Природа этнических конфликтов в современной России
Формирование методики разрешения этнопроблем - задача этносоциологии, условие эффективного управления. Проблемы можно разделить по сферам: политические и правовые (суверенитет, самоопределение, автономия, права меньшинств); социально-экономические (распределение доходов и бюджета, формы хозяйствования, занятость, миграции, демография); этнокультурные (язык, культурная автономия, образование, СМИ, религия, искусство). Наложение противоречий, их аккумуляция могут привести к конфликту. Одни исследователи считают конфликт предельным случаем обострения противоречий, другие называют его особым видом взаимодействия, третьи - социальной болезнью, четвёртые - нормальным состоянием динамического общества.
Этноконфликт - частный случай социального конфликта, обладающий рядом специфических черт. Источником конфликтности и напряжённости выступает не многонациональность (полиэтничность). Однонациональность (моноэтничность) государства - также не гарантия стабильности. Если в многонациональном государстве противоречия и конфликты имеют характер межобщинных (межрегиональных, межгруповых и т.д.), то для однонационального государства они нередко переносятся на межгосударственный уровень. Обычно это связано с ролью диаспоры, нарушения прав и свобод которой вызывает нередко вмешательство со стороны исторической родины. Это вполне может служить базой для развёртывания национального конфликта на межгосударственном уровне.
Сведение к минимуму этнопроблем и противоречий возможно: во-1-х, если страна однородна в этническом отношении, т.е. нацменьшинства в составе её составляют не более 5-10%, населения; во-2-х, если титульная нация не имеет значительной диаспоры, особенно в сопредельных странах; в-3-х, органы власти и управления должны чутко реагировать на изменения в национальных отношениях и принимать своевременные и надлежащие меры. Первое условие позволяет свести к минимуму внутригосударственные этнические проблемы, второе - межгосударственные проблемы, третье - быть готовыми к практическим действиям. Этим можно объяснить стремления многих государств: а) добиваться однородности этносостава населения, б) пытаться объединить под юрисдикцией этнически родственные группы, в) укреплять систему социально-политического управления.
Проблема в том, что правовым путём сложно добиться этнической однородности территории или объединения этнородственных групп в 1-м государстве. Не более 40 стран можно отнести к мононациональным, и только единицы из них не имеют диаспоры. Но этническая однородность - не свидетельство национальной консолидации. Есть любопытный феномен этносоциального развития - отсутствие национально-этнических проблем, противоречий и конфликтов приводит нередко к их замещению иными. Т.о., мы можем констатировать отсутствие бесконфликтных обществ: есть лишь общества со стремлениями к острым формам разрешения конфликтов, и общества с тягой к консенсусным формам выхода из конфликтов.
Этноконфликт - разновидность социального межгруппового конфликта, когда группы поляризуются по этническому признаку. Корни этноконфликтов находятся в области экономических, политических, правовых, социальных противоречий, однако этноконфликты имеют внутреннюю логику развития. Нельзя не учитывать влияния психологических факторов, мощь потенциала самосознания. Конфликт формируется в ситуации, содержащей проблему, т.е. противоречия, которые представляются данным этническим общностям как значимые для них противоречия между сущим и должным. Конфликтная ситуация - совокупность факторов и предпосылок (включая состояние массового сознания) конфликта, выступающего как форма межэтнических отношений.
Конфликтная ситуация порождается противоположными позициями сторон по существенным вопросам, или коренным несовпадением интересов, или разнонаправленными целями, или взаимно неприемлемыми средствами достижения целей. Развитие конфликтной ситуации начинается с роста этноцентризма, который имеет место в большей или меньшей степени у всех этнических общностей, особенно при развитом самосознании.
Нарастанию напряжённости способствует усиление негативных этностереотипов. Эти стереотипы отражают опыт контактов между народами и могут носить как положительную и отрицательную окраску. В последнем случае наступает отчуждение, усиливается напряжённость во взаимоотношениях, которая может прорваться самым неожиданным образом. Источником этноконфликта является столкновение национальных интересов, т.е. экономических, политических, социальных и т.д. интересов, но под углом зрения гипертрофированного самосознания. На практике, как правило, «общие национальные интересы», принимая самодовлеющую форму, оказываются оторванными от действительных - индивидуальных и групповых интересов, а подчас и противостоят им. Однако благодаря значительному эмоциональному потенциалу национального самосознания возможна ускоренная консолидация большей части нации для защиты своих национальных интересов (подлинных или фиктивных) в ситуациях угрозы (реальной или мнимой) этим интересам.
