Что такое порог социализации

Хорошо известно, что человек может отставать в своем развитии или останавливаться и даже деградировать в случае наступления неблагоприятных условий и в силу своих биологических и физиологических характеристик. Но мы так же знаем и такие случаи, когда человек не останавливается в своем развитии, и его социализация достигает высокого уровня даже в неблагоприятных условиях. Это две формы социализации и соответственно две группы социализированных линий, между которыми находится принципиальный водораздел, перешагнуть который удается немногим.

Порог социализации наступает тогда, когда человек достигает такого уровня общей культуры и обладает такими знаниями, что он уже может самостоятельно двигаться дальше без помощи социальной среды и даже при ее отсутствии, опережать социальную среду и тянуть ее за собой. Этот процесс можно назвать самосоциализацией. При высокой социализации наступают такие количественные изменения в уровне образования и культуры, которые при определенной критической массе превращаются в совершенно иное качество.

Как правило, к таким людям относится очень узкий слой интеллигенции, и, в первую очередь, те, кто занимается творческим трудом. Писатель, который профессионально занимается литературным трудом, уже никогда не прекратит писать, даже если он попадет в неблагоприятную среду. Таких примеров много: Солженицын и Шаламов, Фроленский и Д. Андреев, наш современник Д. Лихачев и многие другие. Находясь в тюрьме, они не деградировали, а продолжали работать и создавать свои произведения. Они продолжали самосоциализироваться. Это касается ученых, художников, музыкантов и многих других. Примеров даже из советской истории предостаточно. Особенность советского периода заключается в том, что с уничтожением старой дореволюционной интеллигенции в стране образовалась новая интеллигенция, у которой принцип самосоциализации остался сохраненным. Другими словами, природа предусмотрела такой феномен, когда самосоциализация становится одним из условий развития общества.

Такие типы имеются в обществе в каждый период его развития. Это биологический тип, определяемый природой. Другими словами, природой выработана программа выживания, в которой одним из условий является сохранение возможности для саморазвития. Такой человек сам себя вытаскивает за порог социализации и уносится в космическую даль, оторвавшись от притяжения социальной среды. Самосоциализация есть выражение принципа саморазвития вне социальной среды, как одно из условий выживания и продолжения жизни.

Таких людей сегодня очень мало, это очень небольшой слой интеллигенции. Но остается большая часть людей, которые в силу различных и прежде всего социальных причин полностью не смогли социализироваться и преодолеть порог социализации. Можно ли сказать, что порога социализации может достичь все общество, все люди? Теоретически, наверное, да, но практически, вряд ли. А необходимо ли это природе? Скорее всего нет, поэтому высоко социализированных людей всегда будет ограниченное число.

Высоко социализированный человек за порогом социализации должен обладать всей полнотой социализации, т.е. он должен овладеть всем необходимым объем социального и профессионального знания, быть широко эрудированным человеком, иметь фундаментальные знания и прежде всего основных социальных законов. Высоко социализированный человек должен обладать актуальной и адекватной социализации, т.е. человек должен иметь четкое представление о содержании и направлении социализации в обществе в данный момент и на перспективу, об ее характере и структуре, о тех основных идеях, которые в настоящее время двигают обществом, об актуальных задачах, стоящих перед обществом и перед той социальной группой, к которой он принадлежит. Высоко социализированный человек за порогом социализации стоит как бы над обществом, видит и знает основные пружины, которые движут обществом. Отметим, что высоко социализированный человек это так же и высоко моральный человек: обладая уникальным знанием, он никогда не направит его против людей, общества.

Отличается ли социализированный человек от талантливого? Талант - повивальная бабка социализации, но сам по себе талант как природный дар еще не обеспечивает высокий уровень социализации и не может быть единственным условием для того, чтобы перешагнуть порог социализации и оказаться в другом мире. Талантливый человек может не обладать полной и адекватной социализацией и может не достичь порога социализации.

История знает немало примеров гениальных злодеев и талантливых преступников, в том числе и во главе государства. Не навреди - основной принцип высоко социализированного человека.

