Источники маркетинговой информации
Сущность понятия «Маркетинговые исследования». Значимость маркетингового исследования в СО.
Маркетинговые исследования (согласно популярно-экономической энциклопедии Некипелова) – анализ, прогноз рыночной ситуации с целью выбора и принятия рациональных решений фирмы о производстве или продаже товаров или услуг.
Маркетинговые исследования (согласно Котлеру или теории маркетинга) – систематическая подготовка и проведение различных обследований, анализ полученный данных и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед фирмой.
Принципы и методология маркетингового исследования. Задачи маркетингового исследования в СО.
Принципы:
Научность (объяснение и предсказание изучаемых явлений и процессов на основе научных принципов и объективно полученных данных, выявление закономерностей развития)
Комплексность (изучение явлений и процессов в их взаимодействии и развитии, анализ структуры, выявление иерархии и подчиненности элементов)
Достоверность (Обеспечение научных принципов сбора и обработки данных, исключение тенденциозности в оценках, тщательный контроль использования ЭВМ)
Эффективность (достижение выдвинутых целей, соизмерение результатов с затратами)
Направления теории маркетингового исследования:
- Сторонники формализации исследования (использование количественных оценок, применение статистических и экономических моделей)
- Сторонники неформального анализа, а именно качественных оценок
Задачи:
Сбор, обработка, сводка и хранение информации
Оценка и анализ конъюнктуры рынка, расчет емкости рынка, характеристика и прогнозирование спроса, анализ его эластичности
Оценка собственных возможностей конкурента
Анализ раздела рынка сбыта, оценка его доли, территориальный анализ рынка сбыта
Изучение реакции потребителей, тестирование качества товаров и услуг
Изучение номенклатуры, ассортимента товаров и услуг
Информационно – аналитическое обеспечение сегментации рынка
Информационно – аналитическое обеспечение разработки стратегии маркетинга и маркетингового планирования
Информационно – аналитическое обеспечение ценообразования и регулирование цен
Учет и анализ издержек прибыли по этапам жизненного цикла услуги
Характеристика эффективности маркетинга и маркетингового исследования
Основное понятие информационная культура. Типы маркетинговой информации.
Информационная культура – знания, умения и навыки эффективного пользования маркетинговой информации в условиях компьютеризации.
Маркетинговая информация – цифры, факты, сведения, другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деяельности.
Информация собирается среди ее носителей, т.е. юридических и физических лиц, обладающих некоторыми сведениями и занимающимися определенной рыночной деятельностью.
Типы маркетинговой информации:
_ Внешняя информация
- Внутренняя информация (первичная – собирается для конкретных маркетинговых целей; вторичная – собирается не для маркетинговых нужд, а для иных целей)
Маркетинговая разведка – сбор текущей информации о микросреде маркетинга (клиентах, торговых посредниках и конкурентах)
Тут есть 2 направления:
Использование информации, которую эти силы окружающей среды маркетинга предоставляют сами (обмен информацией между участниками канала товародвижения) и информация о себе рекламного характера для акционеров.
Получение конфиденциальной информации и полу конфиденциальной информации, иногда с применением методов экономического шпионажа, сбора слухов, отслеживания публикации.
Оценка рыночных явлений и процессов дается с помощью индикаторов маркетинга, т.е. показателей, характеризующих основные параметры рынка.
Источники маркетинговой информации.
Публикации (цифровые, теоретические и фактографические) в СМИ, официальных справочных публикациях, в научной или публицистической литературе.
Информация, приобретаемая фирмой на коммерческих началах у госкомстата РФ или альтернативных стат. служб.
Внутрифирменные учет и отчетность (в том числе бухгалтерские)
Обмен информацией между участниками канала товародвижения
Данные специальных обследований в частности замеры параметров рынка в опорных пунктах
Информация торговых корреспондентов – торговых работников (обычно продавцов) за особую плату регулярно сообщающих о своих наблюдениях (изучают замеры спроса и торговой конъюнктуры), а так же информация собираемая коммивояжерами или торговыми агентами.
Различного рода экспертные оценки и прогнозы: дельфи-метод, метод мозгового штурма и др.
Непосредственное наблюдение
Опросы потребителей
Панели потребителей – разовые или постоянные выборочные обследования семей потребителей (домохозяйств) , которых за постоянную плату ведут учет своих доходов и расходов, регистрируют покупки, отвечают на вопросы, интересующие фирму. Обычно панель формируется крупной специальной маркетинговой или консалтинговой фирмой. Гос.стат семейных бюджетов располагает собственной крупной панелью более 60 000 семей – потребителей.
Эксперимент