среды обитания человека, ритмы солнечной активности, турбулентные космические потоки, импульсы магнитных полей) и стихии (смерчи, наводнения, землетрясения, ураганы).

  • внутрисоциальных факторов;
  • при взаимодействии тех и других причин.

По К. Марксу социальные перемены зависят от экономического фактора. Развитие производительных сил требует соответствующих способов хозяйствования, производственных отношений, что в свою очередь, вызывает изменения и других структур общественного устройства. Изменения, происходящие по мере приобретения обществом новой технологии, анализировал и американский социолог Г. Ленски.

Г. Огборнобратил внимание, что материальные элементы культуры развиваются быстрее нематериальных, в итоге это отставание между ними (культурный лаг) вынуждает людей искать новые социальные формы, приводящие фрагменты культурной жизни общества в соответствие. При этом меняется не только характер деятельности, но и способы коммуникации, формы культуры, рождаются новые социальные институты, социальное неравенство, новое понимание социального престижа. Невообразимые перемены несёт информатизация общественной жизни и взаимопроникновения различных культур.

Социологи Дж. Тернер, П. Бергер, Т. Лукман выделяют большую группу внутрисоциальных факторов. К ним они относят способность людей в процессе социальных связей и взаимодействий, убедить друг друга в том, что те или иные действия и правила устройства социальной жизни, обеспечат желаемый порядок.

Сами по себе социальные изменения не происходят. Их осуществляют люди, в результате их осознанной и неосознанной деятельности. Поэтому движущей силой социального изменения является деятельность всех его участников. Поэтому возникает важный вопрос о субъекте социального изменения.

Субъект социального изменения – это активная, деятельная сила, сознательно приобретающая социальную реальность и заинтересованная в социальном изменении.

Социальными субъектами могут выступать – социальные группы, классы, общности, нации, партии и т.д. В марксистской литературе основными социальными субъектами перемен предстают прогрессивные классы и поддерживающие их народные массы. Причём чем основательнее преобразования, тем больше народных масс участвует в социальном изменении. Но как свидетельствует исторический опыт, субъективная роль в переменах может принадлежать и небольшому кругу лиц - группе единомышленников, политической партии (Пример: - в начале ХХ века относительно небольшая группа большевиков изменила российскую историю; - в средине ХХ века небольшие отряды во главе с Ф. Кастро изменили развитие кубинского общества).

Социологи считают, что достаточно от 1 до 3% активного населения, что бы радикально изменить общество. А в условиях социальной дезорганизации консолидация маргинальных групп, не связанных с нормами и ценностями кризисного общества, могут изменить его принципиально. Американский социолог И. Валлерстайн убедительнопоказал, что «…полулегитимная, «обочинная» культура предпринимателей в феодальной системе Западной Европы в средине ХV века, в период глубочайшего кризиса системы, вынесла из маргинального подполья в историю человечества капитализм».

Вопрос 2. Социальные и культурные изменения.

Открытие – это разделяемое многими людьми восприятие ранее неизвестной реальности. Оно добавляет новую черту как в запасы знаний, проверенных и воспринятых людьми, так и нечто новое к культуре, потому, что после открытия оно становится частью культуры. В фактор же социального изменения открытие превращается тогда когда, когда оно может быть использовано, стало частью общества или человеческих отношений (Пример: открытие физиологов и психологов об одинаковых интеллектуальных способностях мужчины и женщины, не заставило большинство мужчин изменить своё отношение к статусу женщины, но позволило отказаться от патриархальных отношений ХIХ века между ними).

Когда открытие или знание используется для развития технологии, практически всегда появляются изменения в целом (Пример: за 100 лет до н.э. древние греки уже имели представление об энергии пара и построили маленькую паровую машину для развлечений. Но это не привело к социальным изменениям, пока через 2000 лет это открытие не стало серьёзно использоваться людьми).