Беда многих современных стран заключается в том, что чаще всего во главе государства оказываются люди с низким уровнем социализации. Именно этим объясняются их безнравственные поступки по отношению к своим народам, продиктованные корыстью и стремлением к сохранению власти любой ценой.

Большая часть населения России не достигает порога социализации, остается далеко от заветного рубежа. Чаще всего процесс социализации останавливается для подавляющей части населения довольно быстро и, самое главное, для них уже никоем образом не может быть повышен. Естественно, в большей мере это относится к малообразованным и престарелым людям. И только новое поколение людей сможет повысить некоторую среднюю планку общей социализации в обществе.

В общем процессе социализации можно вычленить социальные и профессиональные формы деятельности, которые также имеют пики развития. Так, ребенок 5-10-ти лет проходит общую социализацию. Но после, уже в школе, ребенок начинает цикл специальной социализации: сексуальной, интеллектуальной, профессиональной. Эти формы социализации имеют свои особенности. Если в первый период ребенок быстро проходит социализацию, то далее она все более и более замедляется. Социализация ребенка-школьника в 7-10 лет идет весьма быстро, и дети сильно отличаются друг от друга по уровню развития. Различий в уровне развития студентов намного меньше: чем выше курс обучения, тем меньше между студентами различий, разве только в объеме знаний. Это хорошо демонстрируют различные социологические замеры.

Первая социализация - сексуальная, процесс получения системы специальных знаний (физиологических, социально-психологических), направленных на правильное решение ряда задач по биологическому воспроизводству новых поколений. В принципе, как мы уже говорили, здесь имеется два рода знаний: априорных и апостериорных. Программы и линии биологического воспроизводства заложены в человеке от рождения. Они пробуждаются в ходе социального опыта, в результате социального взаимодействия, чаще всего без активного вмешательства взрослых. Получение знаний и пробуждение соответствующих программ оказываются спонтанными, в ходе участия ребенка в жизненном потоке. Вне его ни о каком сексуальном пробуждении не может быть и речи, о чем свидетельствуют многочисленные примеры.

Полученные знания дают представление о том, что необходимо делать в данной области социального взаимодействия. Но вот как надо делать определяет социальный опыт, поскольку это "как" зависит от конкретного социального окружения, частного социального и сексуального опыта, исторических традиций и много другого. Это апостериорное знание.

Виды социализации

Быстрая Медленная Стабилизация Медленное Быстрое

социализация социализация затухание затухание

                   
  Что такое порог социализации - student2.ru   Что такое порог социализации - student2.ru   Что такое порог социализации - student2.ru   Что такое порог социализации - student2.ru   Что такое порог социализации - student2.ru

Что такое порог социализации - student2.ru Что такое порог социализации - student2.ru

 
  Что такое порог социализации - student2.ru

Порог

Социализации

 
  Что такое порог социализации - student2.ru

Что такое порог социализации - student2.ru

Сексуальная

Что такое порог социализации - student2.ru социализация

Что такое порог социализации - student2.ru

Что такое порог социализации - student2.ru Профессиональная

Что такое порог социализации - student2.ru Социализация

Что такое порог социализации - student2.ru

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 лет

Схема 2

На схеме 2 видно, что сексуальная социализация начинается в 5-10 лет, примерно до 15-ти лет она протекает довольно медленно. После 15-ти лет процесс сексуальной социализации приобретает взрывной характер и достигает наивысшей точки примерно в 20-25 лет. Именно на этот возраст приходится пик деторождения. За 5-10 лет процесс проходит все стадии и переходит порог социализации. Потом наступает стадия стабильности весьма короткой всего 10-15 лет, и продолжается она до 40-45 лет, после чего происходит стадия медленного затухания сексуальной социализации, которая примерно к 55 годам заканчивается.

Подчеркнем, что речь идет не о сексуальном созревании, а о сексуальном знании и общей сексуальной культуре, которая обеспечивает репродуктивное поведение. Но знание это не абстрактно теоретическое, которым обладает, например, ученый-сексолог, а сексуально практическое, т.е. такое, какое мы называем сексуальной социализацией. Знание сексуальной практики направлено прежде всего на реализацию процесса воспроизводства, после чего оно становится практически не нужным, разве что для передачи его новому поколению. Но это уже совершенно иной процесс и иная социализация.