Структура этноконфликта включает в себя такие составляющие как: объект конфликта (противоречия, порождающие конфликтную ситуацию), субъекты конфликта (стороны, оппоненты), основу конфликта (конфликтную ситуацию). Чтобы ситуация переросла в конфликт, необходим импульс - инцидент. В случае этноконфликта таким инцидентом выступают обычно действия со стороны оппонентов (как правило, сначала одного из них), направленные на осуществление своих интересов путём ущемления и ограничения интересов другой стороны (экономических, политико-правовых, культурно-языковых, конфессиональных и т.д.). Если в результате этого оппонент отвечает защитными действиями, то инцидент можно считать состоявшимся и национальный конфликт из потенциального становится реальным.
Имеются различные точки зрения относительно схем выделения стадий разворачивания и развития конфликта. Наиболее типичной из этих схем является следующая: стадия конфликтной ситуации (или потенциального конфликта), переходная стадия (стадия перехода, перерастания потенциального конфликта в реальный), стадия непосредственно самого конфликта (стадия конфликтной активности, конфликтных действий), стадия разрешения или снятия конфликта. Можно выделить две крайние точки на конфликт: первая - считать конфликт нормальным социальным феноменом, частным случаем проявления общественных противоречий; вторая - считать конфликт социальной аномалией, своего рода социальной болезнью. Разница в оценках обуславливает разницу в подходах: в первом случае главным считается управление и овладение конфликтной ситуацией, во втором - основной упор делается на коренное излечение, профилактику и недопущение рецидивов.
Анализ показывает, что первопричины конфликтов кроются в дисгармонизации национальных интересов. Эффективное урегулирование возможно только путём выработки норм сосуществования этносов в рамках единой социальной, политической, экономической системы. Гармонизация интересов возможна лишь в условиях бесконфликтного сосуществования (бесконфликтного - не значит беспроблемного). Генезис этноконфликта зависит от тех проблем и противоречий, которые реально существуют в обществе, и в определённый момент всплывают на поверхность в виде конфликта. В развитой форме конфликт является проявлением тенденций в развитии национальных движений. Эти движения можно расклассифицировать на: сепаратистские, ирредентистские (воссоединительные), автономистские, этнолингвистические, этноконфессиональные, этноэгалитаристские (уравнительные), антимиграционные
Деление на типы условно, тем более что одно движение может нести в себе признаки нескольких типов, иметь различные тенденции. Например, ирландское движение в Ольстере можно квалифицировать и как сепаратистское (отделение от Великобритании), и как ирредентистское (желание воссоединиться с Ирландией), и как этноконфессиональное (католическое движение против засилья протестантизма). Нередко этнолингвистические и этноконфессиональные движения бывают взаимосвязаны, особенно если религиозное меньшинство одновременно является языковым. Национальные движения могут трансформироваться в ходе исторического развития: автономистские движения по достижении своих целей (получение автономии) могут перерастать в сепаратистские или ирредентистские и т.д.
Характер национального конфликта зависит не только от генезиса, но и от целей. По этому признаку выделяют конфликты: реалистические, нереалистические, смешанные. Реалистические конфликты предполагают, что субъекты конфликта имеют чётко осознанные цели, а конфликт выступает средством достижения. Это подразумевает поиск альтернативных способов решения конфликтов при постоянстве целей сторон. Нереалистичесие конфликты имеют место, когда субъекты конфликта не очень отчётливо осознают мотивы конфликта, а сам он является лишь средством эмоциаональной разрядки. Для нереалистических конфликтов свойственна альтернативность не способов решения, а объектов конфликта. Нереалистические конфликты более стихийны, иррациональны, менее подвластны управлению. «Смешанные конфликты» - наиболее тяжёлый случай, когда субъекты поляризованы в целях, способах и функциях конфликта. Это происходит, когда для одного из субъектов конфликт выступает как реалистический, а для другого - как нереалистический.