Изобретение часто используют как новую комбинацию или новое использование существующего знания (Пример: в 1895 году изобретатель Дж. Селден комбинируя двигатель, топливный бак, ременную передачу и колёса – изобрёл автомобиль. До этого все эти вещи не были новинками и давно использовались в повседневной практике). Идея комбинации позволяет создать то, что ранее не существовало.

Изобретения можно разделить на 2 типа: материальные (плуг, лук и стрелы, телефон, самолёт) и социальные(алфавит, конституционное правительство, выборная демократия). В каждом случае создаётся комбинация хорошо известных элементов. Изобретение является постоянным процессом, когда каждое новое изобретение становится последним в ряду предыдущих.

Изобретение может быть новым: по форме – это означает вид нового объекта или новых действий, нового типа поведения; функционированию - это то, что совершается посредством данного изобретения и значению – это долговременные последствия использования его людьми. В обиход прочно вошло слово «инновация», которое включает в себя как открытие, так и изобретение.

Даже самое изобретательное общество может изобрести только простейшие формы изменений. Чаще всего социальные изменения в обществах развиваются через диффузию.

Диффузия – это распространение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедрение.

Диффузия действует как внутри обществ, так и между ними (Пример: проникновение частушек от татар в русскую среду или методов научного управления Ф. Тейлора в другие общества). Диффузия возможна только в тех обществах, которые вступают друг с другом в тесный контакт. Для её усиления группы очень часто намеренно усиливают число контактов (посылка на обучение за границу), а иногда общество, для избежания диффузии, снижает число контактов (для исключения влияния нежелательной идеологии). Поэтому диффузия – это селективное действие. Группа принимает некоторые культурные черты и отвергает другие (Пример: мы принимаем многое из европейской кухни, но не принимаем католической религии).

Не все предлагаемые инновации принимаются обществом. Одни принимаются немедленно, другие – через длительное время. Одним из факторов влияющим на сопротивление изменениям является наличие специфических установок и ценностей, которые отличаясь от общей установки на изменение, могут мешать принятию изменения или блокировать его (Пример: попытка правительства внести поправки в действующий закон, но на местах это новшество не принимается, не смотря на то, что многие осознают их необходимость и своевременность). Социальные изменения всегда должны преодолевать сопротивление специфических установок и ценностей, так как никогда не бывает их единодушной поддержки.

Для быстроты принятия инноваций влияющим фактором является демонстрация их возможностей перед широкой аудиторией, где может быть продемонстрирована её полезность (Пример: - принятие американскими индейцами оружия белого человека, но не принятие его медицины, так как она не давала немедленного эффекта; -презрение к появлению первых автомобилей под лозунгом «Верните нам лошадей»). Опыт показывает, что несовершенство изобретения на начальных стадиях может задержать его внедрение, но если изобретение полезно и работоспособно - оно редко полностью закрывает ему путь.

Некоторые изобретения могут быть продемонстрированы очень легко и быстро, для других требуются дорогостоящие крупномасштабные испытания. Социальные изобретения (корпорация или мировое правительство) не могут испытываться в лабораториях или на стендах, их полезность и необходимость доказывается длительное время и с помощью всего общества.

Возникает парадокс – мы не решаемся адаптироваться к социальным инновациям, до тех пор, пока не увидим их в работе, то есть пока не увидим их полезность, но в то же можем понять их практическую ценность, только через адаптацию к ним. Поэтому практически все социальные изменения внедряются в жизнь путём преодоления недоверия и сопротивления некоторых социальных групп общества, через властные структуры и, нередко, через жёсткое принуждение. Но внедрившись в повседневную жизнь многие инновации кажутся уже привычными и необходимыми.

В принятии социальных изменений важную роль играет их совместимость с существующей культурой. Существует, по крайней мере, 3 причины несовместимости инноваций с существующей культурой:

· Инновации могут находится в конфликте с существующими культурными образцами.

