Контрольное задание 13. (ОК-4)
1. Проанализируйте идею Гесиода о социальной деградации «от золотого века» к «железному»; мысль Экклезиаста о том, что «нет ничего нового под солнцем»; слова апостола Павла: «Не все мы умрем, но все изменимся». В чем различия в содержании приведенных представлений? Что между ними общего?
2. Охарактеризуйте эволюционизм как концепцию социальных изменений. В чем его ограниченность? Может ли общество изменяться по тем же законам, что и биологические виды и организмы? Аргументируйте свой ответ.
3.Охарактеризуйте социальную революцию как тип социального изменения. Являются ли революции необходимостью социального развития? Можно ли представить себе развитие общества без них? Чем они обусловлены? Играют ли революции действительно позитивную роль в истории? Или это социальные катастрофы с массовыми жертвами, которых надо о возможности избегать?
4. Как вы оцениваете концепции замкнутого циклического развития цивилизаций (О.Шпенглер, А. Тойнби), т.е. цивилизационный подход согласно которому каждая цивилизация неизбежно переживает свой уникальный цикл развития с фазами рождения, развития, расцвета и упадка? Сопоставьте его с подходом, согласно которому все общества проходят одни и те же фазы (К.Марк, Ф.Энгельс). Какое понимание кажется вам более правильным. Должна ли Россия пройти тот же путь развития, что и общества западной индустриальной цивилизации, или у неё свой путь?
5. Что представляет собой модернизация как социальный процесс?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
(В каждом тесте только один ответ является правильным).
Тест 1.
1.Кто из классиков социологии является ее основателем?
а) Э. Дюркгейм
б) К.Маркс
в) О.Конт
г) М.Вебер
2. Кто из классиков социологии считал, что социология – это наука об институтах, их генезисе и функционировании?
а) О.Конт
б) Э. Дюркгейм
в) Г. Зиммель
г) Г.Спенсер
3. Кто из социологов считал, что социология должна изучать взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия, с другой?
а) П. Сорокин
б) К. Маркс
в) Э. Дюркгейм
г) Ч. Спенсер
4. Кто из классиков отечественной социологии сформулировал основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности?
а) М.Ковалевский
б) Н.Данилевский
в) П. Сорокин
г) Н. Михайловский.
5. Кто из классиков социологии определял общество как социальный организм, в котором все общественные изменения следуют относить к общему процессу развития, а не сводить к непосредственной деятельности отдельных индивидов?
а К. Маркс
б) Э. Дюркгейм
в) Ч. Спенсер
г) Г. Зиммель
6.Кто из социологов впервые ввел термин «идеальный тип»?
а) К. Маркс
б) О. Конт
в) М. Вебер
г) Г. Зиммель
7.С чьим именем связана парадигма социальных фактов?
а) В. Парето
б) Э. Дюркгейм
в) М. Вебер
г) Ч.Спенсер
8.Кто из современных социологов разработал теорию коммуникативного действия?
а) Турен
б) Ю. Хабермас
в) Т. Лукман
г) Э. Гидденс
9. Кто из социологов разработал «теорию обмена» для объяснения социального поведения?
а) Дж. Хоманс.
б) П. Бурдье
в) Т. Лукман
г) Ю. Хабермас
10.Какими проблемами занимается общетеоретическая социология?
а) проблемами развития социальных институтов
б) проблемами развития личности
в) проблемами культуры
г) проблемами развития и функционирования социума как целого.
11. Какая функция социологии проявляется в изучении духовного мира общества, его ценностных и поведенческих ориентиров?
а) гносеологическая;
б) практическая;
в) прогностическая;
г) идейно-воспитательная.
12. Какой метод конкретного социологического исследования является количественным?
а) интервьирование:
б) анкетирование;
в) контент-анализ;
г) наблюдение.
Тест 2.
1. Какое из нижеприведенных определений соответствует понятию «общество» в социологии?
а) объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью;
б) социальный институт и совокупность социальных организаций, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы;
в) естественно сложившаяся общность людей, объединенная в рамках искусственного территориально-политического образования, имеющего государственные границы.
2. Упорядоченное целое, представляющее совокупность отдельных социальных элементов – индивидов, групп, организаций, институтов, это:
а) социальная система;
б) социальный институт;
в) социальные отношения;
г) социальные взаимодействия.
