Тема 5. Социальные процессы и социальные изменения

1. Соотнесите между собой понятия и их определения:

а) социальное изменение;

б) модернизация;

в) социальное развитие;

г) глобализация;

д) социальный конфликт;

е) социальный регресс;

ж) реформа.

.

1) Отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречиями их интересов;

2) Различие между нынешним и предшествующим состоянием какого-либо аспекта социальной структуры;

3) Последовательное движение социальной системы в определенном направлении;

4) Последовательное движение социальной системы от высшей ступени развития к низшей;

5) Последовательный переход разных обществ на капиталистический путь развития;

6) Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры;

7) Процесс всё возрастающего воздействия различных факторов международного значения (экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.

Тема 6. Социология личности

1. Какое из приведенных положений соответствует теории зеркального «Я»?

а) «Я» – это мои представления о себе;

б) «Я» – это совокупность представлений о других;

в) «Я» – это совокупность представлений о собственном образе в глазах других;

г. «Я» – это зеркало для других.

2. Определите, каким понятием характеризуется динамический характер статуса:

а) девиация;

б) социальное поведение;

в) роль;

г) малая группа.

3. Ролевой идентификацией называется:

а) дистанцирование от роли;

б) промежуточное положение между статусом и ролью;

в) динамическая сторона статуса;

г. противоречие между статусами;

д. максимальное слияние с ролью.

4. Социальный статус – это

а) профессия или занятие человека;

б) материальный доход человека;

в) социальное положение человека;

г) гражданство.

5. Кто из ученых разработал социальную схему формирования умственных операций в детстве и юности?

а) Э. Эриксон;

б) З. Фрейд;

в) Э. Шпрангер;

г) Ж. Пиаже.

6. Р. Мертон считал, что любая социальная и культурная система состоит из двух основополагающих элементов. Выберите из предложенного эти два элемента.

а) Цели, намерения, интересы, которые определяются данной культурой;

б) Структура социального контроля;

в) Социально одобряемые способы достижения целей;

г) Методы социального контроля.

7. Выберите из предложенных ниже положений то, которое является в полной мере определением социализации.

а) процесс воспитания ребенка;

б) процесс, в ходе которого люди обучаются эффективной совместной деятельности;

в) процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей общества;

г) вхождение индивида в социальный мир.

8. Относятся ли к функциям социализации следующие:

а) введение индивида в мир культуры данного общества;

б) контроль за распределением материальных ресурсов общества;

в) создание условий эффективной совместной деятельности людей;

г) создание норм социальной стабильности и порядка?

9. Чем обусловлена необходимость социализации?

а) биологической конституцией человека;

б) социальными причинами;

в) ни тем, ни другим;

г) и биологическими, и социальными причинами.

10. Являются ли агентами социализации следующие лица:

а) продавец;

б) диктор ТВ;

в) надзиратель тюрьмы;

г) сержант в армии.

11. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:

а) социализация присуща не только человеку, но и животному;

б) фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте;

в) агентами первичной социализации являются учреждения или предприятия.

12. Кто является «значимыми другими» в теории социализации Дж. Мида?

а) ближайшее окружение ребенка;

б) сверстники;

в) общество в целом;

г) церковь.

13. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях

а) когда духовное лицо становится депутатом;

б) когда спортсмен курит;

в) когда депутат едет в автобусе;

г) когда министр занимается коммерческой деятельностью;

д) когда женщина работает на производстве и занимается ведением домашнего хозяйства;

е) когда милиционер продает конфискованное оружие?

14. Определите, относятся ли к аскриптивным следующие статусы:

а) президент;

б) муж;

в) принц;

г) император;

д) тёща;

е) депутат Государственной Думы;

ж) герцог.




15. Термины «я-сам» и «я-меня» предложил

а) Дж. Мид;

б) З. Фрейд;

в) Ч. Кули;

г) Ж. Пиаже.

16. Назовите, к какому статусу – аскриптивному, смешанному, достигаемому – относятся следующие:

а) олимпийский чемпион;

б) академик;

в) студент;

г) дочь кинозвезды;

д) безработный;

е) инженер;

ж) женщина;

з) миллиардер.