(Пример: - в некоторых частях Азии и Африки ислам распространён в большей степени чем христианство. Возможная причина – отрицательное отношение христиан к полигамии (многожёнству), которая являлась частью культуры людей живущих на этой территории; - наше общество до сих пор не может институционализировать добрачные сексуальные связи. Причина – это конфликт не только с нашими нормами и чувствами, но и с нашей семейной структурой и её основными институтами).

Возможными последствиями такого конфликта могут быть:

1) инновация отвергается обществом или социальной группой;

2) инновация принимается вместе с её конфликтными чертами, но эти черты время от времени вызывают протест, что делают её принятие неустойчивым;

3) инновация принимается, а содержащиеся в ней конфликты с существующей культурой скрыты и трудно осознаются, что вызывает общее напряжение в обществе, не направленное на данную инновацию (Пример: внедрение телевидения находится в конфликте с нашей традиционной культурой общения. Не осознавая этого мы ругаем этот «проклятый ящик», отнимающий всё свободное время).

· Инновации могут вносить новые культурные образцы не представленные в существующей культуре.

Любое общество старается вносить новое, не отказываясь от использования старых, проверенных культурных образцов. Когда эти образцы устарели, общество медленно и осторожно развивает новые, всё время оглядываясь на старое, привычное (Пример: - первые бетонные блоки были в виде обработанного или необработанного камня; - первому асфальту придавался вид брусчатки; - многие правительства в новых республиках принимали вид римского сената или греческой агоры). Только через некоторое время люди отрываются от старых, отживших форм и полностью переходят к новым.

· Инновации могут только замещать и вытеснять культурные образцы в существующей культуре, а не просто присоединяться к ним, что значительно замедляет принятие этих инноваций.

(Пример: - английский футбол и американский джаз просто присоединились к нашей культуре, ничего не замещая. Гораздо сложнее воспринять изменения связанные с равенством полов, демократией, современным цивилизованным бизнесом, так как эти социальные отношения должны заменить старые, но привычные нам образцы культуры).

В этих случаях социологи говорят об издержках социальных изменений (Пример: внедрение отношений частной собственности связано с серьёзными материальными и моральными издержками и отдача от них может быть только через некоторое время).

Нет социальных изменений которые проходили бы бесследно для существующей культуры. Даже те инновации которые присоединились к культурным образцам, отнимают у членов общества время и отвлекают их интересы. Однако большинство инноваций создаёт более сильный эффект, разрушая старые или создавая новые культурные образцы и виды социальных отношений. Многие технические новшества породили целые культуры (телевидение, радио, автомобиль).

В. Отберразличал 3 основные формы социальных эффектов инноваций:

· дисперсия (множественные эффекты) одного изобретения или открытия

(Пример: внедрение в нашу жизнь автомобиля – это гигантская промышленность, сокращение времени передвижения, реорганизация рынка, влияние на человеческие ценности и т.д.)

· последующие (производные) эффекты одного изобретения или открытия

(Пример: автомобиль породил автомобильную промышленность, которая изменила характер деятельности людей, а это породило проблему занятости, проведения досуга и т.д.)

· конвергенция (соединение) нескольких влияний различных изобретений

(Пример: атомный реактор, ракета с жидкостным двигателем, электронная система управления - вызвали появление оружия массового уничтожения; автомобиль, конвейер, общественное разделение труда - породили современное производство).

Не имеет значения создана ли инновация внутри данного общества или проникла извне в результате диффузии. Важно то, что современное общество, как крайне динамичное образование, обязано реагировать на инновации, принимать и осваивать их в социальной, культурной и других областях социальной жизни. Не принятие инноваций порождает застой социальной жизни и социальные эффекты регресса.

Вопрос 3. Виды социальных процессов.

Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, состоящей из социальных действий и взаимодействий. Разрозненные действия, как правило, не могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже великое открытие одного человека должны использовать и внедрять в практику множество людёй. Поэтому, значительные социальные изменения происходят в результате однонаправленных, взаимно сопряжённых, действий людей. Причём, это сопряжение может быть бессознательным, благодаря наличию у людей мотивов и ориентаций.

Социальный процесс - это совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

(Пример: перемещения людей с места на место, совместное обучение и производство продуктов, участие в политической борьбе и т.д.)

Выделив совокупности общих черт социальных процессов социологи Р. Парку и Э. Берджесусоздали классификацию основных социальных процессов:

· Кооперация – может протекать в группах из двух индивидов, малых и больших (организации, социальные слои, общество) группах.

В примитивных обществах она имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения (Пример: на островах Полинезии жители совместно ловят рыбу, потому, что так делали их отцы, деды и прадеды). В развитых же обществах создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперации людей.

В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Прежде всего кооперация связана с желанием людей сотрудничать, но она основана не только на бескорыстии. Исследования показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем желания и симпатии. Поэтому главный смысл кооперации состоит в обоюдной пользе.

В малых группах кооперация обычное явление, поэтому история жизни большинства индивидов – это в основном их попытка стать частью таких групп, а также регулировать кооперативную групповую жизнь (Пример: даже наиболее ярко выраженные индивидуалисты, вынуждены соглашаться, что они находят удовлетворение в семье, в группах проведения досуга, в группах на работе). Необходимость в подобной кооперации так велика, что даже забывается то, что стабильное существование группы и удовлетворённость её членов, зависит от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи.

Кооперация в первичных группах так же важна тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах, так как все большие организации – это сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе личностных взаимосвязей.

Кооперация во вторичных группах выступает в виде многих людей работающих совместно в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы, религиозные организации и группы с узконаправленным направлением. Основные трудности при этом: географическая протяжённость кооперативных связей, достижения соглашений между отдельными организациями, предотвращение конфликтов между группами и отдельными индивидами.

· Конкуренция– это борьба между индивидами, группами или обществами за обладание ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, любовь, признательность и т.д.)

Она основана на том, что люди никогда не могут удовлетворять все свои желания, поэтому она процветает и в условиях изобилия точно так же, как и соперничество в занятии высокооплачиваемых мест существует в условиях полной занятости.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне или носить безличный характер. В одних группах существуют ярко выраженные процессы конкуренции, протекающие на личностном уровне, в других – личностное соперничество отходит на второй план, а конкуренция переносится на отношения с другими группами. Её острота и формы проявления весьма различны. (Пример: обществах где существуют, в основном, предписанные статусы она менее заметна и перемещается в малые группы и организации – здесь люди стремятся быть «первыми среди равных». В обществах с достигаемыми статусами она пронизывает все сферы общественной жизни, в Англии и Японии, например, карьера личности зависит от школы в которой ребёнок начинает обучение).

Следствиями конкуренции могут быть:

· метод распределения недостаточного вознаграждения (такого, которого не хватает на всех).

Его первоочередная необходимость чаще всего оспаривается индивидами или группами, так как, при введении системы приоритетов многие считают себя заслуживающими наибольшего внимания. В этом случае конкуренция может быть недостаточным рациональным механизмом распределения вознаграждения, но «работает» и снимет множество социальных проблем;

· создание определённых систем установок у конкурентов

Эксперименты проведённые в группах показали, что личности или группы кооперируются для достижения общих целей и в них поддерживаются дружеские отношения. Но как только создаются условия при которых возникают неразделённые ценности, порождающие конкуренцию, у них немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы (Пример: если в конкурентные отношения вступают национальные или религиозные группы, то появляются национальные и религиозные предрассудки, которые усиливаются по мере возрастания конкуренции).

