Неопросные методы исследования: контент-анализ, наблюдение, эксперимент

При проведении эксперимента и опроса люди, выступающие в роли объекта исследования, знают об этом. В данной главе представлены методы, которые позволяют устранить недостатки исследований такого типа.

Контент-анализ -слово "контент" означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Наблюдение - общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Используя пример с изучением забастовки, скажем, что это исследование невозможно без наблюдения за поведением потенциальных забастовщиков, их лидеров и противодействующих им руководителей предприятия. Не менее очевидно и другое - наблюдение в этом случае (как, кстати, и во всех прочих) должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.

Эксперимент-данный метод наиболее эффективен для проверки объяснительных гипотез. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи.Социологический эксперимент может проводиться в различных формах. Различают мысленные и натурные эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые. Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте.

Контрольные вопросы:

1. Что такое методы исследование?

2. Какие Вы знаете методы исследование?

3. Что такое опрос, и какова его роль в мотоде исследования?

4. Какие нужны требования для составления интервью?

5. Какому анализу подвергают результаты анкетирования?

6. Что подвергается контент-анализу?

7. Какой метод имеет ограниченное применение?

8. Какие эксперименты вы знаете? Вы когда нибудь проводили эксперименты?

Список использованной литературы:

1.Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований / З.А. Петрова. - М., 2007.

2.Смелзер Н. Социология // Социологические исследования. 1990 №11

3.Как провести социологическое исследовние. Под. ред. М.К. Горшкова. Изд. П. М. 1990.

4.Зборовский Г.Е. Общая социология: Курс лекций. - 2 -е изд., доп. / Г.Е. Зборовский.- Екатеринбург, 2003.

5.Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев. Наукова думка.1996.

6.Ньюман Л. Неопросные методы исследования /Л. Ньюман //Социс. -2005. -№ 6.

7.Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

8.Воронов Ю. П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974.

9.Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.

10.Иванов В. Н. Актуальные проблемы социологических исследований на современном этапе. М., 1974. Как провести социологическое исследование / Под ред. М. К.

Тема 3 – Метод кейс – стадии. Компьютерный метод

Цель:формировать у обучающихся знания, связанные с методом кейс – стадии и компьютерным методом осуществляющих этот процесс.

Задачи обучения:

· ознакомление студентов с методом кейс – стадии и компьютерным методом;

· ознакомление студентов с классификацией кейсом;

· формирование коммуникативных навыков путем приобретения умений формулировать вопросы и давать ответы на них, умений работы в коллективе и малых группах.

Основные вопросы темы:

1. Метод кейс - стадии .

2. Компьютерный метод.

3. Классификация кейс - стадии.

4. Этапы решение кейс – стадии.

Методы обучения и преподавания: групповое обсуждение по материалам темы, презентация.

Литература:

Гончарова М.В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров // Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе. Сборник научных статей / Под ред. Ю.Б. Кузьменковой. – М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.

Долгоруков А.М. Сase study как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21-44

3.Козина, И. Case study : некоторые методические проблемы /И.Козина //Рубеж.–1997.–№10-11.–С.177-189.
Контроль (вопросы):

1.Что такое метод кейс – стадии.

2.Компьютерный метод.

3.Этапы решение метода кейс стадии.

4.Классификация кейс - стадии

ПРИЛОЖЕНИЕ

Метод кейс - стадии– это не просто методическое нововведение – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Можно сказать, что этот метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов и преподавателей
Кейс – это маленькое литературное произведение, позволяющее не только получить информацию, но и погрузиться в атмосферу происходящего. Это помогает студентам представить себя в реальной жизненной ситуации, а не просто решать сложную задачу. Проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

М. Долгоруков относит метод «case study» к «продвинутым» активным методам обучения. Этот метод имеет сильные стороны, к которым можно отнеси: возможность работы в группах на едином проблемном поле;

- использование краткой информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; использование принципов проблемного обучения; возможность получения студентами не только знания, но и глубокое осмысление теоретических концепций; возможность создания новых моделей деятельности; выработки навыков простейшего обобщения информации.

Процесс создания кейса представляет собой сложную педагогическую систему и осуществляется в несколько этапов:

Формирование дидактических целей. На этом этапе определяется место кейса в структуре учебного курса, выявление знаний, умений и навыков, формирование социальных компетенций студентов. Методической целью может быть иллюстрация к теории и чисто практическая ситуация, или их совмещение. Цель должна быть весомой, чтобы заинтересовать студентов. Этому будет способствовать напряженность ситуации, конфликт или драматичность, которые позволят принять быстрое, своевременное и правильное решение. Кейс должен быть написан понятным студенту языком, без лишней терминологии; Построение программной карты кейса. Карта состоит из определенных тезисов, которые воплощаются в тексте. Это как бы каркас, который обрастает информацией, деталями для решения проблемы. Составляется схема кейса: а) обозначается действие, действующие лица, дается их характеристика; б) описывается ситуация (симптомы); в) указываются элементы среды (внешние факторы); Социальная система для кейса. Сюда мы можем отнести организацию, учреждение, которые имеют непосредственное отношение к тезисам; Сбор информации в избранной системе. Информация дается объективной, достаточной и достоверной для составления тезисов; Построение модели ситуации. Ситуация максимально отражает деятельность системы представленной в кейсе; Выбор жанра кейса. Преподаватель, который составляет кейс, выбирает вид кейса; Написание текста кейса. Это самая трудная часть, поскольку необходимо адекватно отразить собранную и проанализированную информацию, при этом помнить об аудитории, для которой составлен кейс; Диагностика правильности и эффективности кейса. Проводится учебно-методический эксперимент, построенный по определенной схеме, для выяснения эффективности кейса;

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать;

Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Подводя итог выше сказанному, следует еще раз отметить, что метод кейс – cтадии предоставляет студентам отличную возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет студентам адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Наши рекомендации