Методические рекомендации. Проблема личности, а если шире – проблема человека является ключевой не только в

Проблема личности, а если шире – проблема человека является ключевой не только в курсе социологии, но и во многих других социально-гуманитарных дисциплинах. Следовательно, она должна найти достойное место в учебном процессе Изучение этой темы в курсе социологии предполагает усвоение студентами как минимум трёх вопросов, обозначенных выше. Ещё раз их отметим:

- социологическая трактовка личности,

- структура личности,

- типология личности.

Чтобы разобраться в том, что такое личность студентам необходимо углублённо рассмотреть смысл таких понятий как человек, индивид, индивидуальность, а уж потом и соответственно – личность.

Чаще всего в социологии понятием «человек» фиксируетсяобъективная сторона нашей принадлежности к определённому биологическому виду и нашу подчинённость законам природы.

Понятие «индивид» символизирует единичного человека, одну особь без каких-либо важных характеристик.

«Индивидуальность» рассматривается как своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного отдельного человека.

Понятие «личность» социологи трактуют в широком и узком контексте. В широком – личность рассматривается как представитель определённой массовой общности людей (личность студента, преподавателя, политика, русского, юноши и т.д.) В узком –как те общественные черты, признаки, свойства, которые присущи отдельному социализированному индивиду.

Личность – это качество человека!

Обучающимся будет полезно сравнить с понятием личность и такие термины как субъект, актор, лицо, персона. Попробуйте это сделать самостоятельно.

Студенты уже видимо поняли, что для каждого из нас личность выступает как своеобразный собственный портрет, как субъективный образ собственного «Я», причём не какого-нибудь «Я», а зрелого, самостоятельного, мыслящего, в котором сочетаются как своё собственное, индивидуальное, так и специфическое (студенческое, преподавательское) и наконец – общее (русское, немецкое, городское, сельское и т. д.).

Таким образом, примите во внимание, что личность есть социализированный человеческий индивид.Более того – индивид разносторонне развитый и активно действующий. Любой взрослый здравомыслящий человек является личностью. Ею индивид становится тогда, когда он усваивает основные нормы, правила и требования общественной жизни и придерживается их. Когда он способен жить и действовать по ним и, конечно же, нести ответственность за свои поступки.

Подумайте над тем проявляются ли личностные качества человека в его походке, голосе, одежде, взгляде, манерах поведения, ценностях, улыбке?

Рассматривая феномен личности прокомментируйте следующие высказывания выдающихся мыслителей:

Леонардо да Винчи: «Я – есть целый мир»;

А. Н. Бердяев: «Личность человеческая более таинственная, чем мир; её тайна никому неизвестна до конца»;

К. Маркс: «Человек есть совокупность всех форм общественных отношений».

Второй вопрос данной темы связан с анализом структуры личности.Имейте ввиду, чтоон не нашёл в социологии более-менее однозначной трактовки. Более того, данный вопрос разработан в социально- гуманитарных науках крайне слабо. Чаще всего исследователи ссылаются на австрийского мыслителя Зигмунда Фрейда, который в своих работах «Психология масс и анализ Я», «Я и Оно», принципиально по новому взглянул на человеческую личность, показал её во всей многогранности, сложности и противоречивости. Студентам желательно проработать эти произведения. Ведь помимо прочего З. Фрейд интересен сам по себе.

Знакомясь с идеями австрийского психолога по этому вопросу, необходимо особо усвоить то, что основу личности определяет психика. В структуре психики, следовательно в структуре личности, З. Фрейд выделяет три основных компонента (подструктуры): Ид(Оно),Эго (Я) иСупер-Эго(Свер-Я).

Ид – означает исключительно примитивные, инстинктивные, врождённые аспекты человеческой психики, которые связаны с такими явлениями как еда, сон, секс и которые наполняют поведение личности энергией. Ид целиком функционирует в бессознательном, которое З. Фрейд называет «преисподней» психики. Эта подструктура свободна от всяких ограничений, не ведает страха и тревоги, не прибегает к предосторожностям в выражении собственной цели. По мнению З. Фрейда Ид предопределён генетически и не знает ничего, кроме «Я хочу». Его действия направляют два инстинкта – самосохранения и сексуальный инстинкт. По большому счётуИд – это принцип удовольствия.

