Деление и классификация воздушного пространства по ИКАО

Воздушное пространство делится на нижнее и верхнее.

Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон 8100 м, который относится к верхнему воздушному пространству.

В воздушном пространстве с применением сокращенных интервалов вертикального эшелонирования границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон 8400 м, который относится к верхнему воздушному пространству.

19. По высотам выполнения полетов воздушное пространство делится на:

а) предельно малые высоты – от 0 до 300 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

б) малые высоты – свыше 300 м до 1000 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

в) средние высоты – свыше 1000 м до 4000 м включительно;

г) большие высоты – свыше 4000 м до 12000 м (до тропопаузы) включительно;

д) стратосферу – свыше 12000 м (выше тропопаузы).

Таким образом, в Российской Федерации могут устанавливаться следующие классы воздушного пространства: А, В, С, D, E, F, G.

Класс A. Разрешаются только полеты по ППП. Все воздушные суда (BC) обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения.

Класс B. Разрешаются полеты по ППП и ПВП. Все ВС обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения.

Класс C. Разрешаются полеты по ППП и ПВП. Все ВС обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. ВС, выполняющие полеты по ППП, эшелонируются относительно других ВС, выполняющих полеты по ППП и ПВП. ВС, выполняющие полеты по ПВП, эшелонируются относительно ВС, выполняющих полеты по ППП, и получают информацию о движении в отношении других ВС, выполняющих полеты по ПВП. Все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения.

Класс D. Разрешаются полеты по ППП и ПВП. Все ВС обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. ВС, выполняющие полеты по ППП, эшелонируются относительно других ВС, выполняющих полеты по ППП, и получают информацию о движении в отношении ВС, выполняющих полеты по ПВП. ВС, выполняющие полеты по ПВП, получают информацию о движении в отношении всех других ВС. Все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения.

Класс E. Разрешаются полеты по ППП и ПВП. ВС, выполняющие полеты по ППП, обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются относительно других ВС, выполняющих полеты по ППП. Все ВС получают, по мере возможности, информацию о движении. Полеты ВС по ППП выполняются при наличии диспетчерского разрешения. При выполнении полетов ВС по ПВП наличие диспетчерского разрешения не требуется.

Класс F. Разрешаются полеты по ППП и ПВП. Всем ВС, выполняющим полеты по ППП предоставляется консультативное обслуживание воздушного движения и по запросу всем ВС предоставляется полетно-информационное обслуживание. При выполнении всех полетов ВС наличие диспетчерского разрешения не требуется.

Класс G. Разрешаются полеты по ППП и ПВП. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. При выполнении всех полетов ВС наличие диспетчерского разрешения не требуется.

Воздушное пространство классов A, B, C, D и E относится к контролируемому воздушному пространству, а классов F и G — к неконтролируемому.

В соответствии со Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО определены требования к полетам в пределах воздушного пространства каждого класса, сгруппированные в шесть основных категорий:

— применение правил полетов по приборам и (или) правил визуальных полетов;

— необходимость обеспечения эшелонирования ВС;

— вид обслуживания воздушного движения, предоставляемого ВС;

— необходимость получения диспетчерского разрешения;

— наличие ограничений (скорость, видимость, минимальное расстояние от облачности);

— необходимость наличия двухсторонней радиосвязи.

Согласно принятой классификации, воздушное пространство класса В рассматривается как предъявляющее менее жесткие требования, чем воздушное пространство класса А, воздушное пространство класса С — как предъявляющее менее жесткие требования, чем воздушное пространство класса В и т.д. Следует учитывать, что в связи с особенностями ИВП РФ требования, предъявляемые к полетам ВС в классах воздушного пространства, могут изменяться в порядке, установленном Минтрансом.

Росаэронавигация предлагает ввести посредством данного приказа всего три класса (рис. 2). Класс A устанавливается от эшелона 8100 м и выше, в том числе на воздушных трассах, спрямленных воздушных трассах, маршрутах зональной навигации. Требования, предъявляемые к полетам ВС в воздушном пространстве класса А:

— разрешаются только полеты по ППП;

— все ВС обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются;

— все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения;

— отсутствуют ограничения по видимости, расстоянию до облаков, скорости полета;

— обязательно наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОВД. Воздушное пространство класса А является контролируемым воздушным пространством.

Класс С устанавливается от эшелона 8100 м и ниже, в том числе на воздушных трассах, спрямленных воздушных трассах, маршрутах зональной навигации, коридорах входа (выхода) на воздушные трассы, в районах аэродромов (аэроузлов), коридорах подхода, зонах взлета и посадки. К полетам воздушных судов в воздушном пространстве класса С предъявляется следующие требования:

— разрешаются полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов;

— все ВС обеспечиваются диспетчерским обслуживанием;

— ВС, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно всех других ВС, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов;

— ВС, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются только относительно ВС, выполняющих полеты по ППП, и получают информацию о движении в отношении других ВС, выполняющих полеты по ПВП;

— все полеты выполняются при наличии диспетчерского разрешения;

— ограничение по скорости полета при выполнении полетов ВС по ППП не применяется;

— полеты ВС по ПВП разрешаются со скоростью не более 450 км/ч на эшелонах ниже 3000 м;

— обязательно наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОВД. Воздушное пространство класса С является контролируемым воздушным пространством.

Класс G устанавливается в воздушном пространстве, где не устанавливаются классы воздушного пространства А и С. К полетам ВС в воздушном пространстве класса G предъявляется следующие требования:

— разрешаются полеты по ППП и ПВП;

— эшелонирование ВС не производится;

— все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием;

— при выполнении полетов ВС наличие диспетчерского разрешения не требуется;

— полеты ВС разрешаются со скоростью не более 450 км/ч на эшелонах ниже 3000 м;

— при выполнении полетов ВС по ППП наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОВД обязательно;

— при выполнении полетов ВС по ПВП наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОВД не требуется. Воздушное пространство класса G является неконтролируемым воздушным пространством.

Наши рекомендации