На первом этапе происходит довольно медленное накопление соответствующих знаний. В основном это время используется для общей быстрой социализации. Но на втором этапе, когда общая социализация замедляется, начинается быстрый рост знаний именно сексуального порядка. К этому времени уже накоплено достаточно общих знаний, и происходит полное физиологическое созревание человека. Фактически индивидом уже накоплен такой объем знаний, который необходим для нормального сексуального поведения и воспроизводства рода. Данный объем знаний и культуры позволяет человеку достичь порога социализации, что в свою очередь дает ему возможность самосоциализироваться в данной сфере. Другими словами, сексуальное знание позволяет осуществлять сексуальное поведение вне социальной среды, если появится такая необходимость.

В период активной сексуальной социализации все мысли и действия молодых людей направлены на решение прежде всего сексуальной задачи. Они активно обсуждают сексуальные темы, стараются узнать как можно больше в этой области, читают разнообразную литературу, в том числе и любовные романы, в которых изображены чувства, переживания, страсть и любовь, т.е. возвышенное и духовное. Но фактически в них зафиксирован основной опыт сексуального поведения. Поскольку откровенный разговор о сексе со старшими у молодежи не всегда получается, она обращается к литературе, обсуждающей различные сексуальные темы. По мнению старших, слишком откровенное обсуждение сексуальных тем может привести молодежь к повышенной и ранней сексуальности, к свободному сексуальному поведению, что может отразиться на процессе деторождения. Может быть они и правы, не надо торопить природу, слишком быстрый социальный опыт и в самом деле может повредить естественному процессу воспроизводства новых поколений[35].

Периоду сексуального созревания и овладения социальным опытом в данной сфере посвящена самая обширная художественная литература. Практически все художественное творчество так или иначе связано с любовным опытом, в книгах описываются разные варианты любовного или, точнее, сексуального поведения, от самых простых и обыденных до самых экстравагантных, которых никогда в жизни не было и вряд ли будут. Но опыт этот, пускай и гипотетический, надо знать. Писатели изображают каждое любовное движение, каждый нюанс переживания расписывают до мельчайших подробностей тысячи и тысячи раз.

"Мой голос для тебя и ласковый и томный

Тревожит позднее молчанье ночи темной.

Близ ложа моего печальная свеча

Горит; мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви, текут полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются, и звуки слышу я:

Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя...

твоя..."

Ночь. А.С. Пушкин

И всего-то какие-то 5, максимум 10 лет - время отпущенное природой для реализации основной программы человека - деторождения.

Но только литературы с воображаемой любовью мало. Появляются специальные дисциплины в области психологии, медицины, сексологии, сексопатологии и пр., решающие узкоспециальные задачи и помогающие процессу обретения счастья материнства и отцовства. В этих областях работают сотни научных институтов во всем мире, отпускаются огромные деньги и все потому, что воспроизводство является самой важной задачей в жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Конечно, и здесь не все гладко получается. Не все люди достигают порога социализации, в процессе имеются свои пики и спады, не всегда хватает необходимого знания и пр. Но сексуальная социализация, пожалуй, единственный вид специальной социализации, которым овладевает большинство населения и в короткий срок.

Вторая специальная социализация - профессиональная, или иначе ее можно назвать интеллектуальная. Последнее, наверное, точнее, поскольку речь идет не просто об овладении той или иной профессией, а о высоком уровне интеллектуального развития, который, как правило, сводится к той или иной конкретной профессиональной деятельности.

Фактически мы говорим о такой социализации и интеллектуальном развитии, когда человек не только воспроизводит прошлое знание, пускай и высокопрофессионально, а производит принципиально иное, новое знание, новые идеи, позволяющие обществу подняться на новую ступень социального развития. В технике, в области естествознания это открытия, изобретения и пр., в искусстве - высокохудожественные произведения.

Можно выделить четыре этапа профессионального, или интеллектуального, становления. Первый - накопление общего знания и культурного базиса, второй - специализация, третий этап - период производства нового знания и четвертый этап - медленное затухание профессиональных (в первую очередь) и интеллектуальных знаний.

