Выборка в социологическом исследовании
При проведении исследования необходимо установить контингент опрашиваемых в соответствии с его целями и задачами. Большинство социологических исследований носят не сплошной, а выборочный характер, потому что сплошной охват изучаемой совокупности требует недопустимо высоких материальных и временных затрат. В соответствии с четкими правилами отбирается определенное количество людей, которые по своим социально-демографическим характеристикам соответствуют структуре изучаемого объекта. Такая операция в социологии называется выборкой.
Под генеральной совокупностью понимают полное мно-жество объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме, на которое распространяются все выводы проведенного исследования. Строгое определение генеральной совокупности фактически формализует объект социологического исследования.
Выборочной совокупностью называют микромодель всей генеральной совокупности, построенную по строгим правилам, с учетом основных для данного исследования характеристик, генеральной совокупности. Выборочный метод основан на следующих постулатах:
- существует взаимосвязь и взаимообусловленность между качественными характеристиками объекта исследования;
- на основании рассмотрения части, которая по своей структуре является микромоделью целого, правомерно делать выводы о всей генеральной совокупности.
Обобщение результатов выборочного исследования на генеральную совокупность осуществляется с помощью строгих индуктивных процедур статистического вывода. Существует устойчивая пропорция: если величина генеральной совокупности составляет менее 5000 человек, то достаточным объемом выборочной совокупности считается объем не менее 500 человек, при большей величине выборочная совокупность должна составлять 10%, но не более 2000-2500 человек.
Тип и способы выборки напрямую зависят от вида ис-следования, его целей и гипотез, причем достоверность ре-зультатов прямо зависит от качества выборки. Наиболее строгие требования к выборке предъявляются в аналитическом исследовании.
Представительностью, или репрезентативностью, выборки называют ее способность правильно отражать характеристики той совокупности, из которой она извлечена. Ошибкой репрезентативности называются расхождения между двумя совокупностями — генеральной и выборочной. Разница в показаниях генеральной и выборочной совокупностей не должна превышать 5%. Главный принцип, которым должен руководствоваться социолог при составлении выборочной совокупности, заключается в следующем: чем более однороден изучаемый объект, тем меньше может быть выборочная совокупность. Однородной считается такая совокупность, в которой контролируемый признак не образует пустот или сгущений. В этом случае, опросив несколько человек, социолог может смело распространять свои выводы на весь объект. Таким образом, на репрезентативность данных влияют не только количественные характеристики выборочной совокупности, но и качественные характеристики генеральной совокупности, в частности степень ее однородности.
Структура выборки — это процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность. Например, если в генеральной совокупности 30% молодежи, 50% людей среднего возраста и 20% пожилых, то в выборочной совокупности должны соблюдаться те же самые процентные пропорции возрастов.
Вероятностные (статистические) методы извлечения выборок:
- систематический отбор (отбор из списка с определенным «шагом» эффективен, если в списках нет циклических закономерностей);
- стратификационный отбор (отбор выборки делится между стратами пропорционально их численности, а затем из каждой страты извлекается простая случайная выборка);
- гнездовой (кластерный) отбор (применяется к генеральным совокупностям, естественно делящимся на достаточно мелкие составные части (кластеры); в качестве кластеров, например, часто используются академические группы, однотипные жилые дома, населенные пункты с одинаковым количеством жителей, их отбирают случайным образом, а затем исследуют полностью).
Целевые (нестатистические) методы извлечения выборок:
- квотный отбор (применяется, когда распределение генеральной совокупности по социально-демографическим признакам известно, опрашивается определенное число лиц с заданными характеристиками);
- метод «снежного кома» (применяется к мало??исленным генеральным совокупностям, например к экспертам в какой-либо узкой области; каждого найденного члена данной совокупности спрашивают, каких еще специалистов по этому вопросу он знает. Процесс продолжается до тех пор, пока имена в выборке не начнут повторяться).
Ошибка выборки — отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности. В качестве контрольных параметров обычно применяют социально-демографические признаки. Ошибки выборки подразделяются на два типа: