Программа социального исследования. Виды выборки.

Методологический раздел программы включает в себя: - формулировку и обоснование проблемы;- определение цели и постановку задач исследования;- уточнение и интерпретацию основных понятий;- предварительный системный анализ исследования;- развертывание рабочих гипотез.

Соц. проблема – существующая в самой реальности противоречивая ситуация, которая носит масштабный характер и затрагивает интересы целых соц. групп.

Виды соц. проблем: а) в соответствии с целью проблемы бывают: гносеологические – проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии и тенденции развития объекта, и предметные – проблемы, вызванные столкновением интересов разных соц. групп населения;б) по масштабу: общенациональные, региональные, местные;в) по продолжительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;г) по глубине противоречия: одноплановые – затрагивают одну сторону соц. явления или процесса, системные – отражают дисбаланс нарушения взаимосвязи всех элементов соц. системы, функциональные – порождены нарушением основ сложившихся систем взаимосвязи.Определение объекта и предмета исследования. Объект социологического исследования – это явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность Предмет – это часть объекта исследования, его стороны, свойства, характеристики, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании Цель исследования - ориентирует исследование на конечный результат. Задачи - конкретизируют цель, формулируют вопросы, на которые необходимо получить ответы. При теоретико-прикладном исследовании задачи включают в себя: изучение литературы, логич. анализ понятий, выдвижение гипотез, анализ объекта исследования. При прикладном исследовании задачи включают в себя: изучение объекта исследования, изучение лит-ры в поисках подобных случаев, выдвижение гипотез.

Интерпретация и операционализация основных понятий. Процедура операционализации состоит в том, что объект исследования и предмет исследования подвергаются процедуре деления, т.е. в соответствии с изучаемой проблемой формируется структура этих понятий и выделяются их содержательные элементы. В результате операционализации создается то пространство признаков, в рамках которого будет работать исследователь. Интерпретация понятий – это процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему исследования.

Выдвижение рабочих гипотез. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения к.-л. факторов, явлений, процессов, которые входе исследования необходимо либо подтвердить, либо опровергнуть. Гипотезы указывают на способ согласования факторов, составляющих проблемную ситуацию, выражают способ решения проблемы исследования и достижения его целей. Характер основных гипотез предполагает логику исследования; все его последующие процедуры направлены на обоснование, доказательство или опровержение гипотез.Первичные гипотезы называются рабочими, т.к. через их подтверждение или опровержение реализуется само исследование. Дополнительные выдвигаются взамен первичным, которые не были подтверждены.

Методический раздел программы включает в себя методы и процедуры исследования, т.е. это система формализованных правил, сбора и анализа социологич. информации.

Метод – основной способ сбора, обработки и анализа информации. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – совокупность технич. приемов, связанных с применением данного метода, в определенных условиях с учетом их специфики. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследований. Методический раздел программы включает:- стратегический план исследования; обоснование выборки единиц исследования;- описание методов сбора информации;- набросок основных процедур сбора и анализа социологич. данных.

Выборка. Генеральная совокупность – вся изучаемая социологами совокупность людей. Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, к которой и обращаются за информацией. Выборка должна отражать параметры генеральной совокупности. При количественных исследованиях выборка строится на поисках группы, состоящей из лиц, обладающих сходными соц. признаками. Главное - обнаружить наиболее распространенное мнение респондентов. При качественных исследованиях исследователь стремится найти непохожих людей, т.е. исследователь стремится изучить явление с разных сторон, отразить как можно больше аспектов изучаемого явления. Численность выборки – от 20 до 50. Виды выборки. 1. Случайная выборка – выборка, при которой каждый элемент генеральной совокупности имеет равные с др. возможности стать членом выборки. Методы случайной выборки:1) Простой случайный отбор. (отбор с помощью жребия и лотереи; отбор с помощью таблиц случайных цифр)2) Механическая или систематическая выборка: все элементы генеральной совокупности сводятся в единый список и из него через равные интервалы выбирается необходимое количество респондентов.3) Районированная и стратифицированная или серийная выборка. Если генеральная совокупность неоднородна, ее разделяют на более мелкие части, а затем осуществляют отбор единиц исследования внутри каждой серии. Если разделение на части осуществляется по эконом.-географ. признаку, выборка называется районированной. Серийная или стратифиц. выборка имеет место тогда, когда отбор производится по соц. признаку. Главное требование – число элементов, отбираемых из серии, должно быть пропорционально общему числу элементов серии.4) Гнездовая выборка. В качестве единиц отбираются не отдельные индивиды, а целые группы, с последующим сплошным опросом всех членов группы.

