Социологические исследования: понятия, виды, программа
Прикладная социология имеет свою логическую структуру, представляя собой сочетание теоретических и эмпирических исследований.
Прикладное социологическое исследование проводится с целью подтверждения или опровержения теорий, гипотез. Оно удовлетворяет потребности и заказы отдельных предприятий, организаций, партий или частных лиц, органов средств массовой информации и государственного управления. Оно имеет ряд этапов:
1) Подготовительный;
2) Полевой;
3) Подготовка к обработке и обработка информации;
4) Анализ информации и подготовка итоговых документов исследования.
На подготовительном этапе уточняется тема исследования, разрабатывается теоретическая концепция, готовится программа исследования, методические документы, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материально-технического обеспечения.
Полевой этап (сбора первичной информации) – это работа в практической зоне социолога, работа на улице, на работе, в классах, домах. Информация собирается путем опроса, анкетирования, наблюдения, анализа, эксперимента и т. д.
Этап подготовки и обработки информации связан с изучением собранного материала, его сверке с расчетными параметрами. Составляется программа обработки информации на ЭВМ.
Анализ информации и подготовка итоговых документов – это заключительный этап. Методологическим инструментом здесь становится программа, составленная на первом этапе. Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерности, противоречия, новые социальные проблемы, а также оформляются результаты исследования. В качестве итогового документа выступают справка, информационная записка, аналитическая записка, отчет о научно-исследовательской работе.
Различают три вида социологического исследования:
1) пилотажное (разведывательное),
2) описательное,
3) аналитическое.
Пилотажное исследование представляет собой пробное исследование, предваряющее основное. Оно предназначено для проверки качества основного исследования и охватывает небольшие совокупности, основываясь на упрощенной программе. В его ходе проверяются все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться при его проведении. Часто во время пилотажного исследования формируются новые гипотезы и собираются оперативные социологические данные. Обычно его проводят среди 50 – 100 человек.
Описательное исследование более сложное, так как по своим целям и задачам оно предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Описательное исследование проводится, когда объект изучения – большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи между ними, осуществить сравнение и сопоставление.
Аналитическое исследование – это самый углубленный вид социологического анализа. Цель его – выявить причины, лежащие в основе процесса и обуславливающие его специфику. Его подготовка требует большого времени. Оно носит комплексный характер.
От того, изучается предмет в статике или в динамике различают точечное (разовое) и повторное исследования. Точечное исследование отражает моментальный срез характеристик объекта. Повторные исследования бывают трендовые, панельные и лонгитюдные.
Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Они делятся на кагортные (когда изучают определенную возрастную группу – кагорту) и исторические (когда состав кагорт меняется).
Панельноеисследование – это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При проведении данного исследования важно соблюдать единообразие. Сведения получают об индивидуальных изменениях. Главная сложность – трудность сохранения выборки от одного исследования до другого.
Если моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса изучаемой совокупности, то это исследование называется лонгитюдным. В нем изучается только молодежь. Во время проведения всех исследований проводят так называемый социальный мониторинг – создание программ и баз данных.
Важнейшим социологическим документом является программа исследования. Она состоит из двух частей: методологической и процедурной. В методологическом разделе дается формулировка проблемы, определяются цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, уточняются основные понятия, развертываются рабочие гипотезы.
Процедурный раздел состоит из стратегического плана исследования, обоснования выборки исследования, из наброска основных процедур сбора данных и анализа исходных данных.
В программе определяется, какая проблема будет исследоваться, на получение какого результата она будет направлена. Проблема – это всегда то, что не изучено. Когда проблема осмыслена, исследование целенаправленно. Результаты самого исследования проблемы позволяют получить новое знание о предмете.
С точки зрения определения задач, исследование может быть теоретическим и прикладным. Приступая к нему, нужно уточнить понятия – объект и предмет исследования. Объектом являются реальные социальные процессы, которые содержат противоречия или проблемную ситуацию. Предмет – это как раз то, что наиболее полно выражает противоречие, содержащееся в объекте.
Объект исследования имеет следующие признаки: пространственные (город, страна, регион), временные (период и сроки проведения), отраслевые (вид изучаемой деятельности). Он рассматривается как часть целого и как некое автономное начало. Иногда объект велик в количественном отношении, тогда определяют генеральную совокупность и учитывают ее при результатах исследования, но анализ проводят выборочный.
Предмет включает в себя все стороны, свойства, отношения объекта, границы, в пределах которых объект изучается в данном случае. Большая роль в исследовании принадлежит гипотезе, это своеобразное движение к новому знанию. Существует три типа гипотез:
1. Гипотезы, выдвигаемые с целью выявления количественных соотношений (они могут быть точными, приблизительными, предварительными).
2. Гипотезы, выдвигаемые с целью объяснения и выявления элементов системы (когда надо объяснить, почему происходит так, а не иначе).
3. Прогноз, предвидение, предсказание (носит сложный характер, вскрывает механизм причинно-следственной связи).