Вторая подструктура, как сказано выше, называетсяЭго. Эго– есть результат индивидуального опыта и посредник между двумя другими подструктурами. Эго эволюционизирует из Ид и базируется на его поверхности. Эта подструктура олицетворяет разум и рассудительность, в противовес страстям, исходящим от Ид и вырабатывает механизмы, с помощью которых можно адаптироваться к окружающей среде и реагировать на её требования. Суть Эго состоит в социализации бессознательных человеческих инстинктов и обеспечении безопасности организму. Получая сигнал от Ид Эго сверяет возможности положительного удовлетворения его требований с Супер-Эго и принимает правильное решение с учётом множества обстоятельств. По большому счёту Эго есть принцип реальности.

Супер-Эго(или третья подструктура личности) выступает как совокупность морально-нравственных устоев общества, усвоенных индивидом. Это интернализованная версия общественных норм и стандартов поведения. Супер-Эго является морально-этической силой личности, которая появилась в результате взаимодействия ребёнка с окружающим его миром. Эта подструктура есть индивидуальное отражение «коллективной совести» общества. Она имеет две подсистемы: совесть и идеал.Супер-Эго постоянно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими. По большому счётуСупер-Эго есть императивы общества.

Студентам необходимо более основательно разобраться во взаимоотношениях этих подструктур, а так же усвоить такие понятия как вытеснение, рационализация, регрессия, сублимация, совесть, идеал и ряд других. Узнайте с какого возраста, согласно мнению З. Фрейда, у детей начинает формироваться Супер-Эго.

Можно также обратить внимание на модели структуры личности разработанные американским учёным Р. Кеттелом и российским учёнымК. Платоновым.Последний в структуре личности выделяет четыре подструктуры: опыта, ценностную, эмоциональную, поведенческую. Студентам желательно разобраться в сути каждой из этих подструктур.

Значительный интерес для студентов может представить точка зрения на структуру человека известного русского философа Б. П. Вышеславцева. Он представил её в виде семи онтологических ступеней бытия. Чтобы детально ознакомиться с мнением классика русской философии студентам необходимо прочитать его работу «Вечное в русской философии».

Таким образом, становится вполне очевидным, что вопрос о структуре личности остаётся проблемным и что учёным ещё предстоит проделать огромный объём работы, чтобы обнаружить истинное положение вещей в этом вопросе.

Что касается типологии личности, то здесь имеет место огромное разнообразие подходов к этой проблеме. На что следует обратить внимание студентам при подготовке данного вопроса? Имеются разные типологии личности – психологическая, антропологическая, художественная и, конечно же, социологическая.

При рассмотрении социологической типологиирекомендуем акцентировать внимание на подходе к этому вопросу австрийско-американского исследователя Эриха Фромма, который выделил два основных типа личности –продуктивный и непродуктивный.

Продуктивный тип – это конечная цель человечества. Э. Фромм приписывает ему такие черты как независимость, честность, любовь ко всему живому, спокойствие, творчество, исключительно полезные поступки, продуктивное логическое мышление, компетентность, заботливость. Такой тип личности будет доминировать в будущем.

В настоящее время, с точки зрения этого мыслителя, преобладает непродуктивныйтип, включающий четыре вида личности: рецептивный, эксплуататорский, накапливающий и рыночный.Представители рецептивного типа, например, убеждены в том, что источник всего хорошего в их жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы, пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни скорее быть любимыми чем любить. Они доверчивы, сентиментальны, но могут быть оптимистами и идеалистами. Что касается эксплуататорского, накапливающего и рыночного видов, то студентам необходимо самостоятельно в них разобраться.

Привлекательна типология немецкого социологаРальфа Дерендорфа, который свёл типологию к четырём типам (Homo faber, Homo consumer, Homo soveticus, Homo universalis).То есть речь идёт о личности человека производящего, человека потребителя, человека зависящего от государства и человека плодотворно занимающегося разными видами деятельности. Студентам рекомендуем детальнее разобраться в названных типах.

Роберт Мертон выделил пять типов личности: конформист, новатор, ритуалист, изолированный, мятежный.Данную типологию также студентам необходимо самостоятельно проработать.