3.Какая системная характеристика не подходитдля описания общества?
а) общество – открытая система;
б) общество – нелинейная система;
б) общество – динамическая система;
в) общество – самоорганизующаяся система;
г) общество – статическая система;
4. В каком из направлений социологии общество рассматривается с позиции самоорганизации и нелинейности развития социальных систем?
а) функционализм;
б) эволюционизм;
в) синергетика;
г) структурализм.
5. Кто является автором типологии обществ, согласно которой тип общества определяется способом производства, в связи с чем выделяются первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество?
а) М. Вебер;
б) К. Маркс;
в) Ф. Тённис;
г) Э. Дюркгейм.
6. По какому параметру общество отличается от государства?
а) система взаимоотношений;
б) система взаимодействий;
в) искусственно созданный политический конструкт;
в) система норм и правил.
7. Какое общество, согласно типологии современных обществ, определяется как общество «посттрудовое», «постклассовое»?
а) индустриальное;
б) постиндустриальное;
в) информационное;
г) традиционное.
8.Социальная структура – это:
а) иерархическая система неравенства, формирующая различные слои общества;
б) значительное число людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом;
в) последующая смена состояний общества или его отдельных систем;
г) принявшее повторяющиеся и устойчивые формы переплетение взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества.
9. В рамках какого социологического направления социальная структура общества определяется отношениями господства (власти) и подчинения?
а) функционализма;
б) теория структурации;
в) конфликтологии;
г) позитивизма.
10.Кто из социологов разработал бюрократическую теорию организации?
а) К. Маркс;
б) Л. Лайкерт;
в) М. Вебер;
г) Г. Саймон.
11. Кто из социологов определил общество как « сеть социальных ролей»?
а) П. Бергер;
б) Дж. Мид;
в) Р. Дарендорф
г) А. Фойоль.
12. Представители какой теории считают, что общество - это динамические процессы, каждую минуту творимые индивидами в их взаимодействии друг с другом?
а) функционализма;
б) социологического детерминизма;
в) взаимодействия;
г) обмена.
Тест 3.
1.Что понимал классик социологии Э. Дюркгейм под совокупностью качеств человека, обусловленных неповторимой комбинацией врожденных способностей, темперамента, психической конституции и следствий приобретенного в индивидуальной истории человечеcкого опыта?
а) индивида;
б) индивидуальность;
в) личность;
г) характер.
2. Модальная личность – это:
а) идеал личности данной культуры;
б) наиболее распространенный тип отклоняющихся от идеала вариантов личности;
в) неопределившаяся личность;
г) героическая личность.
3. Как в социологии называется тип адаптации личности, при котором человек не признает целей и ценностей своего общества, но, тем не менее, соблюдает «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений?
а) эскапизм;
б) ритуализм;
в) конформизм;
г) бунт.
4. Она может быть национальной, классовой, возрастной, профессиональной, позволяет отождествлять себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям и другим признакам с определенной социальной группой. О чем речь?
а) социализация;
б) социальная адаптация;
в) социальная идентификация;
г) социальная стабилизация.
5. Какой социальный процесс Г. Роше определил как «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению»?
а) маргинализация;
б) ассимиляция;
в) социализация;
г) социальная идентификация.
6. Кто из агентов осуществляет первичную социализацию личности?
а) школа;
б) семья;
в) интернет;
г) армия.
7. Кто из социологов для характеристики социализации личности ввел понятие «габитус»?
а) Дж. Мид;
б) Ч. Кули;
в) П. Бурдье;
г) Р. Мертон.
8. Кто из социологов является автором теории «зеркального Я»?
а) Дж. Мид;
б) Ч. Кули;
в) П. Бурдье;
г) Дж. Хоманс.
9. Кто из социологов создал теорию «обобщенный другой»?
а) Дж. Хоманс;
б) Дж. Мид;
в) Р. Мертон;
г) Ч.Кули.
10. Кто из социологов для объяснения процесса социализации использовал понятие «значимый другой»?
а) П. Бергер;
б) Дж. Мид;
в) А.Халер;
г) М. Крозье.
Тест 4.
1.Социальное действие – это:
а) активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния;
б) процесс и отдельные акты взаимодействия людей друг с другом;
в) единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общества;
2. Социальный актор – это:
а) индивид;
б) субъект социального действия;
в) объект социального действия;
г) личность.
3. Коммуникация – это:
а) взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера;
б) процесс освоения индивидов на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;
в) обобщенное, закодированное обозначения понятия, действия или предмета, синтетически выражающее его смысл
4. Какой тип коммуникации определяется как совокупность современных средств, позволяющих социальному актору обращаться к максимально многочисленной аудитории?
а) вербальная;
б) невербальная;
в) массовая;
г) межличностная.
5. Мать, пеленающая ребенка, непрерывно с ним «разговаривает». Ребенок смеется. Происходит ли здесь коммуникация? Если да, то какая?
6. Христианин обращается к Богу, что бы тот исполнил его определенное желание. В конце молитвы у него возникает ощущение, что он услышан. Назовет ли социолог такой процесс интеракцией? Будет ли ответ зависеть от того, является ли сам социолог верующим или атеистом?
7. Охотник дает команду собаке искать подстреленную птицу. Собака находит ее, останавливается и лает. Происходит ли здесь символическая коммуникация и символическая интеракция?
8. Совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих в порядке реакции на окружающую социальную среду, - это:
а) социальное поведение;
б) социальное действие;
в) социальная коммуникация;
г) социальное движение.
9. Кто является автором известного психоаналитического учения о «коллективном бессознательном»?
а) З. Фрейд;
б) К. Юнг;
в) А. Адлер;
г) Э.Фромм.
10. На каком из психологических направлений была основана разработанная для объяснения социального поведения Дж. Хомансом «теория обмена»?
а) психоанализ;
б) когнитивная психология;
в) бихевиоризм.
11. Какая из нижеприведенных групп является первичной?
а) класс;
б) студенческая группа;
в) семья;
г) футбольная команда.
Тест 5.
1. Под социальной стратификацией в социологии понимается:
а) переход людей из одних социальных групп в другую;
б) вертикальный срез расположения индивидов и групп по горизонтальным слоям по признаку неравенства доходов, доступа к образованию, объема власти и влияния;
в) деление общества на общности, фрагментация человеческой деятельности на множество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных занятий.
г) деление общества по полу, расовой принадлежности; вероисповеданию, месту жительства.
2. Кто из социологов считал, что социальное неравенство проявляется в трех измерениях – экономическом (классовом), измерении престижа (статусном), кратическом (властном) ?
а) Э. Дюркгейм;
б) М. Вебер;
в) Т. Парсонс
г) Г. Спенсер.
3. В какой системе социальной стратификации статус определяется рождением и является пожизненным?
а) в кастовой;
б) в системе рабства;
в) в классовой;
г) в сословной.
5. Что лежит в основе сословной системы общества:
а) предписанный статус;
б) правовая организация общества;
в) религиозные установки;
г) богатство.
5. Изменение положения индивида, которое вызывает понижение или повышение его социального статуса называют в социологии социальной мобильностью:
а) горизонтальной;
б) межпоколенной;
в) вертикальной;
г) внутрипоколенной.
6. Кто из социологов объяснял социальную стратификацию как прямое следствие разделения труда, при котором неравные социальные функции требуют неравного вознаграждения?
а) К. Маркс и Ф. Энгельс;
б) К. Дейвис и У. Мур;
в) О. Конт и Ч. Спенсер;
г) Ч. Кули и Дж. Мид.
7. Кто ввел в социологию понятие социальной мобильности:
а) К. Маркс;
б) М. Вебер;
в) П. Сорокин;
г) Т. Парсонс.
8. Кто из социологов объяснял социальное неравенство, существующее в каждом обществе, собственной социальной иерархизированной системой ценностей?
а) М. Вебер;
б) Т. Парсонс;
в) Ю. Хабермас;
г) К. Маркс.
9. Кто из социологов считал власть как инструмент достижения экономического господства?
а) М. Вебер;
б) К. Маркс;
в) Т. Парсонс;
г) А. Холи.
10. Кто из социологов считал власть главной формой выражения социального господства?
а) М. Вебер;
б) К. Маркс;
в) Т. Парсонс;
г) А. Холи.
Тест 6.
1.Социальное изменение – это:
а) любая модификация, произошедшая в социальных отношениях, изменение социальной структуры общества;
б) совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом;
в) приспособление личности или социальной группы к общественной среде, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участвующих в них субъектов.
