Программа социологического исследования. Программа социологического исследования
Подготовка и разработка программы
Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты (к чему зачастую прибегают малокомпетентные исследователи), а с разработки его программы, состоящей из двух разделов (блоков) -- методологического и методического.
В методологический раздел программы входят: а) формулировка и обоснование социальной проблемы (проблемной ситуации); б) определение объекта и предмета социологического исследования; в) определение задач исследователя и формулировка гипотез. Данный раздел требует основательной теоретической подготовки социолога, осуществляющего исследование, умения логически анализировать обозначенные явления.
Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему (или программу) обработки собранных данных на ЭВМ.
Тщательная подготовка программы социологического исследования позволяет избежать ошибок во время самого исследования и анализа его результатов.
Существенной (определяющей) частью программы любого исследования является прежде всего глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы.
Под социальной проблемой следует понимать «социальное противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей1.
Очень важно при этом избежать опасности постановки мнимой проблемы или объять необъятное в предполагаемом исследовании.
При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности.
1.Опрос: а)Анкетирование; б)Интервьюирование.
2.Анализ документов: а)Качественный; б)Количественный (контент – анализ).
3.Наблюдение: а)Невключенное; б)Включенное.
4.Эксперемент: а)Контролируемый; б)Неконтролируемый.
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первая отличительная черта – количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную звезду; врача, определяющего диагноз на основании слов пациента; следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого.
АНКЕТИРОВАНИЕ Это самый распространенный в социологии метод. Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от тридцати до сорока вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению такой информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.ИНТЕРВЬЮ Оно является вторым по популярности методом в социологии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называют интервьюером.
НАБЛЮДЕНИЕ К нему социологи прибегают реже. Считается, что прародиной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, является антропология – наука о дописьменных культурах Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы, традиции забытых и малочисленных народов, племен и общин. Из антропологии в социологию пришла не только методология и методика наблюдения, но и их классификация.
59.экономические законы. Экономические законы — наиболее существенные, устойчивые объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Экономические законы — законы развития отношений производства, распределения, обмена ипотребления. Как и законы природы, экономические законы имеют объективный характер, выражают не зависящие от воли и сознания людей взаимосвязи и отношения.
Экономические законы возникают вместе с возникновением человеческого общества, в процессе производственной деятельности людей. В этом их главное отличие от законов природы, действие которых не связано со становлением и развитием человеческого общества. С изменением материальных условий жизни общества, с заменой одних производственных отношений другими перестают действовать одни экономические законы и возникают новые.
Каждому общественному строю производства присуща своя система особых, или специфических, экономических законов. Сущность данных производственных отношений в их целостности выражается основным экономическим законом данного общественного строя. Другие законы выражают существенное в содержании тех или иных отдельных сторон производственных отношений. Например, в капиталистическом обществе, основным экономическим законом которого является закон производства и присвоения прибавочной стоимости, с необходимостью возникают закон капиталистической конкуренции и анархии производства, всеобщий закон капиталистического накопления (см. Накопление капитала, закон средней (общей) нормы прибыли, закон цены производства и другие законы капиталистического производства. В социалистическом обществе, где господствует общественная собственность на средства производства, вместе с возникновением основного экономического закона социализма возникаютзакон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, закон распределения по труду и др
60.формы девиантного поведения. Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования. Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.
Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:
§ инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);
§ ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;
§ ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);
бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений). Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.
Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные.
61.основные задачи экономической социологии. Среди основных задач экономической социологии как науки выделяют:
1. Исследование социальных механизмов, влияющих на развитие экономики и регулирующих экономическую деятельность индивидов, социальных общностей и групп. Т.е. проведение социологической экспертизы: социальных последствий экономических преобразований, баланса социальных и экономических компонентов общественного развития, баланса экономических интересов различных слоев населения и их готовности участвовать в проведении экономических реформ.
2. Изучение особенностей мотивации поведения субъектов экономической деятельности.
3. Исследование конкретных социокультурных условий функционирования и трансформации экономики.
4. Раскрытие взаимодействия экономики с другими подсистемами общества, динамики его социально-экономической структуры.
5. Выявление социальных ролей субъектов экономической деятельности, их социального статуса и социальной мобильности.
6. Анализ основных трудовых ценностей населения, их динамики и роли в формировании экономического поведения.
7. Выявление социальных функций экономики в развитии современного общества, формировании социальных целей субъектов хозяйственной деятельности.
8. Формирование наиболее оптимальных направлений социально-экономической политики государства, основанных на принципах социального партнерства и гуманизации экономических отношений.
62.представление об строение общества по аристотелю. Аристотель считал, что цель государства - счастье людей, а политика - наука о том, как достичь в обществе счастье .
