Классификация обыденного субъективного пространства
Обыденное идеальное пространство может быть перцептивным (воспринимаемым) пространством, когнитивным (познавательным) пространством и каким-либо иным.
Перцептивное пространство.Когда мы говорим, что этот человек далек от нас по своим убеждениям, вероисповеданию или социальному происхождению, мы выполняем в мысленном пространстве (но не в реальном), ряд процедур, причем очень быстро, практически мгновенно. Сначала мы структурируем социальное пространство по каким-либо критериям — мировоззренческим, религиозным или классовым. Иными словами, отдаем себе отчет в том, что в нашем обществе (данной стране) существуют люди самых разных взглядов и многие из них могут придерживаться несовместимых воззрений. Мысленно мы строим континуум политических или идейных убеждений и как-либо его структурируем. Предположим, мы уверены, что никогда не
будем разделять коммунистических или фашистских убеждений в противоположность собеседнику. Мы считаем, что между нами очень большое идейное расстояние. Это означает, что мы уже успели выполнить вторую мыслительную процедуру — измерить расстояние, но не реальное, а воображаемое. Наконец, мы определяем позиции, свою и собеседника, в мировоззренческом континууме и установливаем, что они очень далеки друг от друга. Точно так же мы просчитываем расстояние на религиозном и классовом континуумах. И все они — мысленно существующие пространственные сущности. Это не два дома, расположенных поблизости или в отдалении друг от друга — для определения расстояния между ними требуются лишь визуальные способности. Мы же говорим о том, как мы воспринимаем мировоззренческое, религиозное или классовое пространство.
Когнитивное пространство.Хотя физическое пространство, окружающее 40 человек, находящихся в супермаркете, одинаковое, его восприятие у всех 40 разное. Это различие вносят не только возраст, пол, социальное происхождение, но также уровень образования, жизненный опыт, темперамент, настроение, физическое самочувствие и многое другое, что мы относим к субъективным факторам. Таким образом, люди, находясь в одном и том же материальном окружении, вместе с тем пребывают в разных когнитивных пространствах, поскольку все то, что мы в данный момент видим, проходит через призму нашего восприятия, там каким-то неведомым для нас образом преломляется, перестраивается и видоизменяется, насыщаясь особым, свойственным только нам содержанием.
Рис. 10. Если когнитивные пространства не пересекаются, то люди не находят общего языка и расходятся либо вступают в конфликт
Впервые в лингвистический обиход понятие когнитивного пространства (cognitive environment) ввели Д. Шпербер и Д. Вильсон. С его помощью они хотели подчеркнуть ту мысль, что каждый человек живет в своем собствен-
ном когнитивном пространстве, которое существует благодаря языку и отражается в речи. Общаясь друг с другом, мы не только произносим осмысленные слова, стараемся уловить интонацию голоса, поддержать собеседника доверительными жестами. Мы еще обмениваемся своими когнитивными картинами мира. Мы пытаемся найти их пересечение — обычно частичное, реже полное, т.е. то общее, что объединяет двух беседующих людей. Чем шире зона совпадения, тем легче установить взаимопонимание. Если когнитивные пространства не пересекаются, то люди не находят общего языка и расходятся либо вступают в конфликт.
Не совпадают, хотя могут пересекаться, когнитивные пространства автора
книги и его многочисленных читателей. В таком случае говорят, что писатель хотел сказать одно, а читатель понял другое. Великий русский поэт особым образом выразил мысли и чувства целого народа. Он писал для узкого круга избранных, но стремился высказать типичное, то, о чем думали и что чувствовали миллионы людей. В поэтической форме он отразил их когнитивные пространства. Это особый дар, и владеют им немногие. Гораздо чаще ученый или поэт пишет о своем, не думая, поймут его другие или нет.
Особенно сложно переводчикам. Передать когнитивную картину мира У. Шекспира — представителя другой культуры и другой исторической эпохи — крайне непросто. Задача переводчика — совместить когнитивные пространства, найти области их совмещения. Для этого он должен хорошо знать обе культуры, но так бывает далеко не всегда. Если он стремится дословно передать английское содержание, стремясь быть ближе к культурному контексту, то его могут не понять русские читатели, воспитанные совершенно в иной языковой и социальной среде. Переводчик выбирает то, что доступно пониманию русского читателя и сам перевод организует по правилам и литературным нормам русского языка. Часто происходит искажение. Только единицам удается адекватный перевод. Вольный, или неадекватный, перевод получил специальное наименование «авторизованный».
Когда от нас требуют переквалификации и возникает проблема выбора, мы начинаем перебирать те сферы деятельности, науки или познания, которые нам близки и одновременно мысленно отдаляем от себя далекие предметные области. Гуманитарию очень трудно переквалифицироваться в медицинского работника, но философ может быстро стать политологом. В когнитивном пространстве мы интуитивно поделили все научные и практические сферы на близкие и далекие, приемлемые и неприемлемые. Преодолеть расстояние до ближайшей науки просто, до далекой — чаще всего невозможно. При этом мы взвешиваем не только содержание предметной области, но и свои силы, возраст, трудолюбие, силу воли, семейные обстоятельства, стоимость обучения, наличие свободного времени и множество иных факторов. Все они влияют на то, далеким или близким окажется искомый предмет, дойдем ли мы до желанной цели. Для многих юношей и девушек заветная мечта — стать киноактером или эстрадной знаменитостью. Но есть ли у них талант, найдется ли спонсор, готовый помочь с поступлением и «раскруткой»? Расстояние до заветной цели увеличивают большой конкурс в вуз, непрестижность профессии, ее малооп-
лачиваемость, отсутствие таланта или здоровья, материальных возможностей, проживание в неприметном городке или на селе.
Когнитивным пространством личности Л .Л. Травина называет осознание картины мира в индивидуально значимой или субъективной парадигме3. Человек, создавая образ и окружающего мира, и мира собственных переживаний, изначально стремится к тому, чтобы этот образ носил осмысленный и структурированный характер. Акт осмысления мира и собственного существования является актом придания смысла и миру, и существованию в нем. Отдельному человеку и всему человечеству свойственно стремление осмысливать и структурировать окружающий мир и собственные переживания независимо от того, насколько реально существование этого смысла. Согласно теории личностных конструктов Дж. Келли, за каждым единичным актом оценки — сознательным или неосознаваемым — у каждого человека скрывается собственная имплицитная теория причин и следствий реальных событий, в рамках которой он выносит суждения. Когнитивное пространство личности носит производный характер, так как оно определяется методами, средствами и понятиями, которыми пользуется человекдля осмысления и структурирования внешних идей и внутренних переживаний. Чем более дифференцированы и разнообразны эти понятия и средства, тем больше когнитивное пространство личности.