Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России. Пути их разрешения.

Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества - социально- экономическая, политическая, сфера межнациональных отношений и т. д. Они порождены реальными противоречиями в ходе углубления кризисного состояния общества. Нередко происходят искусственно создаваемые и умышленно провоцируемые столкновения, особенно характерные для межнациональных и межрегиональных отношений. Результатом их являются кровопролития и даже войны, в которые помимо своей воли оказываются втянутыми целые народы.

Социальные конфликты получают своеобразное проявление в современной российской действительности. Россия переживает системный кризис, причины которого разнообразны и однозначно оценить их трудно. Изменения в общественных отношениях сопровождаются невиданным расширением сферы проявления конфликтов. В них вовлекаются не только большие социальные группы, но и целые территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными этническими общностями.

Конфликты на основе объективно возникающих противоречий, если они разрешаются, способствуют общественному прогрессу. При этом социальные противоречия, служащие источником конфликтных коллизий, могут быть разделены на два основных вида. С одной стороны, это противоречия, порождаемые социально-экономическим положением членов нашего общества. В ходе углубления этих противоречий происходит столкновение различных социальных групп, наций, других этносов. Данные противоречия проявляются, прежде всего в непомерных контрастах богатства и бедности, процветания немногих и обнищания большинства. С другой стороны, это политические противоречия, обусловленные, прежде всего, неприятием политики властей. Сегодня это находит отражение в противодействии многих общественных сил курсу правительства, ориентированному на смену общественно-политического строя.

Наиболее значительными конфликтами, разворачивающимися в пространствеРоссии и СНГ, являются три: политический, социальный и национально-этнический. Обособленное рассмотрение этих трех форм конфликта позволяетконстатировать, что они разворачиваются по поводу ценностей, имеющих разнуюприроду.

Политический конфликт – конфликт по поводу власти, доминирования,влияния, авторитета. Социальный конфликт – в узком смысле слова – конфликтпо поводу средств жизнеобеспечения: уровню зарплаты, использованияпрофессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различныеблага, по поводу реального доступа к этим благам и другим ресурсам.

Предметом столкновений и конфликтов в третьей области являются права иинтересы этнических и национальных групп. Часто эти конфликты связаны состатусными и территориальными притязаниями. Суверенитет народа илиэтнической группы оказывается в данном случае доминирующей идеей вконфликте.

Все названных выше формы являются взаимопроникающими конфликтами,каждый из них составляет питательную среду для другого. Например,упомянутые ранее шахтерские забастовки показывают, как именно социальныйконфликт превратился в политический. Наблюдатели и исследователи шахтерскихзабастовок отмечают, что во многих случаях ситуация искусственнообострялась в связи с политическими интересами.

В еще большей мере переплелись социально-политические проблемы внационально-этнических конфликтах. Несомненно, что динамика этноконфликтовво многом предопределялась тем, насколько сильны притязания на власть новыхэлит, выросших в рамках старых структур и отторгнутых как от участия вовласти, так и от культурного самоопределении соответствующих национальныхобщностей. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не подпускала кпроцессу принятия решений представителей новой элиты, благодаря чему онивынуждены были облекать свои притязания на власть в форму национально-этнических или националистических интересов.

Разработка проблематики конфликта на уровне специальных социологическихтеорий позволяет прийти к выводу относительно доминирования политическогоконфликта во всех развертывающихся ныне конфликтных ситуациях. Практическоеследствие, вытекающее отсюда, состоит в необходимости рационализацииполитики, повышения политической культуры новой политической элиты.

Можно согласиться с мнением о том, что в современной России конфликтстал повседневной реальностью. Страна стала полем действия социальныхконфликтов.

Трудовые конфликты часто являются реакцией на перекосы в экономическойи социальной политике правительства, на его неумение осознать последствияпринимаемых решений. Основное содержание конфликтов в социально-экономической сфере связано с перераспределением собственности истановлением рыночных отношений, которые неизбежно приводят к поляризациисоциальных групп.

Большое число конфликтов в экономической сфере связано еще и с тем, чтов стране до сих пор отсутствует четкая законодательная база разрешениятрудовых споров. Были сделаны попытки принять закон о разрешении трудовыхконфликтов, определить механизм этого разрешения. В основу его положенпринцип примирительных процедур через соответствующие комиссии и трудовыеарбитражи. Предусматривался срок рассмотрения споров, обязательностьисполнения принятых решений. Но этот закон так и не был принят.Примирительные комиссии, их арбитражи не выполняют свои функции, аадминистративные органы в ряде случаев не выполняют достигнутые соглашения.

Это не способствует разрешению трудовых конфликтов и ставит задачу создатьболее продуманную законодательную систему для их урегулирования.

Конфликты в социально-политической сфере - это конфликты по поводуперераспределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они могутносить как скрытый, так и открытый характер. Основными конфликтами в сферевласти можно назвать следующие.

- Конфликты между основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) в стране и в

отдельных республиках и областях. На высшем уровне этотконфликт первоначально проходил по линии противостояния, с одной стороны, президента и правительства, а с другой стороны, Верховного Совета и советов народных депутатов всехуровней. Этот конфликт вылился, как известно, в события октября 1993 г. Формой частичного его разрешения явилисьвыборы Федерального Собрания и референдум по принятию первойКонституции России.

- Внутрипарламентские конфликты между Государственной Думой и Советом Федерации и внутри них.

