На методологической стадии разрабатывается программа СИ. |
Программа | |
|
|
|
В программе излагаются концептуальные основы исследования, его общая логика, указываются основные процедуры и операции, предполагаемые результаты (гипотезы). Разработка программы является необходимым элементом исследования; она предваряет все другие процедуры исследования и составляет их методологическую основу. |
Основное назначение программы СИ раскрывается тремя функциями: |
Методологическая функция. |
|
|
|
|
|
|
Методическая функция. |
|
|
|
|
|
|
Организационная функция. |
|
|
|
|
В соответствии с названными функциями выделяются 3 основных раздела программы СИ. |
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: |
1) |
2) |
3) |
4) |
5) |
6) |
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ: |
1) |
2) |
3) |
РАБОЧИЙ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ, |
|
Рассмотрим элементы методологического раздела программы. |
1.Проблемная ситуация | |
|
|
Проблемная ситуация является исходным пунктом социологического исследования. В качестве проблемной ситуации могут выступать: |
|
|
|
Проблема | |
|
|
|
|
Проблема выражает необходимость в изучении определенной области социальной жизни, причин, вызывающих противоречие, путей решения социальных проблем. |
Пример. Проблемная ситуация: |
|
|
|
|
|
Проблема: |
2. Объект | |
|
|
Выделение объекта социологического исследования осуществляется на основе анализа проблемы. В качестве объекта вычленяют ту или иную сферу социальной действительности, которая содержит социальное противоречие, выражающееся в проблемной ситуации. |
|
|
|
|
|
|
На стадии разработки программы необходимо не только указание на объект исследования, но и на его достаточно полное описание. |
Кроме фиксирования объекта СИ, в программе разрабатывается его теоретическая модель - |
Предмет СИ | |
|
|
На одном и том же объекте может быть множество предметов (например, предметами познания такого объекта, как студенты вуза, могут быть их социальная защищенность, удовлетворенность организацией учебного процесса, внутригрупповая сплоченность, отношение к институту кураторства и т.д.). Правильный выбор предмета СИ способствует успешному решению проблем исследования. |
Пример. |
|
3. Цель СИ | |
|
|
Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым условием эффективности предпринимаемых исследовательских процедур. |
|
|
|
|
В прикладном социологическом исследовании цель обязательно должна быть, согласована с заказчиком. |
Задачи СИ | |
|
|
Задача СИ заключается в выработке нового знания, которое может принимать различную форму: |
|
|
Задачи касаются отдельных аспектов исследовательской проблемы, способов ее решения. |
Задачи могут быть |
|
|
|
|
Задачи могут решать цель |
|
|
|
|
Пример. Цель: |
|
Задачи: 1. |
2. |
|
2.1. 2.4. |
2.2. 2.5. |
2.3. |
3. |
|
4. Экспликация и интерпретация понятий СИ | |
|
|
|
На основе экспликации и интерпретации понятий поддерживается научный уровень исследования, единство смыслового содержания элементов и процедур исследования, достигается более полное инструментальное использование понятий. |
|
|
|
Пример: |
|
|
5. Системный анализ объекта СИ | |
|
|
|
Системное рассмотрение объекта предполагает изучение его как некоторой целостности, с вычленением образующих его элементов и их характеристикой, описанием функций этих элементов, взаимосвязей между ними и каждого элемента с системой, а также анализ влияния внешней среды. |
|
|
Пример. воздействующие последствия факторы Трудовой снижение экономии- коллектив ческих показателей внешние пол снижение удовлет- стиль руководства возраст воренности трудом профессия технико-экономические квалификация ухудшение отноше- место жительства ний в семье |
6. Гипотеза СИ | |
|
|
|
|
|
|
В методологическом отношении гипотезы служат звеном между теоретической концепцией и эмпирической базой исследования, они предназначены для проверки тех зависимостей, которые включены в теоретическую схему и на изучение которых направлены задачи исследования. Поэтому |
|
|
Гипотезы делятся на |
|
|
|
|
К формулировке гипотез предъявляется ряд требований: |
- |
|
- |
- |
- |
- |
|
Пример. 1. Показатели уровня трудовой дисциплины работников снизились за два года на 20-30%. 2.1. За два года в коллективе изменился средний возраст работников (уменьшился) и уровень образования (увеличился); 2.2. Заметно улучшилась общая экономическая обстановка в стране; 2.3. В отрасли усилилась экономическая конкуренция; в цехе ухудшились санитарно-гигиенические условия; 2.4. Обновление коллектива ослабило его сплоченность; 2.5. Начальником цеха стал руководитель с либеральным стилем руководства. 3. Наибольшее негативное влияние на трудовую дисциплину оказала смена руководителя. Довольно сильное отрицательное воздействие также оказали омоложение коллектива и ухудшение санитарно-гигиенических условий. |
|
Из процедурного раздела программы рассмотрим лишь первый компонент - принципиальный (стратегический) план исследования, а о двух других элементах раздела речь пойдет при рассмотрении соответствующих этапов социологического исследования. |
Принципиальный (стратегический) план исследования | |
|
|
|
Основная предпосылка выбора принципиального плана исследования - | |
|
|
Существует 4 варианта плана: |
1. Формулятивный (разведывательный) план применяется в том случае, если об объекте исследования имеется очень смутное представление, нет возможности выдвинуть какие-либо гипотезы. |
|
|
|
Пример: |
|
2. Описательный (дескриптивный) план возможен, когда знание объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. |
|
|
Типичные примеры: |
|
3. Аналитико-экспериментальный план - наиболее сильный вариант исследовательского поиска. Его применяют при достаточно глубоком уровне знаний об объекте. |
|
|
|
Пример: |
|
|
4. План повторно-сравнительного исследования. |
|
Пример: |
|
| | | | | | |