Общество и его структура 7 страница

Третий критерий естественного структурирования общества — раса, исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения и некоторых наследственных физических особенностей: строения тела, формы волос, пигментации кожи и т.д. Так, на основании последнего признака выделяют европеоидную расу (белый цвет кожи), монголоидную (желтый цвет), негроидную расу (черный цвет кожи). К сожалению, социология оказалась не чужда расизма — антинаучных концепций об исконном (извечном) разделении человечества на высшие и низшие расы, первые из которых являются якобы создателями цивили­зации и призваны господствовать, а вторые — неполноценны и способны быть лить объектами эксплуатации (Ж. Гобипо, Ш. Летурно).

К естественной структуре общества можно отнести также гео­графическое п о л о ж е п и е тех или иных социальных общностей и образований, наличие (или отсутствие) на территории их обитания полезных ископаемых. Здесь естественная структура общества начи­нает «работать» на уровне не только (и не столько) отдельных людей, но целых народов и государств. Преувеличение роли географического фактора структурирования общества приводит к географическому де­терминизму и геополитике (Ф. Ле Иле, Ф. Ратцель). Если же геопо­литика смыкается с расизмом, то возникают идейные предпосылки для появления фашизма.

Наконец, к естественной структуре общества можно отнести се­мью, поскольку она типична как форма естественной жизни людей, вытекающая из их природы, физических, физиологических, биологи­ческих особенностей совместной жизни мужчин и женщин. Конечно, социологию семья интересует больше в социальных аспектах ее функ-



Раздел 111 Общество и его структура



общество и его структура 7 страница - student2.ru т

ционироваиия, но она не может не учитывать естественной природы семьи и ее влияния на проблемы институционального и социально-общностного характера.

Итак, существует целый ряд естественных различий и социальных общностей (групп), с ними связанных. Все эти различия являются не только природными, но и социальными, потому что несут в себе форму и особенности общественных связей и отношений. Соединение природных и социальных различий в одной структуре общества позволяет рассмат­ривать ее как социально-демографическую структуру, которая может ис­следоваться в рамках теоретического, статистического и конкретно-соци­ологического анализов. Статистика дает знание того, как распределяется в обществе население по иолу, возрас1у, семейному статусу, наличию де­тей. Что касается конкретно-социологического исследования, то любая анкета содержит в себе «паспортичку», включающую сведения о поло­возрастных и семейных характеристиках респондента.

Социальная структура общества

Естественная структура общества в известном смысле является фун­даментом, на котором «выстраивается» его социальная структура. В рамках первой происходит сближение людей, их интеграция, появля­ются социальные общности, социальные группы, социальные институ­ты и организации. Люди вступают в общение, создавая разветвленную сеть отношений. Эти отношения — сами формы человеческой деятель­ности — в своей совокупности и взаимосвязи составляют социальную структуру. Она представляет собой относительно устойчивый порядок взаимодействия социальных общностей и их членов, их дифференциа­цию и интеграцию. Социальная структура — это соединения и разъеди­нения людей и социальных общностей, имеющие либо объективный, стихийный, либо субъективный, сознательный характер.

«Скелетом», «остовом» морфологии общества, ее реальной основой, на которую «нанизываются» все остальные элементы, является соци­альная структура. Она есть результат взаимодействия целого ряда фак­торов, ни одному из которых нельзя отдать безоговорочного предпочте­ния, поскольку в разных обстоятельствах на первый план могут выходить такие из них, как общественное разделение труда, способ про­изводства, социальная солидарность, власть, престиж, статус и др.

Современная социологическая теория устанавливает зависимость социальной структуры от различных социальных позиций, занимае­мых людьми (обусловленных их профессией, доходом, возрастом, об­разованием и пр.), а также выполняемых ими социальных функций и ролей, соответствующих принятым в обществе социальным нормам и

Глава 13 Структура общества



общество и его структура 7 страница - student2.ru ценностям. Так что факторов, определяющих социальную структуру, достаточно много, и все они должны учитываться при диагностике процессов, происходящих в обществе.

Достоянием социологической мысли стала идея понимания соци­альной структуры не как некоей застывшей конструкции, а как ди­намичного целого. Это позволило сформулировать теоретичес­кие концепции структурной организации общества по самым различным критериям. Здесь определенное значение имеет также включение в содержание социальной структуры эмпирически наблю­даемых типов социального взаимодействия.

