Сексуальное поведение семьи. 9 страница

Игры

В младенчестве ребенок искренен и прямодушен; да у него «все в порядке». Но скоро у него открываются й глаза и он обнаруживает, что его «все в порядке» в опреде­ленной степени зависит от его поведения, в особенности от реакций по отношению к матери. Когда он учится вести себя за столом, то уже может понять, что мать признает это «все в порядке», но лишь с большими оговорками. И тог­да в ответ он ставит под сомнение «все в порядке» своей матери. Так приобретается достаточно сложный опыт. Но одновременно закладывается фундамент для будущих игр. Ребенок использует этот опыт без зазрения совести, особенно в период приучения к воде и мылу, когда сила, конечно, на его стороне, так как во время еды, когда он голоден, ему что-то нужно от матери, а в ванной ей требует­ся от него, чтобы он стал чистым. За столом ребенок вы­нужден «быть в порядке», реагировать на требования мате­ри положительно, а в ванной «быть в порядке» — ее обя­занность. К этому времени они оба уже не всегда бывают искренни: у матери уже есть свои маленькие хитрости, у ребенка — свои.

Проходят годы, и ребенок отправляется в школу. К это­му времени у него есть в запасе несколько ловких прие­мов, возможно даже два-три грубых и жестоких; в худшем случае он уже одержим игрой. Все зависит от того, насколь­ко хитры и жестоки его родители. Чем больше они ловчат в своей жизни, тем хитрее будет их ребенок, чем они жест­че и грубее, тем ожесточеннее будет играть их отпрыск, считая, что только так он выживет. Практический опыт сви­детельствует, что самый эффективный способ испортить ребенка, сделать его пугливым и напряженным — это как можно чаще бороться с его волей. А лучший способ разру­шить его личность — бить его больно, чтобы он плакал.

В школе ребенок получает возможность испробовать на других детях и учителях игры, разученные дома. Кое-что он усовершенствует, кое от чего откажется, а кое-что усво­ит от партнеров по играм. В школе он испытывает также твердость своих убеждений и своей позиции. Учитель мо­жет подтвердить его позицию (у него «все в порядке»), а может, наоборот, опустить его с высот на землю. В проти­воположном случае, когда самооценка ребенка низка, учи­тель может либо подтвердить ее (ученик этого лишь ждет), либо внушить ему лучшее представление о самом себе (ребенку бывает это нелегко усвоить). Если ребенок вос­принимает весь мир с положительным знаком, то учитель поддерживает его, но если, наоборот, ученик убежден, что Сексуальное поведение семьи. 9 страница - student2.ru Сексуальное поведение семьи. 9 страница - student2.ru Сексуальное поведение семьи. 9 страница - student2.ru весь мир плох, то он будет стараться подтвердить свою позицию, постоянно раздражая этим учителя.

Есть множество особых ситуаций, которые трудно пред­видеть и с которыми не всегда могут справиться как педа­гоги, так и дети. Например, учительница начинает игру под названием «Аргентина». «Что самое интересное в Арген­тине?» — спрашивает она. Кто-то отвечает: «Пампасы».— «Не-е-ет».— «Патагония»,— говорит кто-то еще. «Не-е--е-ет».— «Аконкагуа».— «Не-е-е-е-ет». Все уже начинают понимать, в чем дело: бессмысленно вспоминать учебник географии и говорить о том, что интересно им самим. Они должны догадаться, что думает она (учительница). Но это безнадежно, и класс сдается. «Кто еще хочет отве­тить?» — звучит обманчиво добрый голос учительницы. «Гаучо!»— триумфально возглашает она, заставляя всех учеников одновременно чувствовать себя идиотами. Они не в силах воспрепятствовать этой игре, а учительнице в такой ситуации невозможно прилично выглядеть в глазах даже самого доброжелательного ученика. С другой сторо­ны, и самый умелый педагог вряд ли добьется высокой оценки со стороны ребенка, если дома из него выбивают всю его волю, не дают самостоятельно мыслить. Когда ребе­нок молчит, учитель заставляет его отвечать, тем самым на­силуя его сознание и доказывая, что он, учитель, не луч­ше родителей. Но чем может педагог помочь ребенку?..

Личность-«персона»

Вшкольном возрасте у ребенка в какой-то степени на­чинает формироваться реакция на вопрос: «Если нельзя прямо, открыто что-то говорить, то как с помощью хитрости добиться своего?» Все, что он узнает от родителей, учите­лей, школьных приятелей, от друзей и недругов,— все учитывается при этом ответе. Результатом становится «пер­сона». Психолог К.-Г. Юнг определяет «персону» как уста­новку, усваиваемую как маску, которая соответствует со­знательным намерениям человека и в то же время отвеча­ет требованиям и представлениям социальной среды.