Конкуренция широко практикуется как стимулятор личности к самым большим достижениям. Ранее считалось, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и, следовательно, повышает производительность. Но исследования последних лет показали, что конкуренция между подгруппами в организации отрицательно влияет на эффективность её деятельности. А конкуренция не дающая шансов на продвижение индивида – это его отказ от борьбы и снижение вклада в достижение общих целей. Но не смотря на это в настоящее время не придумано более сильного стимулирующего средства чем конкуренция (Пример: все достижения современного капитализма основаны именно на стимулирующем значении свободной конкуренции – это развитие производительных сил, повышение жизненного уровня людей и т.д.)

Стимулирование с помощью конкуренции может быть ограничено в 3-х отношениях:

1) люди сами могут ослабить конкуренцию, если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей безопасности (развивая монополию цен бизнесмены идут на тайные сделки и сговоры).

2) конкуренция представляется стимулирующим средством только в некоторых областях деятельности (конкуренция не приносит пользы при решении сложных технических и интеллектуальных задач);

3) конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт с непредсказуемыми последствиями (прекращение бессмысленного кровопролития при ведении военных действий)

· Приспособление – принятие индивидом или группой норм, ценностей и действий новой среды, когда нормы и ценности усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей или не создают приемлемого поведения.

Процессы приспособления протекают непрерывно, так как непрерывно меняется и условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и их значимости процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

В приспособлении выделяют ряд особенностей:

- подчинение – обязательное условие процесса приспособления, которое в жизни индивида встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм. Оно может быть осознанным или неосознанным;

- компромисс – означает, что индивид иди группа соглашается с изменяющимися условиями, путём частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. При этом индивид пытается достичь соглашения с учётом собственных сил и сил окружающей изменяющейся среды в определённой ситуации. Это баланс, временное соглашение и как только ситуация меняется – приходится искать новый компромисс;

- терпимость – это необходимое условие протекания процесса приспособления по отношению к новой ситуации, культуре и новым ценностям. Если терпимости нет – процесс приспособления будет неуспешным.

· Ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.

Это всегда двусторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы, пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам (Пример: поколения американских иммигрантов, прибывшие из Европы в большом количестве, в период с 1850 по 1913 год образовали эмигрантские колонии на севере США. Они жили в основном в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Но их дети резко отвергали культуру родителей и впитывали культуру своей новой родины, вступая в конфликт с родителями. А трете поколение уже полностью американезироваось и чувствовало себя удобно в американской культуре). Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой.

· Амальгамизация – биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом

(Пример: русская нация – это биологическое смешивание многих племён и народов – поморов, варягов, западных славян, мордвы, татар и др.) Барьер на её пути могут образовать расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами. При этом в обществе могут появится статусные системы, в которых статус будет измеряться «чистотой крови» (Пример: в Центральной или Южной Америке для обладания высоким статусом необходимо испанское происхождение).

Социальные процессы подразделяются на:

Поддержание границ – это пограничные линии между социальными группами, которые отделяют их членов от всего остального общества (язык, диалект, специальный жаргон, униформа, отличительные знаки). Но чаще всего это трудноуловимое и труднофиксируемое чувство принадлежности согласно групповым стандартам, которые отделяют ингруппу от всех остальных.

Группа не только нуждается в установлении границ, но и должна убедить своих членов в том, что они признают эти границы как важные и необходимые. Стремление к сохранению границ группы поддерживается санкциями и вознаграждениями. Люди желающие преодолеть социальные барьеры в группах, стремятся к уменьшению социальных границ, а те которые их преодолели, желают такие границы создать (разница между предвыборными обещаниями депутатов и их действиями после выборов). Иногда границы между группами могут быть проложены формально (прямое указание), но в основном это неформальный процесс.

Создание системы связей – это процесс, с помощью которого элементы, по крайней мере двух, социальных систем, объединяются так, что в некоторых случаях выглядят как единая система. В современном обществе это система внешних связей, состоящая из множества элементов (современные деревня и город связаны между собой посредством обмена продуктов растениеводства и животноводства на энергию и технику).

Вопрос 4. Социальные движения.

