Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь и механизмы их
Регулирования.
Становление политической системы Республики Беларусь оказало непосредственное влияние на изменение вероисповедной политики государства и динамику государственно-конфессиональных отношений. Изменения предопределили изменение положения религии и религиозных организаций в государстве и обществе.
Характерной чертой последних десятилетий стала стремительная и беспрецедентная по своим темпам структурная трансформация конфессионального пространства Беларуси.
С одной стороны, Беларусь, как и прежде, остается светским государством, но с другой – в современной Беларуси роль религии, религиозности не столь однозначна. Религиозная ситуация в Республике Беларусь, в том числе и в связи с модернизационными процессами, претерпела определенные изменения, в которых следует выделить по меньшей мере два различающихся аспекта: во-первых, процессы имманентного характера, происходящие внутри «собственно религиозной» сферы, и, во-вторых, процессы, выходящие за ее пределы и предполагающие влияние религии на социум. К первому аспекту относятся: количественный рост религиозных организаций, предполагающий увеличение численности как самих этих организаций, так и их членов; восстановление и развитие конфессиональных структур; расширение социально-демографического контингента верующих; освоение религиозными организациями новых форм
социальной (внекультовой) деятельности. Ко второму аспекту религиозного возрождения относятся изменения в образе жизни и образе мысли людей, происходящие под влиянием религии.
Государственно-конфессиональные отношения в контексте их субъектизации представляют собой совокупность исторически складывающихся и имеющихся институциональных форм взаимосвязи двух основных групп интересов: личностных (индивидуальных) форм реализации свободы совести и взаимодействия государственных органов, организаций и учреждений с религиозными организациями, религиозными движениями, конфессиональными центрами и т.д. (институциональными религиозными образованиями), которые являются одной из обязательных составляющих государственно-конфессиональной политики.
На характер государственно-конфессиональных отношений влияли и продолжают влиять различные социокультурные факторы, в том числе характер и внутреннее содержание той или иной религии, доминирование ее норм в общественной и частной жизни, внутренняя организация общества, сложившаяся под воздействием конкретной религиозной системы.
Сферы государственно-конфессиональных отношений могут быть различными: правовая (законотворчество и правоприменение), экономическая, социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, экологии, охраны общественного порядка, отношения с вооруженными силами и другими силовыми структурами государства, пенитенциарными учреждениями и т. д.
Модели государственно-конфессиональных отношений могут различаться по содержанию и методам правового регулирования, а также представлять собой различные симбиотические формы, которые в самом общем виде можно свести к следующим: теоцентрическая, либерально-демократическая, корпоративная, секулярного абсолютизма, дифференцированная и т. д. При этом дифференцированная модель обычно является динамичной и тяготеет либо к отказу от элементов государственных конфессиональных предпочтений, либо к возврату к ним.
Конкретная модель системы государственно-конфессиональных отношений, сложившаяся на территории отдельного государства, предопределяет особенности правового статуса религиозных организаций, предоставление различных льгот, государственных субсидий, возможность участия в тех или иных политико-правовых отношениях и др.
В процессе формирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь прослеживаются три явно выраженных этапа, обладающих особым сочетанием определенных признаков.
1-й этап: 1988 – декабрь 1991 г. – предпосылки смены ориентиров в религиозной сфере, религиозный плюрализм, создание источников для обострения межконфессиональных взаимодействий.
Начавшийся в середине 1980-х гг. процесс изменения государственно-конфессиональных отношений предопределил трансформацию советской модели политико-правового регулирования религиозной жизни общества.
Новые тенденции во взаимоотношениях государства и конфессий впервые проявились на Поместном соборе 1988 г., посвященном тысячелетию принятия христианства на Руси. Впервые на официальном уровне прозвучало заявление о том, что социалистическое государство долгое время стремилось «ликвидировать церковь». Была предложена программа изменений в законодательстве, призванная устранить «ненормальные условия существования церкви».
Данные предложения частично нашли свое отражение в Законе СССР «О свободе совести и религиозных организациях», принятом 1 октября 1990 г. Указанным законом запрещается политика государственного атеизма, гарантируется реальное равенство верующих и неверующих перед законом, он не допускает какого-либо «принуждения при определении гражданином своего отношения к религии». Закон не только отделяет религиозные организации от государства, но фактически властные структуры отказываются от контроля за религиозной сферой.
Изменения в политико-правовом процессе характеризуются сначала демократизацией государственно-конфессиональных отношений, последующей их вовлеченностью в контекст общественно-политической борьбы и заканчиваются разрушением советской модели соответствующих политико-правовых отношений.