В результате обладатель «персоны» может обманывать других, но очень часто и самого себя относительно своего подлинного характера. «Персона» формируется в основном как результат внешних влияний и собственных решений ребенка в возрасте примерно от шести до десяти лет. Взрослым человек в своем социальном поведении, то есть в не­посредственном свободном общении, бывает приветливым или суровым, внимательным, спокойным или раздражитель­ным. Он не нуждается в том, чтобы следовать модели Роди­теля, Взрослого или Ребенка. Наоборот, он может вести се­бя как школьник, приспосабливаясь к ситуации общения под руководством Взрослого и не выходя за предписанные родителем рамки.

Продуктом адаптации и бывает «персона». Она тоже соответствует сценарию человека. Если это сценарий побе­дителя, то «персона» будет привлекательной, если же сце­нарий неудачника — отталкивающей для всех, кроме таких же, как он. Часто она моделируется по какому-либо «герою». За «персоной» обычно прячется в человеке Ре­бенок, который ждет возможности показать себя, когда наберется достаточно «купонов», чтобы можно было без­наказанно сбросить маску...

юность

Юность — это возраст старшеклассников и студентов, пора получения водительских и гражданских прав, а также права распорядиться собственным телом и прочей собст­венностью. У девушек новые заботы — бюстгальтер и мен­струации, у юношей — бритье, а иногда — неожиданное препятствие, сокрушающее все планы и надежды: прыщи.

В юности человек решает, что он будет делать в своей жизни или по крайней мере чем заполнит время до такого решения. С точки зрения сценарного аналитика, юноше­ские годы — это репетиция перед отъездом «на гастроли». В этом возрасте человек уже в состоянии ответить на во­просы: «Что вы говорите после того, как сказали «здрав­ствуйте»?» и «Если родители и учителя не структурируют ваше время, как вы организуете его сами?»...

Новые чувства

Юноши и девушки, если они не подготовлены родителя­ми, могут растеряться при появлении у них полового чув­ства и, не умея встроить его в свой жизненный план, реа­гируют на него, используя приобретенный опыт — излюб­ленные чувства. Мастурбация может погрузить человека в муки подлинного кризиса. Может возникнуть чувство вины («это безнравственно»), страха («это вредно для здо-

Сексуальное поведение семьи. 9 страница - student2.ru Сексуальное поведение семьи. 9 страница - student2.ru ровья») или неуверенности в себе («это ослабляет силу
воли»). Все это внутренние трансакции, происходящие ме*Ц-
ду Родителем и Ребенком в голове молодого человека!,'■(
другой стороны, могут возникнуть переживания, зависящее
от реакции (действительной или воображаемой) его окр
жёния: уязвленность, злоба или стыд. «Ведь теперь (дума* г
он) у окружающих есть реальная причина смеяться нал о
мной, ненавидеть или стыдиться меня». В любом случи е
мастурбация позволяет ему приспособить новое полож е
чувство к старым, усвоенным еще в детском возрасте. Q
новременно он становится более гибким. Приятели и
теля «разрешают» ему испытывать иные чувства, чем 4fc,
что приняты дома. Он начинает понимать: «Не все, что ва!
но для «стариков», считается важным в моем новом
жении». Этот переворот в системе чувств постепенно отД
ляет его от семьи и приближает к сверстникам. 4

Сценарий приспосабливается к новой ситуации и стано­вится более «презентабельным»: он уже может предпола­гать не неудачу, а частичный успех, из неудачника мож^о превратиться если не в победителя, то по крайней мейе в человека, добившегося равновесия. Ситуация может пр г-обрести состязательный характер, и молодой человек нач i-нает понимать, что победы не приходят автоматичес* i, что нужна работа, что в жизни нужно планирование. И -i н учится спокойнее воспринимать отдельные неудачи, не % ;-ряя из виду свои цели.