17. Согласно Т. Парсонсу любая роль может быть описана с помощью пяти характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация. Используя данные характеристики, сравните между собой следующие роли:

а) преподаватель и студент;

б) профессор и сосед;

в) врач и пациент.

18. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются правильными.

а) социальная роль – определенная позиция в социальной структуре общества;

б) один человек обладает множеством статусов;

в) человек имеет вдвое больше ролей, чем групп, к которым он принадлежит;

г) роли связаны между собой системой прав и обязанностей;

д) индивид, обладающий высоким статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях;

е) социальный статус – положение индивида в малой группе;

ж) пол и национальность характеризуют предписываемый статус;

з) главный статус - это наиболее характерный для индивида статус, с которым он себя идентифицирует;

и) ролевой набор – совокупность статусов, ассоциируемых с конкретной социальной ролью.

19. Что является признаками предписанного статуса?

а) Национальность;

б) Социальное происхождение;

в) Образование;

г) Квалификация.

20. Соотнесите между собой признаки и представителей теорий социализации.

а) развитие личности – нравственное совершенствование индивида;

б) на каждой стадии развития человек преодолевает определенный кризис;

в) развитие личности осуществляется через познание чего-то нового;

г) личность формируется через отражение в сознании человека мыслей и чувств других людей о нем;

д) личность формируется через игру.

1) Дж. Мид;

2) З. Фрейд;

3) Э. Эриксон;

4) Ж. Пиаже;

5) Л. Колберг;

6) Ч. Кули.

21. Правильны ли следующие суждения:

а) социальные статусы взаимодействуют между собой;

б) социальные отношения связывают между собой статусы;

в) индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие;

г) личные статусы связаны между собой социальными отношениями.

22. Механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции, называется:

а) социальный контроль;

б) социальный порядок;

в) социальная справедливость;

г) социализация;

д) конформизм.

23. В чем отличие между прирожденными и приписываемыми статусами? Какие из приведенных статусов являются приписываемыми:

а) падчерица;

б) сын;

в) русский;

г) отец;

д) девочка;

е) принц.

24. Какие условия необходимы для существования социальной роли?

а) социальные нормы;

б) социальные отношения;

в) социальные действия;

г) экспектации (ожидания).

25. Какие из перечисленных ниже норм относятся к:

а) нормам-правилам;

б) нормам-ожиданиям.

1) Уплата налогов;

2) Вежливость по отношению к другим;

3) Выполнение учебной программы;

4) Порядочность;

5) Соблюдение трудовой дисциплины;

6) Воспитание детей.

26. Какие из перечисленных потребностей относятся к

а) экзистенциальным;

б) социальным;

в) духовным;

г) физиологическим;

д) престижным.

1) В воспроизводстве населения;

2) В гарантированной занятости;

3) В хорошем здоровье;

4) В успехе;

5) В самопожертвовании;

6) В отдыхе;

7) В страховании от несчастных случаев;

8) В продвижении по службе;

9) В жилье;

10) В заботе о других людях;

11) В безопасности на улицах;

12) В общении;

13) В любви и дружбе;

14) В посещении театра.

27. В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Сопоставьте их.

Понятие Определение понятия
1) Социальный статус а) Статус, в котором человек рожден, или который назначается ему по прошествии времени
2) Роль б) Социальное положение человека в обществе
3) Главный статус в) Совокупность всех статусов данного человека
4) Достигаемый статус г) Динамическая характеристика статуса
5) Личный статус д) Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам
6) Статусный набор е) Статус, который человек получает благодаря своим собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо благодаря удаче и везению
7) Приписываемый статус ж) Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие

28. Распределите статусы в соответствии с понятиями в таблице:

Личный статус Социальный статус
   
   

Статусы: продавец, любимый сын, старший сын, сантехник, рыцарь, ябеда, министр.

29. Дайте общее название группам статусов:

а) русский, принц, мужчина;

б) россиянин, безработный;

в) любимец женщин, красотка, лжец;

г) преподаватель, студент, врач.


Наши рекомендации