Как же можно определить социальную структуру? Это взаимо­связь различных социальных общностей — классов, социальных групп, слоев, социально-демографических, профессионально-квалификацион­ных, территориальных, этнических, семейно-бытовых общностей, складывающихся, функционирующих, изменяющихся на базе относи­тельно устойчивых взаимоотношений. В этом определении: 1) назва­ны элементы социальной структуры; 2) подчеркнуто, что в основе каждого из них находятся устойчивые взаимоотношения; 3) обраще­но внимание на такой важнейший компонент социальной структуры, как взаимосвязь ее элементов.

Социальная структура предполагает определенную группировку людей, их дифференциацию или интеграцию. На такой основе возни­кают самые разные социальные общности, которые предполагают: 1) совместную деятельность; 2) совместное пространственно-времен­ное бытие и общение при наличии общей (единой) среды, территории, коммуникации; 3) схожие цели, интересы, ценности, ориентации.

§ 2. Основные концепции социальной структуры в западной социологии

В социологии существует много концепций и теорий, объясняющих природу, причины возникновения, характер, содержание и другие ас­пекты социальной структуры. Две из этих концепций — К. Маркса и М. Вебера — дали начало основным подходам (парадигмам), которые ус­ловно можно назвать классовым и стратификационным. Ус­ловно потому, что Маркс не отвергал существования в социальной структуре общества определенных слоев, тем более Вебер не отрицал наличия классов.

Однако главными элементами социальной структуры для Маркса выступали классы, и вся его концепция общества базируется на при-



Раздел III Общество и его структура



общество и его структура 7 страница - student2.ru

знании их в качестве основы этой структуры. Вебер же, наряду с нали-' чием классов в их «марксовом» понимании, определяющую роль от-; водил различиям между слоями (стратами) общества по таким крите-! риям, как доход, власть, статус.

Имеющееся в нашей литературе утверждение об отрицании запад­ной социологией классовой дифференциации общества лишено вся­ких оснований. Подтверждение тому — множество работ, посвящен­ных классам, начиная с Вебера. Сам он характеризовал классовые проблемы как чрезвычайно важные для разработки теории социаль­ной структуры, однако Марксово деление общества на классы считал узким, экономическим, не отражающим сложности и глубины реаль­ной социальной дифференциации.

Представители современной западной социологии постоянно обра­щаются к исследованию классовой структуры конкретных обществ. Один из примеров такого анализа — работы Э. Гидденса, в частности его учебник, седьмая глава которого — «Стратификация и классовая струк­тура» — посвящена именно этой проблеме1. Так, английский социолог анализирует (на материалах, касающихся классовой структуры Велико­британии) положение трех классов в современном западном обществе — высшего, среднего, рабочего. В целом теория классов и связанный с ней анализ социально-классовых отношений, конфликтов, компромиссов — важная и глубоко разработанная часть мировой социологической науки.

Классовая парадигма социальной структуры

Рассмотрим классовую парадигму социальной структуры общества, фундаментальный вклад в создание которой внесен К. Марксом. Его концепция классов и классовых отношений оказала очень сильное вли­яние на развитие отечественной социологии в 1960—1980-х гг., да и сей­час взгляды Маркса на классовую структуру общества привлекают не­которых ее представителей. Он исходит из того, что класс является важнейшей ячейкой социальной структуры, поскольку выступает ус­тойчивым носителем экономических, политических и идеологических отношений (к слову, Маркс нигде не дает определения класса, что в оп­ределенной мере парадоксально).

Образование классов — сложный исторический процесс, результат расслоения общества. Непосредственная причина их появления — вытес­нение общинной и родовой коллективной собственности частной co6ci-венностью, отчуждение продукта труда, эксплуатация. Следствием этого процесса становится различное отношение к средствам производства.

общество и его структура 7 страница - student2.ru См. Гиддет Э Социо/101ия С 204—211

Глава 13 Структура общества



общество и его структура 7 страница - student2.ru общество и его структура 7 страница - student2.ru Ключевое значение в процессе формирования социальной структу­ры имеет, в соответствии с учением Маркса, общественное раз­деление труда. Оно является первоисточником социальных разли­чий. Социальная структура жестко детерминирована господствующими производственными отношениями. Последние и определяют принад-лежнос гь человека к классу — основной единице социальной структуры.