Субъектами социальных изменений являются социальные движения. Социологи ХIХ века рассматривали социальные движения - как совокупность усилий, направленных на поддержание социальных изменений. Современные же социологи считают, что социальные движения – это усилия направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. По Р. Тернеру:

Социальные движения – это совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или сопротивления социальным изменениям, в обществе или социальной группе.

Согласно этого определения существуют религиозные, эмигрантские, молодёжные, политические, революционные и другие движения.

Социальные движения высокодинамичны и имеют неопределённый жизненный цикл. Они не имеют устойчивого институционального статуса, в них учавстует значительное число индивидов и большинство членов общества не втянуто в них и относится к ним равнодушно или с равнодушием или неприязнью. После получения всеобщей поддержки со стороны членов общества, деятельность социального движения обычно заканчивается, и оно превращается в социальный институт.

Социальное движение может включать в себя организации, но его основа – это усилия людей поддерживающих его идеи и ценности и сочувствующих им. Значительная часть социальных движений практически полностью лишена организованности. Иногда они могут действовать как группы давления (в поддержку депутата или президента), но большая часть групп давления – это не политические движения.

Способами изучения социальных движений являются:

· локальное изучение (изучение его внутреннего содержания без учёта внешней среды);

· историческое или лонгитюдное (изучение проблем зарождения, развития и внутреннего содержания социального движения);

· сравнительное (анализ поведения всех членов движения от простых до лидеров);

· изучение с помощью контент-анализа (по отчётам, речам и пропагандистским заявлениям).

Социальные движения не всегда легко классифицировать. По самым общим признакам социальные движения (как «идеальный тип») подразделяются на:

· Экспрессивные движения– возникают при нахождении людей внутри ограниченной социальной системы, из которой они не могут вырваться и которую не в состоянии изменить.

При этом каждый индивид соглашается с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя своё отношение к ней но, не модифицируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное облегчение (Пример: в настоящее время очень ярко проявляются в молодёжной среде – на рок-концертах, дискотеках, телевизионных шоу).

Часто экспрессивные движения связаны с верой в лучшую прошлую жизнь (движения ветеранов войны, монархические движения), которые связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путём мечтаний и воспоминаний. В то же время они могут прокладывать путь к реформам и даже к восстаниям, так как они оживляют традиции и могут стать силой, возбуждаемой пассивное население.

· Утопические движения – (по Т. Мору утопия - это общество совершенства, существующее только в человеческом воображении).

Первоначально это были исключительно религиозные движения (первые христиане, религиозные секты Востока) которые оказались весьма жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью и материальному благополучию. Но забвение этих идеалов неизбежно вело такие движения к распаду.

Современные утопические движения постоянно встречают сопротивление законопослушных членов общества, которых страшат новые культурные образцы и смена ролей приоритетов в новом укладе жизни. Поэтому члены утопических движений должны обладать значительным уровнем внутренней энергии и активности.

· Революционные движения– они пытаются свергнуть, разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежнего.

Эти движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служат революционные движения (Пример: коммунистические движения не развиты в Швеции, Швейцарии, Бельгии и Дании, и сильно развиты в странах с репрессивной политикой или там где политика социальных реформ неэффективна). Любое революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворённости.

Американские исследователи Д. Эдвардси К. Бринтонвыделили наиболее типичные стадии успешного развития революционных движений:

1)накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворённости;

2)неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение;

3)появление побуждения к активным действиям, восстанию и социального мифа, оправдывающего это побуждение;

4)революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

5)период правления умеренных (контроль за группами революционеров или уступки для гашения взрывов в народе);

6)захват власти и уничтожение оппозиции и радикалов;

7)период режима террора;

8)возврат к устойчивой власти и некоторым образцам предреволюционной жизни.

По такой схеме протекали французская, китайская и российская революция.

