Методические рекомендации к семинару «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Вопросы:
1. Понятие социологического исследования, его цели, этапы и задачи.
2. Программа социологического исследования.
3. Виды эмпирических исследований.
4. Характеристика основных инструментов и методов проведения социологического исследования.
Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:
1. Сравнительные социологические исследования в России, их состояние и перспективы.
2. Современные технологические инновации в эмпирических исследованиях.
3. Опросы общественного мнения и социальный прогноз в России и других странах мира.
4. Анализ и интерпретация эмпирических данных в социологическом исследовании.
Литература:
1. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2007.
2. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2006.
3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2005.
4. Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.
5. Оганян К.М. Методология и методика социологического исследования.- СПб.: СПбГИЭУ, 2006.
6. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2005.
Методические рекомендации:
В первом вопросеисследуются понятие социологического исследования, его цели, этапы и задачи. Следует остановиться на характеристике эмпирического исследования и подчеркнуть, что в его основе лежит технология, включающая применение определенных методик и методов сбора данных. Данная технология позволяет выработать стратегию проведения исследования, включающую теоретическую модель, эмпирическую схему объекта исследования, применение методов и методик, анализ полученных данных и др.
Эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени зависят: от теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки программы, удачного выбора системы эмпирических показателей и рабочих гипотез.
Цель социологического исследования предопределяет его ориентацию – теоретическую или прикладную. Если цели социологического исследования недостаточно ясны ученым, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. Поэтому важно, чтобы социологическое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатывается система основных и неосновных задач.
Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдается научным задачам, в практически ориентированном – прикладным. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой.
Второй вопроспосвящен программе социологического исследования. Основой социологического исследования выступает программа исследования. От научной обоснованности этого документа в значительной степени зависят результаты исследования. Программа является одновременно началом одного этапа и завершением другого этапа работы. Она всегда пополняется, уточняется, дорабатывается.
Программа социологического исследования представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации). Она включает в себя: методологическую часть, в которой осуществляется обоснование проблемы, цели, объекта и предмета исследования, анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования и методическую часть, где определяется количество обследуемых, использование методов исследования, соответствующий инструментарий, схемы обработки на ЭВМ.
Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, модели обработки и анализа материала и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.
Этапы составления программы исследования: А) формулировка проблемы; Б) определение цели, задач, объекта и предмета исследования; В) логический анализ основных понятий; Г) выдвижение гипотез; Д) определение выборочной совокупности. Следует также остановиться на характеристике целей и задач социологического исследования.
Виды эмпирических исследований анализируются при рассмотрении третьего вопроса. Сюда относятся: разведывательное описательное и аналитическое исследование в зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий; опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент – в зависимости от применяемого метода сбора данных; точечное и повторное - в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или динамике.
Точечное исследование дает информацию об изучаемом явлении на момент изучения. Повторные исследования проводятся по единой программе и инструментарию последовательно, через определенные промежутки времени. Они призваны показать динамику изменения объекта изучения. В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапов. Длительность временного интервала тоже может быть разной и зависит от скорости протекания процессов.
Важную роль в социологии имеет полевое исследование – крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях. При полевом исследовании социолог находится в гуще событий и осуществляет непосредственное наблюдение.
В четвертом вопросе дается характеристика основных инструментов и методов проведения социологического исследования. Социологические инструменты представляют собой совокупность средств, при помощи которых социолог проверяет, подтверждает или опровергает выдвинутые гипотезы. Видами социологических инструментов являются: анкета; бланк интервью; статистическая таблица; протокол о проведении эксперимента и др. Чем многограннее изучаемое явление, тем сложнее должен быть инструмент.
В социологии при сборе первичных данных используются следующие основные методы: опрос (анкетирование и интервьюирование); анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ); наблюдение (невключенное и включенное); эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Следует также остановиться на специализированных методиках в социологических исследованиях: методике фокус-групп; анализе бюджетов времени населения и др.
Тесты для закрепления материала:
1. Какой подход к проведению социологического исследования возник первым:
а) качественный;
б) количественный;
в) системный;
г) спектральный?
2. Что такое метод в социологии:
а) способ сбора, обработки и анализа данных;
б) способ подготовки специалистов;
в) способ зарабатывания денег;
г) способ представления информации?
3. Какое из этих понятий наиболее общее:
а) метод;
б) методика;
в) процедура;
г) техника?
4. К чему относится распознавание образов:
а) метод сбора данных;
б) метод анализа данных;
в) техника сбора данных;
г) техника анализа данных?
5. Что лежит в основе социологического исследования:
а) заказ;
б) план;
в) программа;
г) программное обеспечение?
6. Какой из разделов программы социологического исследования наиболее важен:
а) формулировка проблемы;
б) уточнение и интерпретация основных понятий;
в) обоснование системы выборки единиц наблюдения;
г) постановка исследовательских задач
7. Какой план исследования не используется:
а) дескриптивный;
б) экспериментально-практический;
в) конспиративный;
г) формулятивный?
8. От чего не зависит качество выборки:
а) от размера генеральной совокупности;
б)от однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам;
в) от степени дробности аналитических группировок, определяемых задачами исследования;
г) от требуемого уровня надежности выводов?
9. Какая из этих шкал наиболее сильная:
а) номинальная;
б) порядковая;
в) интервальная;
г) идеальная?
10. Какой из методов анализа данных менее распространен в социологии:
а) наблюдение;
б) изучение документов;
в) опросы;
г) тесты?
11. Что подразумевает контролируемое наблюдение:
а) наличие независимых наблюдателей;
б) детально разработанную процедуру;
в) самоконтроль исследователя;
г) контроль за действиями исследуемого?
12. Каких документальных источников не бывает:
а) личных;
б) безличных;
в) наличных;
г) безналичных?
13. С чем работает контент-анализ:
а) с лабораторными пробами;
б) с текстами;
в) с людьми;
г) с идеями?
14. К какой методике относится применение «детектора лжи»:
а) наблюдение;
б) изучение документов;
в) опросы;
г) тесты?
15. Какую процедуру не включает «жесткий» анализ эмпирических данных:
а) эмпирическую типологизацию;
б) теоретическую типологизацию;
в) мифологическую типологизацию;
г) поиск взаимосвязей?
16. На что направлен корреляционный анализ:
а) на объект;
б) на субъект;
в) на поиск истины;
г) на поиск взаимосвязей?