Объем дисциплины и виды учебной работы. Направление050700 Специальное (дефектологическое) образование
Направление050700 Специальное (дефектологическое) образование
Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения | |||
Очная | Заочная (полная) | Заочная (сокращенная) | ||
Номера семестров: | ||||
Аудиторные занятия (всего): В том числе: | ||||
Лекции (Л) | ||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||
Семинарские занятия (СЗ) | ||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: | ||||
Реферат | ||||
Эссе | ||||
Конспект в рабочей тетради | ||||
Аналитическая таблица | ||||
Исследовательский проект (курсовая работа) | ||||
Другие виды самостоятельной работы | ||||
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы | 72/2 | |||
Входной контроль(вид, № семестра) | ||||
Текущий контроль(вид, № семестра) | ||||
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров | 4 зачет |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
№ п/п | Раздел/ тема | Неделя сем-ра | Всего час. | Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах) | |||||
Аудиторная работа | Сам. Работа | ||||||||
Лек. | Сем. | Пр. | Лаб. | Обяз. | Доп. | ||||
РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА | |||||||||
Тема 1. Предмет социологии, ее место в системе социально-гуманитарных наук. История развития социологии | |||||||||
РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА | |||||||||
Тема 2. Понятие общества и типы обществ | |||||||||
Тема 3. Социальная стратификация и социальная мобильность | |||||||||
РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО | |||||||||
Тема 4.. Личность как продукт развития общества и ее социализация | |||||||||
Тема 5. Девиантное поведение и социальный контроль | |||||||||
РАЗДЕЛ 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ИНСТИТУТЫ | |||||||||
Тема 6. Политическая власть и механизмы ее функционирования | |||||||||
Тема 7. Политическая система общества и политические режимы | |||||||||
Тема 8. Государство как политический институт | |||||||||
Тема 9. Политические элиты и лидерство | |||||||||
Тема 10. Политические партии и партийные системы | |||||||||
ИТОГО |
Содержание дисциплины
Программа дисциплины
РАЗДЕЛ I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Тема 1. Предмет социологии, ее место в системе
Социально-гуманитарных наук
Социология как наука об обществе, социальных отношениях и процессах, социальных общностях и институтах, механизмах межличностных взаимодействий. Предмет социологии: эволюция представлений в истории социологической мысли. Социологические законы и категории. Понятие «социального», социальный факт. Структура социологического знания и классификация направлений социологии. Функции социологии и ее место в системе социально-гуманитарных наук.
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Основатель социологии О.Конт. Классические социологические теории Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К.Маркса, М. Вебера. Особенности современного этапа развития западной социологии, парадигмальность и социологический плюрализм. Основные научные школы в западной социологии ХХ века. Макро- и микросоциологические теории в западной социологии. Этапы развития социологической мысли в России. Классик мировой социологии П.А. Сорокин: его судьба и основные идеи. Современное состояние российской социологии и перспективы ее развития.
РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Тема 2. Понятие общества и типы обществ
Трактовка понятия «общества» в теоретической социологии. Соотношение понятий «общество» и «культура» в социологической традиции. Системный подход к анализу социально-политической жизни. Общество как социальная система в работах Т. Парсонса и Р. Мертона (структурный функционализм). Классификация типов обществ трудах основателей социологии (О. Конт, Г. Спенсер). Формационный подход К. Маркса. Община и общество Ф. Тённиса. Технократические типологии обществ (Д. Белл, Э. Тоффлер, Д. Рисмен). Критерии классификации и характеристика типов по Д. Беллу (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное). Соотношение формационного и технократического подходов.
Тема 3. Социальная стратификация и социальная мобильность
Многообразие форм и видов социального неравенства. Причины возникновения социального неравенства. Социальная структура как отражение объективного деления общества на всевозможные слои и группы, указание на неодинаковое положение их по отношению друг к другу. Теория социальной стратификации. Исторические типы стратификации. Системы стратификации современных обществ. Социально-классовая структура западного общества, советского и современного российского общества. Маргиналы и процессы маргинализации в обществе. Социальная мобильность: понятия, виды, каналы и способы измерения. Проблемы социального расслоения в современной России.
РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Тема 4. Личность как продукт развития общества
Понятие личности в социальной психологии и социологии. Освоение социальных ролей как необходимое условие социализации и развития личности. Социализация: понятие и основные агенты социализации. Социализация как непрерывный процесс. Особенности социализации взрослых и детей. Социальные конфликты и их влияние на развитие личности. Стадии развития личности по Э. Эриксону.