Особенности и виды эссе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО УрГУПС)
Кафедра «Управление персоналом и социология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ ЭССЕ
Методические рекомендации для студентов, обучающихся
по направлению 080400.62 (38.03.03) – «Управление персоналом»
Екатеринбург
УДК 378.147.88
А-46
А46 Методические рекомендации по подготовке и написанию эссе / Н. А. Александрова, Л.И.Васильцова, Е.В.Табуева, О.Н.Шестопалова. – Екатеринбург: УрГУПС, 2015. – 13 с.
Рекомендации составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров, обучающихся по направлению 080400.62 (38.03.03) «Управление персоналом».
Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры «Управление персоналом и социология» «13» апреля 2015 г., протокол № 8.
Разработчик(и): | ||
Доцент кафедры управления персоналом и социологии | Подпись _______________ | Н.А. Александрова |
Профессор кафедры управления персоналом и социологии | Подпись _______________ | Л.И.Васильцова |
Доцент кафедры управления персоналом и социологии | Подпись _______________ | Е.В.Табуева |
Доцент кафедры управления персоналом и социологии | Подпись _______________ | О.Н.Шестопалова |
Заведующий кафедрой | Подпись _______________ | Н.И. Шаталова |
Дата |
Рецензент:
Васильцова Л.И., профессор кафедры управления персоналом и социологии
© Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2015
ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ЭССЕ
Термин «эссе» произошел от французского "essai", англ. "essay", "assay" – попытка, проба, очерк и от латинского "exagium" – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель – побуждать к размышлению.
Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Например, тема «Почему актуален лозунг «Берегите мужчин!»?» предполагает аргументацию собственной точки зрения; тема «Сравните взгляды на механизмы формирования самооценки трех персонологических школ (по собственному выбору)» предполагает не только определение общих для всех трех концепций положения, но и разработку категорий для сравнения. Развитию творческого мышления и аргументации способствуют темы «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов – миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества» (П. Сорокин); «Нация – совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами» (Д. Джебран) и др.
Таблица 1– Виды эссе
Вид эссе | Описание |
«Описательное» эссе | Указывает направление или инструктирует в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие. |
«Причинно-следственное» эссе | Фокусируется на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы: Почему? (причина), или Каков результат? (эффект). |
«Определяющее» эссе | Определяет тему как конкретно (например, дает определение из словаря), так и абстрактно (предлагает расширенное толкование). |
«Сравнивающее» эссе | Фиксирует различия и/или сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т.д. |
Аргументирующее (контр-аргументирующее эссе | Фиксируется обоснованное мнение относительно предмета. Представляются аргументы, поддерживающие высказанные предположения. Представляются и опровергаются возражения. |
ПОСТРОЕНИЕ ЭССЕ
Построение эссе
Построение эссе – это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
Структура эссе
1. Титульный лист;
2. Введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который студент должен найти ответ в ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».
3. Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли. Хорошо проверенный (и для большинства – совершено необходимый) способ построения любого эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков – не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
4. Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Оно подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.