Физические реакции \

В условиях постоянных изменений и необходил «держать себя в руках» большинство юношей и девун остро воспринимают свои физические реакции. Отец и ма уже не окружают их прежним вниманием и заботой, уже не приходится, как раньше, сжиматься от страха, ко родитель был пьян или приходил в ярость. Какой бы была ситуация дома, теперь им приходится наблюл себя со стороны. Надо стоять перед товарищами, урок, или идти в одиночку по длинным коридорам колледжа под критическими взглядами других молодых людей. Поэтому юноша иногда как бы «автоматически» потерт, у него дрожат руки и бьется сердце; девушки краснеют, fix платья становятся мокрыми от пота, а в животах раздаёт­ся бурчание. У каждого человека организм по-своему реагирует на различные внешние явления, что помогает опре­делять, какому направлению, суждено сыграть важную роль в развертывающемся сценарии.

Сценарий и антисценарий

Юность — это возраст, когда большинство молодых людей мечутся от сценария к антисценарию и обратно. К)ноша может стараться исполнять родительские предпи­сания, но потом восставать против них и в результате об­наружить, что он следует сценарной программе. Осознав тщетность своих попыток освободиться, он снова старается жить, как предписано. К окончанию колледжа или, на­пример, к концу армейской службы он может принять оп­ределенное решение: либо строго следовать родительским предписаниям, либо избрать свой сценарный путь. Чаще всего люди следуют предписаниям. Но годам к сорока мо­жет наступить период метаний. Если до сих пор человек подчинялся предписаниям, то теперь может попробовать «вырваться» — например, развестись, бросить работу, из­менить профессию и т. п.

Юность — это время, когда человек впервые ощущает возможность самостоятельного выбора. К сожалению, эта самостоятельность очень часто оказывается частью иллю­зии, так как на самом деле выбор может быть между ди­рективами Родителя его отца и матери и провокациями их же Ребенка. Молодые алкоголики и наркоманы совсем необязательно являются «борцами» против родительского авторитета. Они, конечно, бунтуют против Родительских приказов, но при этом часто следуют туда, куда их под­талкивает «демон», злобный Ребенок тех же самых роди­телей. «Я не хочу, чтобы мой сын был пьяницей»,— гово­рит мать, заказывая себе спиртное. Если он не пьет, то он хороший мальчик, ее сын. Если же пьет, то он плохой маль­чик, но все равно ее сын. «Не разрешай никому вести себя с тобой вольно»,— говорит отец дочери, оглядывая при этом с ног до головы официантку. Что бы ни вышло в даль­нейшем, она все равно папина дочка. Может быть, в кол­ледже она прослывет безнравственной, а затем преобра­зится в верную жену или, наоборот, сохранит девственность До свадьбы, а после станет изменять мужу. Но может быть, с« временем юноша или девушка найдет в себе силы освобо­диться от сценария и обрести в жизни собственный путь. Сексуальное поведение семьи. 9 страница - student2.ru Образ мира

Ребенок воспринимает мир совсем иначе, чем его poдители. Для детей это сказочный мир, полный чудовищ я волшебников. Все родители помнят, как их ребенок просы­пался и кричал, что в его комнате ходит медведь. Приходят родители, включают свет и ласково говорят: «Видишь, никого нет...» Или, наоборот, родители сердятся, вели молчать и спать немедленно. Но ребенок все равно «зна| ет», что в комнате был медведь, независимо от того, мягка или сурово обошлись с ним родители. Однако ребенок понимает (если мать или отец были ласковы): когда появится медведь, придут родители и медведь убежит в берлогу. При суровом подходе родителей ребенок скорее все го подумает: «Ты один на один с медведем и положиться можешь только на себя». Но «медведь» при этом все равно остается.

Когда ребенок взрослеет, его образ мира постепенно углубляется и детализируется, но одновременно замаскиро­вывается, уходя как бы вглубь. Лишь иногда детские представления появляются в своем изначальном искаженном! виде, чаще всего в виде «обманов». Это происходит обычно в снах. И тогда вдруг оказывается, что загадочное для; психотерапевта поведение пациента было по-своему ра зумным и последовательным.

...Ванда была озабочена финансовыми проблемами! поскольку ее мужу чрезвычайно не повезло в целом ряде сделок. Но когда ставилась под сомнение правильность егодействий, она его страстно защищала. Она также была крайне обеспокоена недостатком средств на их жизнь. Однако у нее не было особых причин для большого беспойкойства, так как ее хорошо обеспеченные родители готовы были дать им деньги в долг. Ванда ходила в терапевтическую группу. Года два психотерапевт не мог последовательно восстановить ход ее мыслей и найти суть происходящего. Но однажды она рассказала свой сон. Будто она жила в концентрационном лагере, которым управляли богачи, живущие на горе. Чтобы не остаться голодной, надо было просить у них еду или выманивать ее обманом.