· Движения сопротивления – усилия определённых групп людей, направленные на блокирование возможных или ускорение уже происшедших изменений.

Они всегда сопровождают движения реформ и революционные движения (Пример: реформы в России в 90-х годах ХХ века привели к оппозиционным движениям в которые вошли невидящие своего места в реформированном обществе или потерявшие свои привилегии).

· Реформистские движения – усилия определённых групп людей, направленные на изменение какой-либо фазы или структуры общественного строя.

В процессе своего развития социальные движения проходят 5 одинаковых стадий:

- стадия беспокойства (неуверенность в завтрашнем дне, развитие чувства социальной несправедливости, ломка привычного жизненного ритма);

- стадия возбуждения(наступает при фокусировании социального беспокойства, реальных социальных объектов и побуждений к активным действиям; занимает малый промежуток времени; при этом многое зависит от мастерства организаторов);

- стадия формализации (строится на идеологии, стратегии и тактике движения и превращает его неопределённую причину в реальную и видимую цель);

- стадия институционализации(наступает во всех движениях, которые длятся долго и придаёт социальному движению законченность и определённость);

- стадия распада движения (распад движения после влияния внешних условий, внутренних сил или достижения поставленных целей).

Американский исследователь Д. Стокдейл выделил 5 структурных предпосылок возникновения социальных движений:

· социальная неудовлетворённость;

· структурная блокада (барьеры в социальной структуре, способствующие возникновению социальной неудовлетворённости);

· контакты и взаимодействия между неудовлетворёнными людьми;

· уверенность в том, что общие коллективные действия могут улучшить условия существования;

· наличие идеологии (оправдывающей предполагаемые коллективные действия).

Когда эти предпосылки появляются, социальные движения и соответствующие коллективные действия становятся почти неизбежными.

Основными условиями, благоприятными для появления и развития социальных движений, являются:

Культурные течения - это постоянные изменения в ценностях и нормахповедениялюдей в современных обществах (Пример: длительное развитие демократического общества, эмансипация женщин, тяготение людей к материализму или отход от него). Социальные движения совпадающие с культурными течениями были весьма успешными, а сопротивляющиеся им – терпели неудачу.

Социальная дезорганизация – это распространение неуверенности, социального страха, беспокойства и высокой внушаемости. Такая разобщённость людей и неопределённость в обществе служит идеальной средой для зарождения социальных движений больше чем бедность, нищета, коррупция и социальное неравенство.

Социальная неудовлетворённость – это общее недовольство людей условиямижизни и системой социальных отношений в обществе.

Она состоит из: относительной неудовлетворённости– это ощущение разрыва между тем, что они имеют и тем, что могли бы иметь (Пример: неудовлетворённость людей в нашей стране после приоткрытая железного занавеса); социальной несправедливости– это субъективное ценностное суждение, зависящее от традиций и системы ценностей данного общества; статусной неопределённости – она развивается в том случае, когда кто-то имеет несколько статусов разного ранга; при устойчивом чувстве статусной неопределенности ощущается невозможность достижения необходимого вознаграждения.

Социологические исследования показали, что при наличии всех 3-х факторов, личность испытывает внутреннюю готовность присоединится к социальным движениям.

Вопрос 5. Личность и социальные движения.

В стабильном обществе с незначительными социальными отклонениями социальные движения возникают очень редко и люди в основном заняты собственными заботами. Но в постоянно изменяющемся и дезорганизованном обществе, полностью удовлетворённые индивиды встречаются редко. Недоверие к государственным институтам, потерянность и отсутствие устойчивых ценностей порождают взаимное равнодушие, ненависть и недоверие. Всё это служит прекрасной питательной средой для социальных движений. Кроме того существуют личности, наиболее подверженные желанию активно менять окружающую действительность.

Основными факторами влияющими на участие индивидов в социальных движениях являются:

· Мобильность– она ослабляет социальный контроль за индивидами и лишает их эмоционального удовлетворения от реальной принадлежности к какой-либо социальной группе.