Аристотель полагал, что идеальной формы правления нет. Он утверждал, что существует круговорот форм правления. Лучшие формы правления - те, где соблюдаются законы, а власти стремятся к справедливости.
По Аристотелю, три более-менее приемлемые формы правления - от лучшего к менее удачному:монархия, аристократия, полития. Для справки: полития в учении Аристотеля - форма правления, где большинство правит в интересах общей пользы (это не демократия: в древнегреческих полисах не было так называемого всеобщего избирательного права. От голосования отсекались малоимущие и ряд других слоёв). При аристократии власть находится в руках знати (не совсем то же самое, что олигархи: ключевым фактором считался всё-таки наследственно-родовой, а не толщина кошелька).
Есть также три извращённых формы - демократия (искажённая версия политии), олигархия(извращённый аналог аристократии), тирания (извращённый вариант монархии).
Аристотель выделял три общественных класса - богатые, бедняки, средний класс. От положения последнего, как считал Аристотель, во многом зависит стабильность правящего режима) Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, — совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида.
По сути в учении Аристотеля оказался заложен прообраз того, что в современной социологии называют ромбовидным профилем общества и нередко считают чем-то вроде образцового варианта социальной дифференциации. Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характерис-тике различных слоев обществ
63.внешние и внутренние функции государства. Есть несколько подходов к пониманию функций государства, но большинство ученых придерживается наиболее разработанной теории, согласно которой функции государства подразделяют навнешние (обеспечить независимость государства вовне) ивнутренние (обеспечить верховенство власти внутри страны и заведование общими делами).
Внутренние функции государства:
§ хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;
§ стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;
§ координационная - обеспечение общественного согласия и единства;
§ социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ;
§ культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;
§ правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;
§ экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.
Внешние функции государства:
§ отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;
§ организация обороны и охрана государственной безопасности —защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.
§ Внутренние функции государства делятся на:
§ основные;
§ неосновные.
Основными называют функции, которые может осуществлять только государство.
Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан, в том числе:
§ борьба с преступностью;
§ учет и регистрация населения;
§ предотвращение различных катастроф;
§ меры для ликвидации последствий стихийных бедствий.
§ Установление и охрана общих правил социальной жизни:экономических, политических и других социальных отношений (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.).
§ Валютно-финансовое регулирование (особо выделяется эмиссия — выпуск денег).
§ Бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете.
64.роль сми в казахстане. Средства массовой информации во многом определяют место страны в мировом информационном и культурном пространстве. Массовая коммуникация заметно влияет на развитие общественных отношений как внутри каждой страны, так и между странами и народами. Масс-медиа как средство коммуникации, средство связи всех и каждого с реальным миром способствуют выработке новой политики координации и взаимообмена культурными ценностями. Эта деятельность является приоритетной для средства массовой информации многонационального Казахстана, где на одной территории в мире и согласии проживают представители более 130 народов и национальностей. Средства массовой информации определяют трансформацию духовно-идеологической составляющей изменившиеся реалии нашей жизни.Основной задачей журналистов является обоснование цели, закономерностей нравственного и духовного возрождения общества, взаимосвязи личной и общественной морали – это и означает духовно-идеологическую роль журналистики на новом этапе развития Республики Казахстан. Средства массовой информации Республики Казахстан могут и должны быть мощной агитационной и пропагандистской силой нового качества, проводником новой национальной идеи, неоднократно озвученной главой государства Н.А.Назарбаевым: «Дальнейшее укрепление общественного согласия, по сути, является основой для обеспечения динамичного развития страны и успешного решения той сверхзадачи, которую мы перед собой поставили». С помощью средства массовой информации каждый казахстанец осознает себя полноценным гражданином стабильного и динамично развивающегося государства, уверенным в своем будущем и будущем своих детей, активным членом общества, способным влиять на ситуацию в обществе.Укрепление единства народов, поддержка и развитие широкого общественного консенсуса по основополагающим ценностям модернизации казахстанского общества, которые выходят заграницы политических идеологий и текущей конъюнктуры является одной из задач, которая успешно решается при непосредственном участии средства массовой информации Республики Казахстан. Именно через прессу готовится база для согласия по вопросам, касающимся сохранения сложившейся общности людей. Примером тому может служить распространение через средства массовой информации Республики Казахстан идей экологической и информационной безопасности, противостояния международному терроризму и экстремизму, сохранения национально-культурной самобытности народов, повышения уровня знаний и информированности населения по вопросам здорового образа жизни. средства массовой информации ориентируют население республики в окружающем мире, не только информируя его, но и приобщая к художественным и нравственным обретениям человечества и, в конечном счете, способствуют формированию демократического общества, единого социума, представляющего собой консолидацию самых разнообразных прогрессивные социальных групп и творчески мыслящих и действующих личностей.