Тема 4. Общество как социокультурная система. 1.Общество: понятие и структура.

1.Общество: понятие и структура.

2.Типологии общества.

3.Развитие общества.

1. Понятие «общество» давно и прочно вошло в научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, сразу убеждаемся, что та­ких определений может быть множество. Употребляя понятие «общество», мы имеем в виду определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с этой логикой рассуждения (от частного к обще­му), то обществом называют и человечество в целом в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов. Иными словами, общест­во есть часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской литературе общество определяется как динамическая, развивающая­ся система. Слово «система» греческого происхождения и означает целое, состоящее из частей, совокупность этих частей. Таким образом, каждая система включает взаимо­действующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсис­тем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Подсистемами являются, прежде всего, сферы общественной жизни. Среди них выде­лим экономическую (отношения в процессе материального производства), социальную (взаимодействия классов социальных слоев и групп), политическую (деятельность го­сударственных организаций, политических партий), духовную (развитие и взаимодей­ствие форм общественного сознания: науки, искусства, образования и др.). Многооб­разные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отноше­ния, складывающиеся в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную сферу жизни общества. Итак, общество - самая сложная система, в которой каждый индивид представляет собой отдельную систему. Нас окружают всякие сис­темные образования.

Эмиль Дюркгейм системообразующим компонентом считает социальный факт. Структура общества - это совокупность социальных фактов в их функциональном взаимодействии и взаимозависимости. «Внутренняя социальная среда» состоит из двух элементов. Первый включает все материальные и духовные ценности, прежде всего, право, нравы, искусство. Второй - это люди как коллективная сила, человече­ская среда. И основная задача социологии, по убеждению Дюркгейма, - объяснить, как различные особенности этой среды влияют на различные социальные процессы. В социальной среде в рамках всего общества Дюркгейм выделял и особые, более узкие среды - семья, общественно-профессиональные группы и т.д. Э. Дюркгейм приходит выводу о том, что причинный анализ - это отыскание зависимости социального явле­ния от социальной среды.

Карл Маркс считал системообразующим элементом общества социальное отноше­ние, как выражение устойчивых связей, складывающихся между людьми в процессе жизнедеятельности. Выдвинутые марксизмом положения - о примате общественного бытия по отношению к общественному сознанию, о решающей роли материального производства в жизни общества, о необходимости соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производственных сил, об определяющем воздействии экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений, о неизбежности перехода от одной формации к другой - представлены и обоснованы как законы общественного развития, действующие, подобно законам природы, объек­тивно и непреложно.

М. Вебер рассматривает общество как сложную систему социального взаимодейст­вия через призму ценностей. Он считал, что социальный исследователь, в отличие от естествоиспытателя, должен выделять не общее для всех явлений (законы), а значимое. Сделать это помогают ценности, которые можно рассматривать как осознанные инте­ресы. Ценности не только влияют на познание и оценку явлений, но и определяют нор­мы поведения людей, их цели. Общее социологическое определение общества звучит так: общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися фор­мами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самопроизводством и самодоста­точностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня куль­туры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную нацио­нальную (социально-культурную) идентичность».

2. Разные социологи по-разному подходили к проблеме типизации обществ. Обще­ства различаются по многим факторам. Типология облегчает изучение обществ. Сего­дня весьма широко распространено (Д. Белл, А. Турен и др.) деление общества на:

• традиционное (или доиндустриальное);

• индустриальное;

• постиндустриальное.

Традиционное - в современном понимании - отсталые, в своей основе сельскохозяй­ственные, примитивные, консервативные, несвободные общества. Это общество часто контролируется верхушкой.

Индустриальные - это общество, имеющее производственную основу, для него харак­терны: гибкость социальных структур, высокая социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Это общество динамично развивается, здесь высокий уровень жизни. Ма­териальное состояние большинства стран мира индустриально на разных стадиях.