На первом этапе, о котором мы уже говорили, создается общее поле интеллектуального развития на основе высокой, полной и актуальной социализации. Понятно, что при неполной и тем более неадекватной социализации ни о каком высоком профессиональном и интеллектуальном развитии не может быть речи, за редким исключением, когда речь идет о самородке, о талантливом ребенке и т.д. И социальная практика имеет немало тому примеров. Только высоко социализированная среда может способствовать и обусловливать появление высокопрофессиональных интеллектуалов. Необходимо подчеркнуть, социальная среда, но не обязательно общество. В этом плане Россия представляет собой яркий пример: при довольно низком общем уровне социализации в XVIII в. в стране появились выдающиеся поэты и писатели, ученые и художники. Их появление обусловлено тем, что дворянство получило высокий для своего времени уровень образования и интеллектуального развития. Подобных примеров немало можно привести и из истории других стран. Таким образом, только в период ранней социализации происходит создание фундаментальной социализации, на основе которой и произрастают таланты и выдающиеся представители рода человеческого.

Второй этап - время постепенной специализации знаний, происходящей сначала в школе, затем в институте и в ходе практической деятельности. Школьная социализация, безусловно, ориентирована в первую очередь на общую социализацию. Но именно за школьной партой у человека начинают проявляться первые склонности к той или иной профессиональной деятельности, и происходит разделение учащихся на две неравные группы: к первой относятся те, которые в силу разных физиологических и социальных причин не достигнут высокого уровня профессионального и интеллектуального развития, и другая группа, в которую входят дети, явно тяготеющие к высокой социализации.

Подготовка к профессиональной и интеллектуальной социализации продолжается примерно до 30-ти лет, т.е. до границы возраста молодого специалиста. В этот период идет накопление знаний, общей и профессиональной культуры, и он занимает много времени - тридцать лет, почти половину жизни.

Но в какие-то 5 лет при определенных условиях происходит скачок, и человек почти сразу же перебирается на высшую ступень профессиональной и интеллектуальной социализации, незаметно перепрыгивая и профессиональный порог социализации. К 35-40 годам он становится профессионалом высшего класса, занимает высокую ступень в профессиональной и интеллектуальной элите, к которой относятся, как правило, выдающиеся ученые, творческие работники.

Процесс профессиональной социализации длится примерно до 60-70-ти лет и занимает вторую половину жизни. Именно в этот период рождаются основные идеи, которые определяют лицо общества и всего человечества на длительную перспективу.

Профессиональная, или интеллектуальная, социализация, как мы это понимаем, выражается прежде всего таким качеством и свойством человека, как рождение принципиально нового знания в естествознании и появление высоких образцов в творчестве. Потом приходит расплата за длительное творчество, социализация начинает стремительно затухать и к 75-80-ти годам практически сходит на нет.

"Дальше тишина..." (Шекспир, Гамлет).

Отличительная особенность профессиональной и интеллектуальной социализации заключается в том, что она происходит в формализованном и актуализированном мире социального знания в отличие от внутреннего спонтанного неосознанного знания, которым оперируют по преимуществу низко социализированные слои общества. Дело в том, что рождение новой идеи фактически является переводом неосознанного знания в актуализированное и формализованное знание, т.е. социализированный человек представляет новую идею в некотором формальном виде, что позволяет сделать ее достоянием общественности.

В периодической системе Менделеева есть незаполненные клеточки. Это означает, что данное химическое соединение еще не найдено, но в возможности оно существует. Его вообще в природе может не быть, но он существует в сознании только как возможность. Превращение возможности как бесконечной величины в конкретную форму своего выражения определяется объективными законами, в данном случае химическими соединениями, и задачами человека. Если человек (человечество) такой задачи не поставит, то частная форма выражения (конкретная идея) останется в вечной возможности до лучших времен.

Но мало идею родить, что само по себе сложная задача, поскольку только небольшое число людей достигают такого уровня социализации, ее еще необходимо довести до общественности, которая в своей основной массе не достигает даже порога социализации. В результате многие идеи оказываются невостребованными обществом и пропадают. Приходится их рождать заново, но уже другим людям и для иного поколения.

Наши рекомендации