Допуская наличие подразделений в рамках класса (крупная буржу­азия, мелкая буржуазия), Маркс не выходит за пределы этого структу­рирования, сводя все многообразие отношений между социальными общностями только к классовому противостоянию и про­тивоборству (в условиях рабовладельческой, феодальной и капи­талистической формаций) или к к л а с с о в о м у содружеству (на начальном этапе коммунистической формации, поскольку затем классы исчезают). По сущее ту, мы видим очень жесткую социальную диффе­ренциацию, не имеющую внутренних переходов от одного ее элемента к другому. Конечно, Маркс пишет о торговцах, ремесленниках, крестья­нах, но они рассматриваются как промежуточные группы, так или иначе примыкающие по своим интересам к одному из двух основных классов.

Что касается критерия класса, то у «раннего» Маркса им является лишь отношение к собственности, и только затем, в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», он вводит дополнитель­ные критериальные характеристики: «Поскольку миллионы семей живут в экономических условиях, отличающих и враждебно противо­поставляющих их образ жизни, интересы и образование образу жиз­ни, интересам и образованию других классов, — они образуют класс»1. Как видно, здесь фигурируют уже не только экономические условия (что напрямую связано с отношением к собственности), но и образ жизни, интересы, образование. Эти характеристики призваны подчеркнуть объективное положение класса в обществе.

Стратификационная парадигма

Вторая парадигма социальной структуры, как уже отмечалось выше, свя­зана с идеями М. Вебера. Принимая концепцию К. Маркса об экономи­ческих факторах как наиболее важных в образовании и существовании классов, он считал, что эти факторы нельзя сводить только к отношени­ям собственности на средства производства. Источники экономических различий в социальной структуре включают в себя, по Веберу, профес­сиональное мастерство, квалификацию, знания, навы-к и, которые ценятся весьма высоко и оказывают существенное влияние

общество и его структура 7 страница - student2.ru 1 Марш К.Эмрлы Ф Соч Т 8 С 208



Раздел III Общество и его структура

общество и его структура 7 страница - student2.ru на место и положение человека (группы) в обществе. А это означает, что подлинные профессионалы своего дела могут получать большие доходы, даже не обладая собственностью на средства производства (скажем, юрис­ты, менеджеры, врачи), вследствие чего они попадают в группы с высоким статусом.

Таким образом, по Веберу, профессиональные знания, умения, на­выки, наличие диплома, ученой степени определяют уже не столько классовые, сколько слоевые различия, или различия между стра­тами (от лат. stratum — слой, пласт; термин, изначально принятый в геологии и географии для описания структуры земной коры и воспри­нятый социологией для характеристики структуры общества). Они имеют в значительной мере статусный характер. Сам статус оп­ределяется через различия между социальными группами по их пози­ции в обществе и социальному престижу, которым они обладают.

Отсюда вытекают сравнения между классовыми и статусными раз­личиями. Если первые даны только о б ъ е к т и в н о, то вторые, наряду с объективными характеристиками, зависят и от с у б ъ е к т и в н ы х оце­нок людьми социальных различий. Классовые различия основаны неэко­номических факторах, связанных с собствемностью и доходами, а статусы связаны с различными образами жизни, которые ведут те или иные группы.

Концепция социальной структуры (социальной стратификации) Вебера тесно связана с его теорией социального действия. В соответ­ствии с последней развитие общества есть процесс рационализации действий индивидов, усиления целерационального типа поведения, одним из основных компонентов которого является достижение про­фессионального мастерства и соответствующего высокого статуса.

М. Вебер делает вывод о быстром росте слоя людей, не имеющих собственности, но обладающих высоким профессионализмом, позво­ляющим им получать большой доход. Этот слой и создает основу «среднего класса». Отсюда — неприятие Вебером идеи Маркса об уси­лении поляризации классов в условиях капитализма и концепции аб­солютного обнищания пролетариата. Наоборот, по его мнению, уве­личение удельного веса первого типа действия — целерационального ведет не к размежеванию классов и групп, а к их сотрудничеству.

Впоследствии этот аргумент нашел очень сильное практическое подтверждение в жизни развитых капиталистических стран. Появив­шийся в них мощный средний класс, составляющий от 2/з Д° 4/.г> заня­того населения, включает в себя и собственников средств производст­ва, и людей, не обладающих ими, но получающих значительный доход в силу высокой профессиональной компетентности и успешной ее ре­ализации в производственной или иной деятельности.