Примерами реалистических конфликтов могут служить армяно-азербайджанский, грузино-абхазский, молдавско-приднестровский и т.д. Нереалистические конфликты - осетино-ингушский, ошский, ферганский и т.д. Смешанные конфликты - таджикский, грузино-мингрельский, чеченский и т.д. По длительности конфликты можно разделить на кратковременные (ферганский, ошский), долговременные (кавказские, балканские, ближневосточные) и промежуточные. С длительностью связана острота. Кратковременные конфликты бывают острыми, долговременные - хроническими. Возможны и острые долговременные конфликты (ближневосточный, южноафриканский, афганский, кашмирский). Ещё одним основанием деления конфликтов на группы является интенсивность протекания конфликта, т.е. роль насилия в ходе происхождения и развития конфликта. В западной конфликтологии выделяют: насильственные конфликты; чреватые насилием насильственные, но управляемые; потенциально насильственные; ненасильственные, управляемые. Чем больше роль насилия в конфликте, тем менее он подвержен управлению. На интенсивность протекания национальных конфликтов оказывает влияние целый ряд факторов: эмоциональный накал конфликта, численность и организованность задействованных в конфликте групп, характер целей и средств.
(Вариант 2)
1. Межэтнический конфликт представляет собой открытое столкновение, отдельных лиц и групп, организованных по этническому признаку, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы, цели и ценности, а также тенденции развития. Его можно охарактеризовать, с одной стороны, как субъективное, специфическое, конкретно-этническое выражение объективных и субъективных социальных противоречий, а с другой, как разновидность социального конфликта, где субъектами конфликта выступают социальные группы, образованные по принципу этнической принадлежности. Всесторонний анализ факторов этнических конфликтов имеет принципиально важное значение для обоснования эффективных механизмов их упреждающего и корректирующего регулирования. Фундамент межэтнических конфликтов составляют конфликты, возникающие в природной, демографической, национальной, географической и экологической среде, в его этнокультурной, экономической и социальной сферах.
2. Особую значимость в практической работе с конфликтными ситуациями имеет правильность определения типа конфликта. Классифицировать этнические конфликты можно по различным основаниям: территория проживания, наличие или отсутствие государственных или административных границ, цели этнических общностей, формы и методы противодействия, время и интенсивность развития межэтнического конфликта и др. Разные типы конфликтов имеют различную динамику и разные, наиболее вероятные именно для данного типа конфликта, способы его разрешения. Относя межэтнический конфликт к определенному типу, исследователь фиксирует предмет в статике. Поле же притяжения дополнительных признаков межэтнического конфликта имеет тенденцию к расширению благодаря динамичности процесса. Таким образом, применяя временные критерии, динамику межэтнического конфликта можно представить в виде трех основных стадий развития: начальную, промежуточную и конечную (заключительную) стадии.
3. Сложность межэтнических конфликтов проявляется в многоплановом и различном по характеру воздействии на социальную систему. Он может укреплять её посредством усовершенствования внутрисистемных связей и отношений, но может и привести к распаду системы, как единого целого. Межэтнические конфликты способны привести к изменениям существующего геополитического пространства, вызывать существенные изменения в демографической сфере. Таким образом, изменения в социальных системах, вызванные воздействием межэтнических конфликтов, проявляются в русле двух основных тенденций: интеграции и дифференциации.
4. Межэтнические конфликты существенным образом влияют на психологию людей. Подобное воздействие может не только привести к неприязни в отношениях между этническими группами, но и проявляться в различных формах национализма. Национализм - это особая идеология и политика, когда различные этносы являются соперниками в борьбе за выживание, за достижение преимущественного положения, то есть, акцентируется факт вражды по отношению к иноэтническим группам. Национализм в данном случае является не только результатом воздействия конфликта, но и причиной возникновения новых подобных явлений. Проблема национализма требует пристального внимания, так как он играет большую роль в общественных процессах.
5. Возможности и способы урегулирования и разрешения этнических конфликтов напрямую зависят от типа, динамики конфликта и многих других факторов. Все усилия должны быть сконцентрированы на их предупреждении. Способы урегулирования межэтнических конфликтов должны быть нацелены на удовлетворение потребностей противоборствующих этнических групп на основе взаимных уступок. Соотнесение управленческой стратегии с ситуативным контекстом повышает качество принятых решений. Работа по преодолению этноконфликтной напряженности, урегулированию и разрешению этнических конфликтов имеет характер социального творчества, поэтому в процессе, выхода из конфликта должны как равные партнеры участвовать специалисты, ученые и представители социума. Возможности средств массовой информации аккумулировать, фокусировать и оперативно транслировать общественное мнение определяют результативность управленческих приемов сохранения и стабилизации социальной системы.
