Методологическая стадия социологического исследования

На методологической стадии разрабатывается программа СИ.
Программа  
 
 
 
В программе излагаются концептуальные основы исследования, его общая логика, указываются основные процедуры и операции, предполагаемые результаты (гипотезы). Разработка программы является необходимым элементом исследования; она предваряет все другие процедуры исследования и составляет их методологическую основу.
Основное назначение программы СИ раскрывается тремя функциями:
Методологическая функция.
 
 
 
 
 
 
Методическая функция.
 
 
 
 
 
 
Организационная функция.
 
 
 
 
В соответствии с названными функциями выделяются 3 основ­ных раздела программы СИ.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ:
1)
2)
3)
РАБОЧИЙ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ,
 
Рассмотрим элементы методологического раздела программы.
1.Проблемная ситуация  
 
 
Проблемная ситуация является исходным пунктом социологического исследования. В качестве проблемной ситуации могут выступать:
 
 
 
Проблема  
 
 
 
 
Проблема выражает необходимость в изучении определенной области социальной жизни, причин, вызывающих противоречие, путей реше­ния социальных проблем.
Пример. Проблемная ситуация:
 
 
 
 
 
Проблема:
2. Объект  
 
 
Выделение объекта социологического исследо­вания осуществляется на основе анализа проблемы. В качестве объ­екта вычленяют ту или иную сферу социальной действительности, ко­торая содержит социальное противоречие, выражаю­щееся в проблемной ситуации.
 
 
 
 
 
 
На стадии разра­ботки программы необходимо не только указание на объект иссле­дования, но и на его достаточно полное описание.
Кроме фиксирования объекта СИ, в программе разрабатывается его теоретическая модель -
Предмет СИ  
 
 
На одном и том же объекте может быть множество предметов (например, предметами познания такого объекта, как студенты вуза, могут быть их социальная защищенность, удовлетворенность организацией учебного процесса, внутригрупповая сплоченность, отношение к институту кураторства и т.д.). Правильный выбор предмета СИ способствует успешному решению проблем исследования.
Пример.
 
3. Цель СИ  
 
 
Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым условием эффективности предпринимаемых исследовательских процедур.
 
 
 
 
В прикладном социологичес­ком исследовании цель обязательно должна быть, согласована с заказ­чиком.
Задачи СИ  
 
 
Задача СИ за­ключается в выработке нового знания, которое может принимать различную форму:
 
 
Задачи ка­саются отдельных аспектов исследовательской проблемы, способов ее решения.
Задачи могут быть
 
 
 
 
Задачи могут решать цель
 
 
 
 
Пример. Цель:
 
Задачи: 1.
2.
 
2.1. 2.4.
2.2. 2.5.
2.3.
3.
 
4. Экспликация и интерпретация понятий СИ  
 
 
 
На основе экспликации и интерпретации понятий поддерживается на­учный уровень исследования, единство смыслового содержания элементов и процедур исследования, достигается более полное ин­струментальное использование понятий.
 
 
 
Пример:
 
 
5. Системный анализ объекта СИ  
 
 
 
Сис­темное рассмотрение объекта предполагает изучение его как некоторой целостности, с вычленением образующих его элемен­тов и их характеристикой, описанием функций этих элементов, взаимосвязей между ними и каждого элемента с системой, а также анализ влияния внешней среды.
 
 
Пример. воздействующие последствия факторы Трудовой снижение экономии- коллектив ческих показателей внешние пол снижение удовлет- стиль руководства возраст воренности трудом профессия технико-экономические квалификация ухудшение отноше- место жительства ний в семье
6. Гипотеза СИ  
 
 
 
 
 
 
В методологическом отношении гипотезы служат звеном меж­ду теоретической концепцией и эмпирической базой исследования, они предназначены для проверки тех зависимостей, которые включе­ны в теоретическую схему и на изучение которых направлены зада­чи исследования. Поэтому
 
 
Гипотезы делятся на
 
 
 
 
К формулировке гипотез предъявляется ряд требований:
-
 
-
-
-
-
 
Пример. 1. Показатели уровня трудовой дисциплины работников снизились за два года на 20-30%. 2.1. За два года в коллективе изменился средний возраст работников (уменьшился) и уровень образования (увеличился); 2.2. Заметно улучшилась общая экономическая обстановка в стране; 2.3. В отрасли усилилась экономическая конкуренция; в цехе ухудшились санитарно-гигиенические условия; 2.4. Обновление коллектива ослабило его сплоченность; 2.5. Начальником цеха стал руководитель с либеральным стилем руководства. 3. Наибольшее негативное влияние на трудовую дисциплину оказала смена руководителя. Довольно сильное отрицательное воздействие также оказали омоложение коллектива и ухудшение санитарно-гигиенических условий.
 
Из процедурного раздела программы рассмотрим лишь первый компонент - принципиальный (стратегический) план исследования, а о двух других элементах раздела речь пойдет при рассмотрении соответствующих этапов социологического исследования.
Принципиальный (страте­гический) план исследования  
 
 
 
Основная предпосылка выбора принципиального плана исследования -  
 
 
Существует 4 варианта плана:
1. Формулятивный (разведывательный) план применяется в том случае, если об объекте исследования имеется очень смутное представление, нет возможности выдвинуть какие-либо гипотезы.
 
 
 
Пример:
 
2. Описательный (дескриптивный) план возможен, когда знание объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез.
 
 
Типичные примеры:
 
3. Аналитико-экспериментальный план - наиболее сильный вари­ант исследовательского поиска. Его применяют при достаточно глу­боком уровне знаний об объекте.
 
 
 
Пример:
 
 
4. План повторно-сравнительного исследования.
 
Пример:
 
             

Наши рекомендации