Глава 13. Структура общества



общество и его структура 7 страница - student2.ru общество и его структура 7 страница - student2.ru общество и его структура 7 страница - student2.ru общество и его структура 7 страница - student2.ru Феноменологическая парадигма социальной структуры

Веберовская концепция социальной структуры (социальной страти­фикации) оказала очень большое воздействие на развитие социоло­гии. С определенными модификациями идеи этой концепции исполь­зуются и сегодня. Однако к ним добавляются новые, акцентирующие внимание не на объективных, а на субъективных аспектах социальной структуры, что Позволяет ставить вопрос о ее феноменологической парадигме. Речь идет о таких представлениях и взглядах, которые формируются на основе изучения социально-психологической само-идепгпификации людей. Иод ней будем понимать психологический про­цесс отождествления индивидом себя с той или иной социальной общ­ностью (классом, социальной группой, слоем и т.д.).

Можно анализировать положение группы или индивида в обществе на основе объективных дачных о собственности, власти, доходе, образовании, профессии и т.д., а можно изучать самооценки индивидов относительно их имущественного и социального положения, занимаемой социальной пози­ции и статуса. Социальная структура в таком случае будет выглядеть как сводные данные об отнесении людьми себя самих (или других людей — родственников, друзей) к тем или иным классам и социальным слоям.

Дело в том, что социально-психологическая самоидентификация людей формируется в процессе их социализации. С детства люди узна­ют, что они — русские (американцы, китайцы...), дети педагогов, врачей, менеджеров, рабочих, офицеров и др., богатые (среднего достатка, бед­ные) и т.д. Затем они становятся взрослыми и идентифицируют уже лично себя с той или иной профессиональной, статусной группами. По­скольку такая самоидентификация отвечает практике повседневной жизни, она вполне может быть использована для изучения социальной структуры общества. Другими словами, субъективные представления людей об их социальной принадлежности выступают в качестве реаль­ного основания социального структурирования общества.

Одно из первых исследований такого рода было проведено Л. Уорне-ром в ходе изучения им социальной структуры северо-восточной общнос­ти в США (Янки-Сити) в конце 1930-х гг. Используемый им способ иссле­дования получил название метода изучения репутаций. Смысл его состоял в том, чтобы выяснить у респондентов, к каким классам и слоям они отнесли бы других людей. Широкое интервьюирование респондентов в штате Массачусетс позволило сформировать общую картину взглядов и представлений о классовой и слоевой структуре общностей. На основе от­ветов опрошенных было выявлено шесть социальных классов: три основ­ных — высший, средний, низший и в каждом из них еще по подразделению.



Раздел 111 Общество и его структура

общество и его структура 7 страница - student2.ru Другой метод, получивший название субъективно/о, впервые был использован Р. Сентерсом в США в 1949 г. С его помощью выявлялись мнения респондентов о том, к какому классу они относят себя. В ходе этого исследования (оно проводилось путем опроса избирателей через журнал «Форчун» на национальной выборке) 80% американцев отнес­ли себя к среднему классу. Всего же было предложено три выбора: выс­ший, средний, низший классы. Впоследствии сам Сентерс признался в допущенной ошибке: не был предложен в качестве варианта «рабочий класс», и это отразилось па качестве и точности самоидентификации. Опрошенные не хотели отождествлять себя с низшим классом, но гото­вы были это сделать в отношении рабочего класса.

Этот же метод, но в улучшенном, уточненном варианте применили М. и Р. Джекман в 1983 г., использовав данные национального обсле­дования Мичиганского университета. Респондентам (3066 человек) был предложен выбор из пяти классов: бедного, рабочего, среднего, высшего среднего, высшего. Только 3% респондентов не могли себя идентифицировать ни с одним классом, 8% увидели себя в бедном классе, 37 — в рабочем, 43 — в среднем, 8 — в высшем среднем и 1% — в высшем классе. Это был высокий уровень самоидентификации, свя­занный прежде всего с занятиями опрошенных. Например, руководи­тели бизнеса, юристы, доктора почти единодушно отнесли себя к выс­шему или высшему среднему классу.

Рассматривая концепции социальной структуры, можно обнару­жить в их содержании подходы к изучению стратификации общества. Это совершенно естественно, если учесть, что социальная стратифи­кация является той же структурой общества, в которой социальные общности рассматриваются в определенной иерархии, представляю­щей собой социальное неравенство. Однако о стратификации речь пой­дет в следующей главе. Сейчас же необходимо рассмотреть концеп­ции социальной структуры в отечественной социологии.