2. Кто является наиболее ярким представителем эволюционной теории в социологии, согласно которой биологические организмы и человеческие общества подчиняются одному и тому же единому закону эволюционного развития?
а) О. Конт;
б) М. Вебер;
в) Г. Спенсер;
г). Л. Козер.
3. Свержение государственных и классовых структур общества и замена их новым социальным порядком, радикально отличающихся от предыдущего называется:
а) социальной реформой;
б) путчем;
в) анархизмом;
г. социальной революцией.
4. Кто является автором концепции «пяти стадий экономического роста»?
а) У. Ростоу;
б) А. Тоффлер;
в) Дж. Стюарт;
г) И. Валлерстайн.
5. В социологии для обозначения исторического процесса перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу используется понятие:
а) глобализация;
б) информатизация;
в) модернизация;
г) компьютеризация.
6. Кто из социологов разработал концепцию «общества риска»?
а) Ю. Хабермас;
б) П. Бергер;
в) У. Бек;
г) Дж. Хоманс.
7. Социальные движения – это:
а) столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия;
б) отчетливо выделяющиеся формы коллективного действия, направленные на реорганизацию общества или какой-либо его частной структуры;
в) совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом;
г) большая совокупность людей, объединенных общим интересом.
8. Социальные движения, направленные на то, что бы блокировать введение изменений или отменить или отменить уже введенные изменения – это:
а) экспрессивные движения;
б) революционные;
в) реформаторские;
г) движение сопротивления.
9. Исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками, в социологии принято называть:
а) модернизацией;
б) «вестернизацией»;
в) глобализацией;
г) технологизацией.
10. Как еще в социологии называют «ценностно ориентированные» движения?
а) религиозными;
б) харизматическими;
в) фанатическими;
г) утопическими.
11. Кто разработал « мир - системную модель», согласно которой глобализация представляет собой прежде всего экономическое явление, и мир четко делится на «экономическое ядро», «полупереферию» и «переферию»?
а) Р. Робертсон;
б) Э. Гидденс;
в) И. Валлерстайн;
г) М. Кастельс.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Социальные и научные предпосылки возникновения социологии.
2. Структура социологического знания.
3. Основные социологические предпосылки
4. Уровни социологического знания.
5. Функции социологии.
6. Методы социологического исследования.
7. О. Конт и его роль в институциализации социологической науки
8. Основные школы и направления развития зарубежной социологии Х1Х века.
9. Основные школы и направления развития зарубежной социологии ХХ века.
10. Основные школы и направления развития русской социологии Х1Х – начала ХХ века.
11. Социология управления.
12. Социология молодежи.
13. Социология конфликтов.
14. Понятие и признаки общества.
15. Понятие социальной системы и системные характеристики общества.
16. Типы общества.
17. Специфика социологического подхода к культуре.
18. Основные элементы культуры.
19. Доминирующая культура, субкультура, контркультура.
20. Молодежная субкультура.
21. Индивид и личность.
22. Личная и социальная идентификация.
23. Понятие и процесс социализации.
24. Агенты социализации.
25. Понятие и структура социального действия.
26. Социальные интеракции.
27. Понятие и содержание социальной коммуникации.
28. Типы социальной коммуникации.
29. Понятие социального поведения.
30. Социальная группа. Типы социальных групп.
31.Социальная организация и ее структура.
32. «Идеальный тип» бюрократии М. Вебера.
33. Понятие социального института. Основные социальные институты.
34. Социальный институт и его признаки
35. Функции социального института.
36. Институт семьи в современном обществе.
37. Институт экономики и особенности его развития на современном этапе.
38. Понятие и виды социального статуса.
39.Статус и роль.
40. Социальный статус молодежи в современном российском обществе.
41. Ролевые конфликты и их типы.
42. Понятие социальной стратификации.
43. Проблема происхождения социального неравенства.
44.Статусное и экономическое измерение неравенства.
45.Современные концепции социальной стратификации.
46. Понятие и виды социальной мобильности.
47. Каналы социальной мобильности.
48. Понятие социального изменения. Эволюционные и революционные теории социальных изменений.
49.Факторы социальных изменений.
50. Модернизация как особый тип социальных изменений.
51. Процессы модернизации в современной России: сущность и содержание.
* Изучаются самостоятельно.