Конечно, рассматривая типологию личности нельзя обойти стороной знаменитую типологию данную швейцарским психологомКарлом Юнгом в его работе «Психологические типы». Интроверты и экстраверты давно стали визитной карточкой типологического анализа. А если ещё иметь в виду что эта типология была К. Юнгом углублена (экстравертно-мыслительный, интровертно-мыслительный, экстравертно-интуитивный и др. типы), то становится очевидной её большая научная и практическая значимость. Студенты ХТИ всегда с большим интересом относились к этой типологии. Следовательно, Вам целесообразно с ней ознакомиться, прочитав данное произведение и сделать для себя надлежащие выводы.

Типологию личности можно осуществить на основе типов социального действия. То есть студентам необходимо вспомнить какую типологию социальных действий давали, например, М. Вебер и Т. Парсонс и на этой основе типологизировать человеческую личность. Картина будет весьма интересной.

Не лишней будет попытка разобраться с одной из самых древних типологий, восходящей к Гиппократу и Галену. Речь идёт о так называемых сангвиниках, флегматиках, холериках и меланхоликах. Разберитесь в особенностях каждого из этих типов. Попытайтесь узнать какой вклад в анализ данных типов личности внёс выдающийся русский учёный И. П. Павлов.

Значительный интерес представляет типология личности осуществлённая в рамках этической антропологии. Здесь речь ведётся о так называемых суперанималах, диффузных людях, суггесторах, неоантропах. Конечно, типология неоднозначная и спорная, но безусловно актуальная. Достаточно охарактеризовать суггесторный тип, чтобы увидеть жизненность данной типологии.

Суггесторы – это манипуляторы, приспособленцы; люди живущие в своё удовольствие в любых условиях, но внушающие другим какие они умные, талантливые, способные, добрые. Жаль, дескать только обстоятельства (муж, коллеги, больные родители, дети, начальство) не дают им полностью раскрыться, а то они достигли бы звёздных высот. Они стремятся к рафинированным развлечениям. У них нет совести. Они честолюбивы, лицемерны, злостны, обладают хищной натурой. Для достижения своих целей суггесторы готовы идти на всё; образно говоря, они способны «шагать по трупам». Они скорее делают вид, что работают, нежели на самом деле трудятся. Зато постоянно и умело эксплуатируют других; результаты чужой работы выдают за собственные. Любят заводить знакомства, особенно значимые, чтобы потом извлечь из них пользу, или хотя бы похвастаться этим. Женщины суггесторы, как правило, в своих целях используют мужчин. Между собою они пикируются, на работе между ними доходит до скандалов. Они обладают средними интеллектуальными способностями, но, как правило, рвутся к власти, причём к любой и пристраиваются хотя бы на её подмостках. Они никогда не останавливаются на достигнутом. Любят материальный достаток, достигнутый любым путём. Суггесторы мастера сочинять небылицы и легенды о себе, своих супругах, дочерях, родителях, друзьях. Да так их сочиняют, что потом сами в них верят.

В заключение попробуйте охарактеризовать тип современной личности и сравните её с личностью XIX-XX вв. В качестве основных черт современного человека можно выделить такие как ориентация на настоящее и будущее, свобода от традиционных авторитетов, готовность к принятию новых идей и ценностей, высокая степень самостоятельности и независимости в принятии решений, рациональность во всех делах, основательное знание техники и технологий, высокая компьютерная грамотность... Далее продолжите эту характеристику самостоятельно.

Наконец, попробуйте разобраться к какому типу личности Вы относите себя и своих одногруппников.

Тема 14. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

1. Становление социального «Я».

2. Процесс социализации и его этапы.

3. Агенты и институты социализации.

Основные понятия и термины:

социализация, становление личности, латентная социализация, этапы социализации, воспитание, агенты социализации, институты социализации, референтная социальная группа, ресоциализация, феральные люди, десоциализация, первичная социализация, вторичная социализация, имитация, идентификация, жизненные циклы.

Литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2008.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2003.

4. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.

5. Маргарет М.. Культура и мир детства. М., 1983.

6. Горохов В. Ф. Социология. Ч.2. М.: 2008.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные социальные факторы, влияющие на становление личности?

2. Каковы основные этапы формирования личности? Какие стадии человеческой жизни выделяет Э. Эриксон?

3. Препятствует ли социализация утверждению индивидуальной свободы?

4. Каковы основные агенты и институты социализации?

5. Какая группа в процессе социализации индивида выступает для него референтной?

5. Можно ли Интернет отнести к институтам, осуществляющим социализацию (кибер-социализацию)?

6. Возможна ли ресоциализация? Если да, то при каких условиях?

Наши рекомендации