§ 3. Концепции социальной структуры в отечественной социологии

Два плюс один

Вплоть до конца 1980-х гг. в отечественной социологии господствовало представление о социальной структуре как структуре социально-клас­совой. В свою очередь, при рассмотрении социально-классовой струк­туры доминировал взгляд, согласно которому она включает в себя два класса — рабочий класс и крестьянство и социальную группу — интел­лигенцию (которую в разное время называли то прослойкой, то слоем,

Глава 13. Структура общества 265

общество и его структура 7 страница - student2.ru то группой, то даже классовоподобпой группой, т.е. группой, подобной классу, но не «дотягивающей» до него, поскольку якобы она объектив­но не была включена в отношения собственности на средства производ­ства). В сообществе социологов подобная схема (два класса плюс груп­па) получила полупрезрительное название «трехчленка», и отношение к ней еще в 1970-х гг. у ряда ученых было, мягко говоря, скептическое.

В чем здесь дело? Прежде всего, такая схема не улавливала чрез­вычайной сложности реальной социальной структуры общества, на­личия в ней громадного многообразия различных слоев и групп, кото­рые не вписывались в «прокрустово ложе» классовых отношений. В результате социологи стали создавать надуманные, искусственные концепции о промежуточных слоях, расположенных па «стыке» клас­сов и социальной группы интеллигенции, типа «рабочий-интелли­гент», «крестьянин-интеллигент» и т.д.

Кроме того, «трехчленная» схема базировалась лишь на определе­нии класса, данного В.И. Лениным, согласно которому классы — это большие группы, различающиеся по их месту в исторически опреде­ленной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к сред­ствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общест­венного богатства, которой они могут располагать *.

В этой трактовке класса, выдержанной в рамках Марксова подхо­да, ведущим признаком является отношение к средствам производст­ва, т.е. отношение собственности. Считалось, что она существует в нашей стране в двух формах — государственной и кооперативно-кол­хозной. Они составляют основу соответственно рабочего класса и крестьянства. Интеллигенции по этой схеме ничего не «доставалось». Хотя на самом деле ничего не «доставалось» не только ей, но и обоим классам, поскольку в реальной действительности рабочий класс пе владел и не распоряжался средствами производства на предприятиях, точно так же как крестьянство не владело и не распоряжалось землей. Реальная власть, распоряжение собственностью, использование ре­зультатов труда рабочего класса и крестьянства — все это было сосре­доточено в руках партии и отчасти государства. '

Ленинское определение класса рождало еще в пору его активного использования в качестве единственного идеологически разрешенного «инструмента» анализа социальной структуры массу вопросов: приме­нимо ли оно к рассмотрению современной социальной структуры об-

общество и его структура 7 страница - student2.ru См ■ Ленин В И. Поли собр. соч Т 39 С 15



Раздел III. Общество и его структура



общество и его структура 7 страница - student2.ru

щества (в том числе и западного), поскольку его считали «универсаль­ным»? являются ли названные четыре признака класса единственны­ми? всегда ли отношение к средствам производства решающим образом определяет структуру общества? молено ли считать классами, опираясь на определение Ленина, такие социальные группы, как административ­но-управленческий аппарат, интеллигенция, бюрократия?

Является ли интеллигенция элементом социальной структуры общества?

Дискуссия о социально-классовой структуре общества касалась от­дельных ее элементов. Особенно спорной оказалась трактовка интел­лигенции. Чаще всего интеллигенцию рассматривали как социальную группу, состоящую из лиц, занятых преимущественно квалифициро­ванным умственным (интеллектуальным) трудом, требующим, как правило, высшего либо среднего специального образования. Отсутст­вие одного из двух названных признаков (соответствующего труда или образования) не давало возможности говорить о человеке как представителе интеллигенции.

Выпускник вуза, имевший диплом инженера и работавший у стан­ка (просто потому, что за эту работу платили в три раза больше, чем за труд инженера), даже если он был по-настоящему культурным, обра­зованным и интеллигентным человеком, не мог быть отнесен к этой социальной группе (в лучшем случае его следовало считать рабочим-интеллигентом). Вместе с тем малообразованный, невоспитанный, не­культурный человек, окончивший институт (вспомним бессмертного А. Райкина: «Ученье — свет, а неученых — тьма!») и занимающийся преимущественно умственным трудом, считался в обязательном по­рядке представителем интеллигенции.

Вследствие принятой в то время концепции интеллигенции из поля зрения социологии совершенно выпускались такие черты этой группы, которые в совокупности создавали комплексное понятие интеллигент­ности: высокая нравственность, терпимость, развитое гражданское чув­ство, подвижничество, совестливость. Эти черты оказываются в глазах людей привлекательными вдвойне, если они базируются на обширных и разносторонних знаниях, деятельности, связанной с распространени­ем культуры и образования.