Постиндустриальные - это общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технической и научно-технологических революций и в которых в связи с резким возрастанием роли и значе­ния новейшей науки и информации произошли существенные структурные социальные изменения. Этим, конечно, не исчерпываются многообразий классификаций обществ. Так, довольно часто, особенно в последние десятилетия, общества различаются по по­литическим критериям на демократические (где сложилось гражданское общество, а государство подчинено и служит ему), тоталитарные (где нет гражданского общества, а государство подчиняет и подавляет общество и личность) и авторитарные (как проме­жуточные между первым и вторым). Типизация обществ может быть проведена и по многим другим признакам: в связи с господствующей в обществе религией говорится христианском и т.д., а в связи с наиболее распространенным языком общения - англоя­зычном, русскоязычном, франкоязычном и других обществах.

Открытое и закрытое общество - понятия, введенные К. Поппером в его работе «От­крытое общество и его враги» (1942). Открытое общество - демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды, - противопоставляется закрытому - догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого общества характерны магическое мышление, догматизм и коллективизм, неизменность законов функционирования, тоталитарность, примат общества над индивидом, личная безответственность.

Информационное общество - концепция, полагающая главным фактором общест­венного развития производство и использование научно-технической и другой инфор­мации. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четверто­го», информационного сектора экономики. Революционизирующее действие информа­ционной технологи приводит к тому, что в информационном обществе классы заменя­ются социально недифференцированными «информационными сообществами».

3. Эволюционизм социальный в широком смысле - представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях, представление о медленных, постепенных изменениях в отличие от революции.

Формирование социального эволюционизма как социологического течения в узком смысле связано с развитием в 19 в. антропологии и этнологии. Позитивистский эволю­ционизм был убежден в единообразии законов природы в физическом и моральном ми­рах и, следовательно, в применимости универсальных принципов развития во всех нау­ках. Спенсер сосредоточился на поисках сходств, всеобщих структурных закономерно­стях в неорганической, биологической и социальной эволюциях. Философия Спенсера конечно не претендовала на универсальность; он вовсе не ожидал, то чтобы физики об­суждали законы природы на ее языке, а не на языке математики, а биологи использова­ли структуру ее планов эволюции для построения принципов таксономии или описаний живых сообществ. Но социологические науки сразу же стали претендовать на эволю­ционизм, как на метод в социологии, пользуясь его широко заявленной всеобщностью.

Теории циклического развития - собирательное обозначение для распространенных в истории общественной мысли представлений и концепций, согласно которым общество в целом либо его отдельные сферы (политическая жизнь, культура и др.) движутся в своем развитии по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и по­следующими новыми циклами возрождения и упадка. В конце 19 - начале 20 вв. появля­ется ряд современных концепций циклического развития, направленных против идеи со­циального прогресса. Это локальные культуры (Шпенглер), региональные несовместимы друг с другом цивилизации (Тойнби), суперсистемы (Сорокин). Освальд Шпенглер развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов». Умирая, органическая культу­ра перерождается в свою противоположность - цивилизацию, в которой господствует го­лый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. В пределах общего цикла эволюции культур выделяются два главных этапа: этап восхожде­ния культуры (собственно «культура») и этап ее нисхождения («цивилизация»). Первый из них характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах человеческой жизни - социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной, вто­рой - «механическим» типом эволюции, представляющим собой «окостенение» органиче­ской жизни и культуры и ее распад.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Выход из противоречия и конфликтов общества видел в духовном обновлении. Основной труд «Постижение истории».

В 20 веке на место эволюционистского понимания социального развития пришли теории функционализма и «социологии изменений» (Б. Малиновский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). В господствовавшем в середине 20 века в структурном функ­ционализме (Т. Парсонс, Р. Мертон) эти тенденции получили дальнейшее развитие.

Талкотт Парсонс (1902-1979) - американский социолог-теоретик, один из главных представителей структурно-функционального анализа в социологии. Парсонс обратил­ся к проблемам эволюции обществ, положив в основу своей эволюционной доктрины идею дифференциации. Он отстаивает представление о всеобщем направленном разви­тии обществ. Парсонс различает три типа обществ: «примитивные», «промежуточные» и «современные». На примитивном уровне дифференциация отсутствует. Развитие происходит путем последовательного развертывания эволюционных универсалий. Пе­реход к «промежуточной» фазе определяется появлением письменности, социальной стратификации и культурной легитимизации. Переход к «современному» типу совер­шается с отделением правовой системы от религиозной, формированием администра­тивной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

Наши рекомендации