Разрыв с прежним и невозможность адаптироваться в новое социальное окружение объединяют их в социальных движениях, которые охватывают значительные массы людей.

· Маргинальность – это состояние когда люди «находятся на границе между двумя социальными мирами, но не входят полностью ни в один из них».

Маргинальность приводит к появлению чувства растерянности и беспокойства, увеличивает отклонения от групповых норм и появление кризиса недоверия. Такие личности наиболее восприимчивы и обидчивы, и могут выступать против групповых норм и ценностей. Многие активисты и лидеры социальных движений – маргиналы.

· Социальная изоляция – это состояние, когда существуют личности и группы изолированные и отчуждены от общества.

Они более восприимчивы к массовым движениям чем группы, статусы и роли которых в целом, интегрированы в него (интеллектуалы, шахтёры, моряки, старатели). В силу географического обособления или особенностей социальной структуры такие работники имеют значительно меньшее число контактов с другими группами общества. Их связи со стабильным порядком нарушены, поэтому их легче мобилизовать для его ниспровержения.

· Изменение социального статуса – его изменение усиливает восприимчивость и обостряет чувство социальной несправедливости.

В результате неудачной мобильности индивид ощущает ненависть к другим группам, у него возникают установки к насильственным действиям и он становится кандидатом в участники социальных движений. Постоянная угроза экономической безопасности и социальному статусу – самая значимая причина вовлечения в социальные движения.

· Потеря семейных связей – «женись и успокойся» это не просто совет. Из спокойной обстановке в хорошей квартире, от жены и детей человек не пойдёт на баррикады. У него не будет потребности заполнить эмоциональный вакуум, присоединением к социальному движению.

Активность в социальном движении занимает много времени и сил и становится серьёзной помехой в семейной жизни. Её стабильность и спокойствие снижает активность индивидов, поэтому большинство социальных движений, с ранних христиан до первых коммунистов, подвергали нападкам институт семьи.

· Личностная неустроенность – очень часто приводит людей в ряды социальных движений, которые начинают видеть в социальных движениях возможность для достижения своих стремлений и занятия лучшего места в социальной структуре.

Американский исследователь Э. Хоффервыделяет при этом: временных неудачников – это «люди, которые не находят своего места в жизни, но надеются его найти» (молодежь, демобилизованные солдаты, временно не работающие). Их потерянность и неустойчивость временные явления, но они могут служит дополнительным контингентом, усиливающим социальное движение; и постоянных неудачников – это люди у которых реализация своих стремлений ограничена недостатком способностей и талантов, а также непреодолтиыми социальными барьерами (невостребованные артисты, писатели и журналисты, одинокие женщины, очаяшиеся устроить свою личную жизнь).

Социальные движения – это не только прибежище бездомных, безработных и неудачников. Многих привлекает в них не идея социального движения, а поиск единения с себе подобными, принадлежность к группам, которые снижают чувства страха и беспомощности. Кроме того во многих движениях (особенно умеренных и движениях реформ) большинство составляют люди стремящиеся достичь свои цели. Они прекрасно осознают значение и результаты движений в общественной жизни, а так же свои роли в них.

**************************************************************************

Контрольные вопросы:

1. Что такое социальные изменения и какие подходы используют при их исследовании?

2. Под воздействием каких причин приходят социальные изменения?

3. Что понимается под социальной диффузией?

4. Каковы причины несовместимости инноваций с существующей культурой?

5. Какие существуют основные формы социальных эффектов инноваций:?

6. Что такое социальный процесс и какова его классификация?

7. Что понимается под социальными движениями и какова их классификация ?

8. Каковы структурные предпосылки возникновения социальных движений?

9. Что является основными благоприятными условиями для появления и развития социальных движений?

10. Каковы основные факторы, влияющие на участие индивидов в социальных движениях?

**************************************************************************

Наши рекомендации