Как и в какой последовательности проводятся социологические исследования?

Конкретное социологическое исследование проводится с целью решения определенных социальных (в том числе научно‑теоретических) проблем. В ходе исследования выявляются, обобщаются и анализируются необходимые социальные факты и на основании полученных данных формулируются выводы и рекомендации.

Социальный факт – это каким‑то образом выявленный, зафиксированный, описанный фрагмент (состояние) социальной реальности. Этой реальностью может быть поведение индивида или социальной общности, продукты человеческой деятельности, факторы сознания, отражающие социальную реальность, вербальные действия людей (мнения, суждения, взгляды) и т. д.

Полномасштабное социологическое исследование состоит из трех основных этапов:

1. Подготовительный (теоретический и организационный).

2. Сбор конкретной социологической информации (социальных фактов).

3. Обработка и анализ социологической информации (формулирование выводов и рекомендаций).

Рассмотрим каждый из этих этапов.

1. Подготовительный (теоретический и организационный) этап предполагает разработку программы исследования, в которой описываются предполагаемые организационные мероприятия и определяются методы и процедуры сбора и обработки социальных фактов. Но прежде чем начинать разработку программы, необходимо выявить и обосновать конкретную социальную проблему, которую в результате исследования необходимо решить.

Программа должна включать теоретико‑методологический и научно‑организационный разделы.

Теоретико‑методологический раздел содержит детальное описание проблемной ситуации, цели и задачи исследования, уточненное описание объекта и предмета исследования, выдвинутые гипотезы, основные термины и понятия и их интерпритацию, определение исследуемой совокупности, описание методов сбора и обработки информации.

Научно‑организационный раздел программы (рабочий план) включает обоснование всех организационно‑технических мероприятий. Например, объем предстоящих исследований, сроки проведения исследования, необходимое техническое обеспечение, финансовые затраты и т. д.

2. Сбор конкретной социологической информации проводится теми методами, которые определены программой.

Основные методы сбора социологической информации:

1) Опрос: анкетный, почтовый (разновидность анкетного), телефонный, интервью.

2) Анализ письменных источников информации. В понятие «письменные источники» включаются как официальные документы (указы, постановления, отчеты, протоколы, текущая документация, данные статистики и т. д.), так и другие источники, например, периодическая печать, мемуары, личная переписка, программы телевидения и радио и др.

Наиболее распространенным и эффективным способом анализа письменных источников является метод контент‑анализа. Сущность этого метода заключается в подсчете того, как представлены в некотором информационном массиве интересующие исследователя смысловые единицы. Например, сколько статей написано за год о спорте или о фактах насилия, сколько строк или газетных полос отдано на освещение той или иной проблемы.

3) Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем наблюдаемых социальных фактов (событий, явлений, условий и т. д.). Наблюдение бывает включенным – когда исследователь (наблюдающий) интегрируется в наблюдаемую социальную среду (становится членом организации, работником предприятия и т. д.), и невключенным – когда исследователь осуществляет наблюдение, не вмешиваясь в изучаемые события.

4) Социальный эксперимент – общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний. Например, возьмем две примерно равные по своим социальным параметрам группы. Одна из них – контрольная – будет функционировать в тех же условиях, в которых она находилась до эксперимента. Другая – экспериментальная – будет подвергаться определенным изменениям (например, изменится график работы, улучшится освещение цеха, вводится дополнительное стимулирование и т. д.). Методом сравнения двух групп можно выявить, каким образом вводимые изменения влияют на социальные параметры экспериментальной группы, на эффективность ее деятельности.

3. Обработка и анализ социологической информации, полученной в результате эмпирического исследования, проводятся методами, определенными программой исследования. Наиболее распространенные методы обработки социологической информации:

1) Качественные методы основаны на математических методах обработки социальных фактов и получения нового социального знания в конкретных цифровых выражениях. В этих методах широко применяются различные статические методы обработки и анализа социальной информации.

К качественным методам относится также корреляционный анализ. С его помощью изучаются статические зависимости между несколькими признаками.

2) Качественный анализ включает в себя методы выявления качественных характеристик социальных явлений. Например, шкала измерения, в которой имеются варианты ответов типа «очень нравится» или «не очень нравится», предполагает измерение и качественных характеристик объекта.

Наши рекомендации