Но социологи никогда не относили к числу признаков интеллиген­ции интеллигентность как качество личности, заключакщееся в высо­ком уровне развития интеллекта, культуры поведения. Между тем очевидно, что взгляд на интеллигенцию сквозь призму совокупности только объективных показателей явно недостаточен, крайне важно привнести в это понятие момент субъективного отношения людей к

Глава 13. Структура общества



общество и его структура 7 страница - student2.ru общество и его структура 7 страница - student2.ru фундаментальным ценностям общения и взаимодействия. Проблема, следовательно, состоит в том, как социологам по-новому рассматри­вать интеллигенцию, сочетая ее объективные и субъектив­ные характеристики.

Вместе с тем возникает еще один вопрос, более радикальный: нужно ли рассматривать интеллигенцию как единую социальную группу? На­сколько «социологично» включать в это понятие очень уж разные соци­альные общности — и по характеру и содержанию труда, и по месту, за­нимаемому в обществе, и по социальному статусу, и по доходам и т.д. и т.п.? Вероятно, не случайно западные социологи не используют кате­горию интеллигенции, предпочитая рассматривать социальные общнос­ти, в которые входят ее представители (в нашем понимании), сквозь призму среднего класса, групп по доходам, престижу, власти и т.д.

Радикальный пересмотр взглядов

На рубеже 1980—1990-х гг. начался радикальный пересмотр теорий со­циальной структуры в отечественной социологии. Произошел отказ от идеи ведущей роли рабочего класса в жизни общества, равно как и в це­лом от концепции классовой структуры в качестве единственно воз­можного варианта социальной структуры. Впервые социологи стали использовать различные теории социальной стратификации, которые раньше были просто «под запретом» (даже использование терминов «социальная стратификация» и «социальная мобильность» в 1970-х — начале 1980-х гг. считалось буржуазным лжетворчеством, результатом «тлетворного» влияния враждебной идеологии).

В нашей литературе (на рубеже 1980—1990-х гг.) наибольшее рас­пространение получили упоминания о следующих видах социальной структуры: а) социально-классовой, возникающей объективно как ре­зультат дифференциации людей на классы, сословия, касты, социаль­ные группы, слои; б) социально-этнической, появляющейся объективно как результат интеграции людей в род, племя, народность, нацию, этнос; в) социально-территориальной, включающей основные типы поселения (город, село, городские поселки, агломерацию); г) социально-демогра­фической, включающей группы по полу, возрасту; д) профессиональ­ной, возникающей на основе дифференциации населения по професси­ям (либо их группам); е) образовательной, появляющейся на основе дифференциации населения по полученному образованию; ж) религи­озной, формирующейся на основе конфессиональной интеграции людей в соответствии с их вероисповеданием и т.д.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. появляются новые концепции социальной структуры общества, не замкнутые исключительно на



Раздел III. Общество и его структура



общество и его структура 7 страница - student2.ru

марксовских и ленинских положениях. Их авторы (Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, О.И. Шкаратан и др.) стремились рассматривать соци­альную структуру под иными углами зрения. При этом социологи вначале анализировали структуру общества в СССР, а затем обраща­лись к совершенно новым путям ее развития в связи с переходом стра­ны в качественно иное состояние, характеризовавшееся ликвидацией КПСС и ее власти, отсутствием Советов, возникновением частной собственности, предпринимателей, коммерсантов, принципиально других условий хозяйствования, т.е. новых политических, экономиче­ских, социальных отношений в стране.

Работы упомянутых и иных авторов оказались весьма близки к концепциям социальной стратификации. Но существу, впервые были сделаны попытки представить стратифицированное российское об­щество, о чем подробнее будет сказапо в следующей главе. В середине 1990-х гг. проводятся первые исследования субъективным методом (хотя точный набор признаков классов респондентам не предлагал­ся). В результате с высшим классом идентифицировал себя 1 % опро­шенных, со средним — 37, с низшим —,44, затруднились ответить — 18%. В ходе исследования обнаружилась интересная зависимость между социальными (в том числе социально-профессиональными и демографическими) группами респондентов и классом, к которому они себя причисляли. Так, 2/3 крестьян и пенсионеров отнесли себя к низшему классу^ тогда как среди студентов таких оказалось только 22%!. Исследование показало значительную поляризацию населения как по реальному уровню жизни, так и по его осознанию.

Наши рекомендации