- Конфликты между политическими партиями с разной идеологической и политической ориентацией.

- Конфликты между разными звеньями управленческого аппарата.

Политические конфликты - вполне нормальное явление в жизни любогообщества. Существующие в обществе партии, движения, их лидеры имеют своипредставления о выходе из кризиса и обновлении общества. Это находитотражение в их программах. Но они не могут их реализовать до тех пор, поканаходятся вне сферы власти. Потребности, интересы, цели, притязания большихгрупп и движений могут быть реализованы прежде всего через использованиерычагов власти. Поэтому власть, политические институты России стали аренойострой политической борьбы.

Противоречия между законодательной и исполнительной властями переходятв конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективныхфакторов. При этом борьба носит нередко "верхушечный", элитарный характер.Конфликты в верхних эшелонах исполнительной и законодательной властейразрешаются силовыми приемами, нажимом, давлением, угрозами, обвинениями.Пока социально-экономическая и политическая обстановка в Россииблагоприятствует конфликтному сценарию развития событий. Важно пониматьсложившиеся обстоятельства и стремиться к смягчению условий протеканияконфликтов, не допускать, чтобы они перерастали в насильственные действиятой или другой стороны.

Заметное влияние на социальные конфликты в современной России оказываютпротиворечия в межнациональных и межэтнических отношениях. В их основележит борьба за права и интересы этнических и национальных групп. Анализмежнациональных конфликтов в пределах Российской Федерации позволяетсгруппировать их в три основные типа:

Во-первых, это конституционные конфликты. Три республики приняликонституции, которые противоречат прошлой и теперешней конституциямРоссийской Федерации: Саха (Якутия), Тыва, Татарстан. А Башкортыстан провелреферендум и, судя по готовящейся конституции, здесь тоже будутпротиворечия. Первое противоречие заключается в том, что в конституцияхговорится о главенстве законов республики над федеральными, второе связанос контролем над использованием природных ресурсов, третье - снепосредственным выходом на международную арену.

Ряд республик проводит политику, которая близка к экономическомунационализму. Они не хотят выйти из Российской Федерации, но желают иметьправо выхода на международную арену. Еще одно обстоятельство связано с тем,что Федеральный договор, как известно, полностью в конституцию не вошел. Ноон написан федеральной властью и субъектами Федерации. Борьба будетразвертываться вокруг конкретных пунктов договора, не включенных вКонституцию.

В некоторых субъектах России ставится вопрос о выходе из России иполной государственной самостоятельности. Здесь наиболее ярким примеромявляется чеченский кризис. Подобные тенденции имели место и в Татарстане дозаключения договора о разграничении полномочий между федеральными иреспубликанскими властями, несмотря на отсутствие у Татарстана каких-либовнешних границ.

Вплоть до принятия в 1993 г. новой Конституции Российской Федерациипочти все регионы боролись за повышение статуса: автономные областистремились превратиться в республики, республики декларировали свойсуверенитет и независимость.

Притязание на повышение статуса становится политической реальностью.Конфликт этого типа может быть прямо не связан с национальными интересамикаких-либо этнических образований. Национальный аспект такого родаконфликтов раскрывается лишь в отношении проблемы целостности России ипризнания или непризнания авторитета Российского государства. Примеромподобных конфликтов может служить провозглашение Уральской республики,признанное неправомочным последовавшим за этой акцией Указом Президента.

Во-вторых, - территориальные конфликты. Спорных зон сейчас в России180. Вокруг некоторых уже идут локальные военные действия. Вполне возможених выход на межгосударственный уровень. Доминирующую роль здесь играюттерриториальные притязания. Они касаются соседствующих народов и этническихгрупп и могут приобретать весьма острый характер. Примером конфликта этоготипа может служить осетино-ингушский и дагестано-чеченский конфликты.

В-третьих, - межгрупповые конфликты. Социальная нестабильность,политические противоречия внутри республик и между республиками и Центромстимулируют такие конфликты. Напряжение существует и в отношениях чеченцеви казаков, ингушей и осетин, кабардинцев и балкарцев, в молодежных группахв Якутии, Тыве.

Вполне возможны два стратегических подхода к решению как этнических инациональных проблем, так и связанных с ними социальных конфликтов. Одинподход продемонстрирован президентской командой в форме территориальногоразделения России на семь округов. Суть этого подхода состоит в том, чтобысблизить республики с областями России и как-то погасить национализм.Рассчитывать на спокойное решение вопроса при таком подходе все же нельзя.

Вместе с тем, российское право плохо приспособлено к их разрешению из-за неразвитости процедур разрешения юридических споров и вообщепроцессуальных норм и институтов.

Формирование общей процессуальной отрасли "коллизийное право" с болеешироким объемом и содержанием позволит охватить принципы и нормывосстановления нарушенных связей внутри правовой системы. И здесь уместнообратить внимание на необходимость интенсивного развития и использованиясогласительных процедур. Это могут быть как стабильные, признанныеКонституцией и законом процедуры (например, предусмотренные статьями 78,85, 105 Конституции РФ), так и процедуры, создаваемые для конкретнойконфликтной ситуации Паритетное представительство и согласование решенийделает их действенным способом разрешения юридических конфликтов.

Этнические и этнотерриториальные конфликты на Кавказе и в Южном Федеральном Округе.

Наши рекомендации