Сон несколько прояснил ее образ жизни. Муж в своих сделках участвовал в играх типа: «Обведи дурака вокруг пальца», ее игрой была «Сведи концы с концами». Как только у мужа появлялись деньги, он старался истратить и при первой же возможности, иначе игра могла прекратиться. Когда ему становилось действительно туго, включалась Ванда и помогала «обводить вокруг пальца» ее собствен­ных родителей. К досаде супругов, контрагенты мужа и ее родители в конечном счете всегда оказывались в выигры­ше. Она страстно это отрицала, когда спорила с членами группы, так как, признав проигрыш, ей следовало бы пре­кратить игру (что, в конце концов, и было сделано). Фак­тически она и жила примерно так, как ей привиделось во сне: родители и партнеры мужа были богатыми людьми, которые «жили на холме» и распоряжались ее жизнью. Чтобы выжить, ей надо было просить или обманывать.

«Концентрационный лагерь» — это и есть для Ванды образ мира, или сценарная основа. В действительности она как бы жила в концлагере своих снов. Во время кон­сультации было достигнуто некоторое улучшение, но оно означало, что Ванда приспособилась «жить лучше в кон­центрационном лагере». Лечение не повлияло на ее сце­нарий, Ванда научилась чувствовать себя в нем удобнее. Чтобы вылечиться, ей надо было выйти из «лагеря» в реаль­ный мир, в котором она чувствовала бы себя нормально, потому что уладила бы свои семейные дела. Интересно отметить, что Ванда и ее муж выбирали друг друга по причине взаимодополняемости их сценариев. Его сценарий предусматривал богачей «на горе» как предмет мошен­нических проделок и перепуганную жену. А по ее сцена­рию требовался мошенник, который облегчил бы ее пора­бощенную жизнь.

Сценарная основа обычно бывает очень далекой от ре­альной жизни пациента, поэтому очень трудно порой ре­конструировать сценарий путем только наблюдения и интер­претации. В этих случаях иногда на помощь приходят сны пациента. «Сценарный сон» легко узнать, поскольку, рас­сказанный пациентом, он бывает нисколько не похож на его действительную жизнь, а в трансакционном смысле он — его воспроизведение.

...Одной женщине приснился сон: спасаясь от пресле­дования, она забралась в тоннель. Преследователи оста­новились у входа, ожидая, пока она из него выберется. У другого, конца тоннеля она увидела другую группу пре­следователей. Ситуация складывалась так, что она не могла двигаться ни вперед, ни назад. Оставалось лишь упираться руками в стенки тоннеля. Пока ей это удавалось, она чув­ствовала себя в безопасности.

Психотерапевт перевел этот сон на язык сценария. Оказалось, что большую часть жизни женщина провела в тоннеле-ловушке, постоянно находясь в каком-то неудоб­ном положении. Вся ее жизнь показывала, что она устала «держаться за стенки». В задачу психотерапевта входила необходимость помочь женщине освободиться от власти сценария, выйти из «тоннеля» в реальный мир, который уже не выглядит для нее опасным. «Тоннель» — это ее сценарная основа. Возможно, конечно, множество других интерпретаций этого сна. Это понятно даже новичку, про­шедшему вводный курс психологии. Но сценарная интер­претация особенно важна потому, что она показывает пси­хотерапевту и другим членам группы, а также пациентке и ее мужу, что нужно предпринимать.

Сцена «тоннеля» оставалась, очевидно, у женщины неиз­менной с раннего детства, поскольку пациентка неодно­кратно видела этот сон. «Концентрационный лагерь» — это явно позднейшая адаптация детских кошмаров, кото­рые Ванда не могла уже вспомнить. Ясно, что это осно­вано на ранних переживаниях, смысл которых менялся при чтении книг. Юность, следовательно,— период, когда кошмарные «тоннели» детства приобретают более реалис­тическую и современную форму и ложатся в основу опера­тивного сценария, определяющего жизненный план. Неже­лание Ванды вникнуть в проделки мужа показывает, как упорно человек цепляется за сценарные сцены, в то же время жалуясь и всячески демонстрируя невыносимость такого существования.

Таким образом, познакомившись с использованием генеалогического метода в социометрии и психодраме, легче понимается деление генеалогии на 2 части, предложенное одним из ее основоположников Л. М. Савеловым.

1) Официальная генеалогия, где в основном даты рождения и смерти.

2) Социальная генеалогия, где приводятся многообразные обстоятельства внутренней и внешней духовной жизни семьи.

II. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЬИ.

Наши рекомендации