2. Неслучайная выборка – способ отбора, при котором не применима теория вероятности и нельзя рассчитать вероятность элементов выборки. Квотная выборка При использовании квотной выборки анкетеры получают задание опросить определенное количество лиц определенного пола, возраста и т.д.

3. Многоступенчатая выборка: отбор респондентов осуществляется в несколько этапов.

2.Образ жизни и здоровье. Понятие и сущность здорового образа жизни.

В понятие "образ жизни" входит конкретный способ жизнедеятельности людей в производственном процессе, в социальной и культурной сферах. Образ жизни является выражением общественных норм поведения, опирающихся на определенные правила, обычаи, национальные особенности, отражает своеобразие материального и духовного развития.

Образ жизни – это система наиболее существенных, типичных характеристик деятельности, активности людей в единстве их количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений. Иными словами, образ жизни человека отражает степень развития общества и общественных отношений и одновременно зависит от нее.

Среди факторов, определяющих здоровье, самое существенное влияние на него оказывает образ жизни. не всякий образ жизни способствует здоровью. Д. К. Соколов выявил, что из основных причин, способствующих смерти больных, удельный вес нездорового образа жизни составляет 52% при болезнях органов кровообращения, 35% при новообразованиях, 59% при несчастных случаях, отравлениях, травмах.Рассматривая влияние образа жизни на здоровье, необходимо подчеркнуть, что в одних случаях элементы поведения формируют здоровье и такое поведение оценивается как позитивное. В других случаях эти же элементы поведения с гигиенических позиций являются факторами риска и поведение оценивается со знаком минус в аспекте влияния на здоровье.

Структура образа жизни включает такие параметры, как характер активности людей (интеллектуальная, физическая), сферы активности (трудовая, внетрудовая), виды активности (производственная, социальная, культурная, образовательная, деятельность в быту, физическая, медицинская и др.). Выделение этих структур образа жизни обусловлено тем, что причины возникновения многих болезней находятся вне сферы влияния медицины, а зависят от самого человека.

категории образа жизни – уровень жизни, качество жизни, уклад жизни и стиль жизни.

Уровень жизни как категория экономическая характеризуется размером национального дохода, приходящегося на душу населения, а также объемом услуг, потребляемых населением за год, долей питания в структуре потребления.Качество жизни как социологическая категория рассматривается с различных позиций. Так, например, ее можно характеризовать с точки зрения качества жилищных условий, питания, уровня комфортности работы, удовлетворенности общением. Вместе с тем существует и другое понимание: это степень запроса и удовлетворенности человеческих потребностей.Под укладом жизни как социально-экономической категорией обычно понимают порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей.Стиль жизни как категория социально-психологическая складывается на основе психологических и психофизических особенностей поведения личности.

В Международном терминологическом словаре санитарного просвещения дано следующее определение этого понятия: "Здоровый образ жизни – это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия".

Комплексное понятие "здоровый образ жизни" можно условно разделить на два основных направления: 1) активные его формы, когда человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья; 2) человек старается не допустить привития привычек, отрицательно влияющих на состояние здоровья.

Таким образом, здоровый образ жизни – это не только специальная деятельность, но и организация всей жизнедеятельности человека, способствующей сохранению и укреплению здоровья.

Наши рекомендации