6. Одной из актуальных проблем, вставших перед Россией, является проблема проведения в жизнь национальной политики, отвечающей современным требованиям и соответствующей реалиям уникального по своим полиэтническим параметрам государства, которым является Российская Федерация. Ее реализация представляет собой целенаправленную деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства. Конституция России, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации закрепили концептуальный подход к реализации государственной политики в национальной сфере и утвердили взгляд на будущее России как на развитие многонационального государства, которое ожидает не ликвидация наций, а дальнейшее развитие многовековых традиций дружбы, взаимопомощи, согласия и доверия в отношениях между ее народами. Важнейшая цель первоочередных мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики РФ - стабилизация этнополитической ситуации, решение назревших проблем развития межнациональных отношений и достижение межнационального согласия, снижение напряженности в межнациональных отношениях, выработка государственных мер для предупреждения межэтнических конфликтов, их разрешение и урегулирование.
Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям.
Возникновение новых социальных групп предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения новых конфликтов.
Формируется социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные группы новых собственников, и огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти.
Социальные конфликты в современной России отличаются особой остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.
В социальных конфликтах России важное место занимают межнациональные и межэтнические конфликты. Эти конфликты являются наиболее сложными среди социальных конфликтов. К социальным противоречиям, языковым и культурным проблемам добавляется историческая память, которая углубляет конфликт.
После распада Советского Союза противоречия между нациями не только ни уменьшились, но еще более возросли. Основной причиной этого можно считать тот факт, что новые государства возникли в результате келейного, верхушечного решения группы политических лидеров, межэтнические противоречия усилились, конфликты вспыхнули с новой силой (Карабах, Осетия, Абхазия, Приднестровье, Чечня).
Россия - многонациональная страна, где проживает более 120 народов. Во многих республиках в составе Российской Федерации коренное население составляет меньшинство. Только в 5 республиках его численность превышает 50% (Чувашия, Тыва, Коми, Чечня, Северная Осетия).
Особенность межэтнических конфликтов в России обусловлена главным образом тем, что разбуженное национальное самосознание нередко обостряют межэтнические противоречия дестабилизируют социально-политическую ситуацию в стране. Впервые в истории нравственное самочувствие русского народа, его самосознание испытывают существенную ущемленность, когда каждый другой, даже не большой по численности народ, может предстать перед ним в качестве врага.
Вполне вероятно, что в ближайшие годы может произойти усиление агрессивно-наступательного настроения в русском национальном сознании. Его будут питать беженцы-русские из бывших республик Союза ССР.
Федеративная организация государства России является почвой всевозможных конфликтов. Каждый конкретный конфликт на межнациональной основе имеет свои особенности, свои причины. Конфликт с Татарстаном удалось урегулировать конституционным путем. С Чечней этого не получилось, и политический конфликт вылился в военный c серьезными социальными последствиями.
Для понимания природы конфликта и характера его развития особое значение имеет «теорема Томаса», которая гласит: «Если люди воспринимают некоторую ситуацию в качестве реальной, то она будет реальной и по своим последствиям». Применительно к конфликту это означает, что если есть несовпадение интересов между людьми или группами, но это несовпадение не воспринимается, не ощущается и не чувствуется ими, то такое несовпадение интересов не приводит к конфликту. И наоборот, если между людьми имеется общность интересов, но сами участники ощущают друг к другу враждебность, то отношения между ними будут обязательно развиваться по схеме конфликта, а не сотрудничества.
Ощущение враждебности намерений, реакция на воображаемую или реальную угрозу, состояние угнетения порождают превентивные или защитные действия той стороны, которая чувствует ущемленность и связывает ее с действиями некоторых иных групп или людей. Так воображаемое превращается в действительное.
Конфликт может быть вызван существенными причинами, затрагивающими сами основы существования соответствующих конфликтующих групп, но он может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга, а «на самом деле» можно не обострять конфликт, жить в мире и согласии.