Журналист должен знать реальную психологию, традиции, систему культурных, национальных и морально-этических ценностей тех людей, к кому он обращается, должен хорошо представлять себе желаемое направление изменений в общественном мнении. Журналистика сегодня выступает в качестве той объединяющей силы, которая дает мощный импульс дальнейшим демократическим преобразованиям во всех сферах общественной жизни Казахстана. Средства массовой информации называют «четвертой властью» потому, что именно средства массовой информации через свою деятельность могут воздействовать не только на другие социальные институты, но и на электорат, тем самым определяя состав выборных органов власти. Особенности функционирования казахстанских средства массовой информации, задачи, встающие перед ними, связаны с современной политической и социально-экономической ситуацией в стране. Казахстан последовательно осуществляет трудные, но необходимые реформы практически во всех областях жизни:в политике – это переход от тоталитаризма к демократии;в экономике – от командно-административной системы к рыночным отношениям;в духовной сфере – это возрождение национальной культуры и самосознания всех народов, проживающих в Республике, сохранение и укрепление межэтнического и межконфессионального согласия и толерантности в обществе, формирование единой гражданственности. Такие изменения в обществе требуют коренной реформы всей системы информационного обеспечения казахстанских граждан. Для того чтобы средства массовой информации Республики Казахстан действительно стали «четвертой властью» в нашей стране есть все условия: в Казахстане обеспечена свобода слова, отсутствует цензура; созданы и функционируют негосударственные средства массовой информации. Достаточно напомнить, что несколько лет назад Президентом РК Н.А.Назарбаевым было наложено вето на спорный законопроект в Парламенте, (т.к. была предпринята попытка ограничить свободу СМИ), тем самым государство еще раз подтвердило неизменность курса на свободу прессы.
Свобода слова – одно из основных условий поступательного, демократического развития Казахстана. «Нужно и в дальнейшем последовательно создавать и защищать все необходимые правовые и другие условия, обеспечивающие свободу слова, получения и распространения информации.
65 экономическая теория Г.Земмеля. Социология Зиммеля построена в кантианской традиции и затрагивает две фундаментальные теоретические проблемы: обоснование социологии как особой дисциплины и выделение социальных форм как ее специального предмета. Эти проблемы неотделимы в своем единстве и составляют две стороны одной философской проблемы целостности социального знания и социальной реальности. Поэтому социология Зиммеля является прежде всего социальной философией, которая разворачивается им на основе не эмпирических исследований, а многочисленных социальных иллюстраций из самых разных областей общественной жизни: культуры, искусства, политики, экономики, социальной психологии, моды и т.д. Этот дуализм социологии Зиммеля породил ее противоречивые оценки. Одни, как Т.Парсонс и П.Сорокин, третировали его социологию, обвиняли ее в не системности и формализме, другие, как Р.Мертон и его последователи видели в ней начало теорий «среднего уровня», третьи оценивают Зиммеля как тонкого и наблюдательного социального мыслителя. Мы ограничимся попыткой осмысления его позитивной теоретической конструкции.
Основное достоинство теоретической модели Зиммеля, с нашей точки зрения, заключается в ее целостности и интегративности, в стремлении найти единство общества как единство людей, в синтезе знания и реальности, в диалектике формы и содержания. Теоретическое выражение социальной целостности до сих пор остается актуальной проблемой теоретической социологии и социальной философии, существенный вклад в которую принадлежит Зиммелю.
Целостность процесса обобществления выражается «предустановленной гармонией» индивида и общества. Отдельный человек живет своей общественной жизнью, которая составляет ценность индивидуальности, а общество живет индивидуальными жизнями своих индивидов, что составляет его ценность. Поэтому «общественная жизнь основывается на предпосылке принципиальной гармонии (выделено мной – Л.С.) между индивидами и социальным целым, хотя это отнюдь не препятствует резким диссонансам… жизни» (1996: 524). В основе всякого «профессионального призвания» он видит гармонию личности и общества (1996: 525). Поэтому структура общества «выстроена с расчетом на индивидуальность», а «внешняя сетка общества, … ее целостность подлаживается под цели… индивидуальностей». С другой стороны, «особость индивидуальностей становится необходимым звеном в жизни целого», в жизни общества (1996: 526). Таким образом, целостность и гармония/дисгармония обобществления составляют главный предмет исследования Зиммеля. Он первый и, кажется, единственный социолог, который сформулировал идею принципиальной (или предустановленной) гармонии индивидов и общества в процессе их взаимодействия, которая до сих пор остается практически неразработанной и непонятой.