Поведение предпринимателей
Силласте Г.Г. Выделяет социологию предпринимательства.
Предметом изучения такой социологии является предпринимательство как форма экономической деятельности и социальное явление, социальные последствия его развития.
Объектом изучения выступают предприниматели как новый элемент социальной структуры.
Именно типичные характеристики предпринимательства как социального слоя в современном обществе составляют один из важнейших компонентов предметной области экономической социологии.
Если свести воедино эти характеристики, то мы получим социальный портерет предпринимателя, в котором должны найти воплощение следующие типические черты:
1) владение (или распоряжение) капиталом;
2) предприимчивость;
3) инициативность;
4) ответственность;
5) способность и готовность к риску;
6) нацеленность на инновации;
7) предпринимательский дух;
8) свобода предпринимательства;
9) неудержимое стремление к прибыли.
В российской практике предпринимателем считают любого человека, организовавшего сое дело посредством собственного или заемного капитала, использующего его в бизнесе. Предприниматель, таким образом, может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.
По своему статусу предприниматели отличаются от капиталистов и от наемных работников, так как не имеет собственного капитала, не продает свой труд, но обладает организаторскими и лидерскими способностями, инициативой и предрасположенностью к риску.
Т.И. Заславская отмечает, что предприниматели образуют новый бизнес-слой в структуре общества и их характеристикой является “инициативная деятельность в целях получения прибыли, свобода и автономность экономических решений, личный риск и личная ответственность за результаты хозяйствования.”
Предпринимательское поведение как форма экономического поведения присуще незначительной части россиян.
Предпринимательское поведение представляет собой упорядоченную совокупность осознанных, социально и личностно значимых действий, отражающих используемые данным хозяйствующим субъектом принципы отбора экономических альтернатив.
Основные мотивы предпринимательского поведения
- стремление к личному обогащению и улучшению своего материального положения,
- стремление к независимой экономической деятельности,
- стремление к достижению высокого положения в обществе.
В социологии критериями выделения того или иного вида предпринимательского поведения являются степени его соответствия различным общественным нормам (профессиональным, правовым, моральным и т.д.). В целом же эффективность предпринимательского поведения для его носителя определяется результативностью совершенных предпринимателем действий по реализации предпринимательской идеи в процессе достижения предпринимательского успеха.
Что касается социальной эффективности предпринимательского поведения, то она определяется вкладом конкретного вида поведения в расширение спектра возможностей для развития человеческого потенциала в рамках данного сообщества.
Социологические исследования предпринимательского поведения позволили выделить три типа предпринимателей:
1 тип - ориентированные на развитие собственного дела, конкурентную борьбу и завоевание рынка. Они стремятся действовать в рамках закона и свое будущее связывают с будущим страны. эта группа включает примерно 20 % всех предпринимателей.
2 тип - стремящиеся сохранить достигнутый уровень развития. В большинстве случаев они заняты в полугосударственных структурах экономики, занимаются сбытом и переработкой государственной продукции. к такой группе относятся около 30% предпринимателей.
3 тип - смешанный. Его представителей отличает потенциальная готовность к развитию дела, но в случае улучшения в стране политической и экономической ситуации. Многие из них не исключают для себя возможности эмиграции.
Для поддержания предпринимательства в России в середине 90-х гг. прошлого века была разработана Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 гг, образован Федеральный фонд поддержки предпринимательству, принят ряд указов Президента РФ. Но, несмотря на это развитие предпринимательства протекает очень противоречиво, с большими трудностями.
Социологические исследования свидетельствуют, что при переходе к рыночной экономике существует целый ряд проблем социально-психологического характера, препятствующих экономической активности масс. Сегодня очевидно, что стихийные рыночные процессы требуют мощного блока управления, систематического отслеживания прямых и обратных связей, обеспечивающих наилучшую регуляцию формирующейся рыночной системы.
В результате исследований были выявлены основные проблемы, тревожащие предпринимателей.
1. нестабильность законодательства, множественность законодательных актов.
2. Высокие налоги, их нестабильность.
3. Низкая платежеспособность населения, низкий покупательный спрос.
4. Сложности с приобретением валюты.
5. Многочисленные проверки контролирующих органов.
Таким образом, требуется разрушение стереотипов понимания предпринимательства как “дикой” формы рыночного поведения, которая ассоциируется с преобладанием спекулятивного капитала, его связью с мафиозными образованиями и коррумпированными чиновниками, а также несправедливым разделом госсобственности и массовым обнищанием людей.
Меры, которые необходимо принять, по мнению предпринимателей, которые улучшат условия развития предпринимательства.
1. Упрощение налоговой системы.
2. Улучшение законодательства о предпринимательстве.
3. Упрощение регистрации, лицензирования и т.д.
4. Финансовая поддержка предпринимательства (кредиты, займы и др.)
5. Ускорение приватизации малых и средних предприятий.