Государственно-конфессиональные отношения выстраивались в условиях резкой активизации религиозной жизни общества при отстранении государства, особенно исполнительной ветви власти, от политико-правового регулирования и контроля сферы религиозной жизни, политизации религиозного сообщества, выраженного в политизации деятельности религиозных организаций; нарастании противоречий соответствующих политико-правовых отношений.
2-й этап: 1992–2001 гг. – формирование нормативно-правовой базы государственно-конфессиональной политики. С 1992 г. начинается становление новой модели политико-правовых государственно-конфессиональных отношений, получивших свое закрепление в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»
Положения указанного Закона во много являются признанием де-юре сложившейся в государстве религиозной практики, а также ситуации, которая определилась в реальной жизни. В нем отражены новые подходы к государственно-конфессиональным отношениям, соответствующие духу и сути обновления и демократизации нашего общества. Закон снял все неоправданные ограничения на культовую деятельность религиозных организаций, упростил процедуру их регистрации, снял запрещение на их социальную, производственно-признал за религиозными организациями право юридического лица и право собственности, распространил нормы трудового законодательства, социального обеспечения и социального страхо-
вания на всех граждан, включая служителей культа, работающих в религиозных организациях.
В эти годы произошли существенные изменения в политико-правовых подходах к государственно-конфессиональным отношениям, к месту, роли
и значению религии и ее организационно-правовых форм в социально-политической жизни страны. Деятельность некоторых религиозных организаций в значительной степени политизировалась. Формирование новой политико-правовой модели взаимоотношений государства и религии, религии и общества связано с принятием Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) в редакции Республиканского референдума от 24 ноября 1996 г., положившей в основу этих отношений современные принципы государственной политики и государственного регулирования сферой религиозной жизни общества.
В первую очередь новшества затронули ч. 1 ст. 16 Конституции Республики Беларусь. Ранее текст был таким: «Все религии и вероисповедания равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим не допускаются» [4]. Теперь статья 16 содержит следующее положение: «Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» [5].
Конституцией Республики Беларусь теперь определено и то, как именно должны расставляться акценты во взаимоотношениях государства и религиозных организаций, а именно с учетом влияния последних на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Здесь со всей очевидностью усматривается приоритетность сотрудничества государства с традиционными религиозными конфессиями: православием, католичеством, мусульманством и некоторыми другими. Отсюда также вытекает необходимость активного противостояния государства распространению новых (в основном зарубежных) деструктивных культов.
Характерными чертами этого этапа являются: возврат государства и его органов в политикоправовой процесс; сохранение и усиление демократического характера государственно-конфессиональных отношений; вмешательство международных геополитических сил в политико-правовые стороны государственно-религиозных отношений; устранение из политико-правового процесса элемента политизации религиозных организаций (через запрет на участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления и их участия в деятельности политических партий и политических движений); ослабление клерикального начала в деятельности государственных органов (через официальный запрет на сопровождение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления религиозными обрядами и церемониями).
3-й этап: 2002 г. – по настоящее время – формирование системы государственно-конфессиональных приоритетов во внутренней и международной политике, переход к дифференцированной модели государственно-конфессиональных отношений, активная работа по совершенствованию законодательства в области государственно-конфессиональных отношений, направленного, в том числе, на борьбу с экстремистскими религиозными организациями.
Принятый в 2002 г. Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» [6] отразил реалии, сложившиеся в белорусском обществе и в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций, укрепили развил политико-правовую базу государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь, упорядочил условия и процедуру регистрации религиозных организаций, создал условия для их конструктивного и плодотворного сотрудничества с государством.
Помимо указанного закона в Республике Беларусь действуют и другие нормативные правовые акты, в которых в том или ином аспекте упоминаются вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных организаций.
Формирующаяся в Республике Беларусь модель государственно-конфессиональных отношений, юридически закрепленная в принятом в 2002 г. Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», представляет собой синтез рудиментов политико-правовой градации вероисповеданий, существовавшей в нашем Отечестве в отношении Русской православной церкви, имеющей статус государственной; элементов советской модели государственного атеизма, смягченной некоторыми положениями сепарационной модели; элементов кооперационной модели, для которой характерно взаимодействие государства, сохраняющего свой светский характер, с наиболее влиятельными религиозными организациями по ряду важных вопросов.
В последующие годы для политико-правового процесса, связанного с религиозной сферой жизни общества, характерны преодоление кризиса соответствующих политико-правовых отношений, устранение сохранившихся и вновь возникающих в них противоречий, несогласованности и пробелов и в целом наличие признаков их совершенствования и гармонизации.
Развитие цивилизованных форм и механизмов сотрудничества между государством и наиболее массовыми и влиятельными религиозными организациями дает последним возможность выступать в качестве субъекта государственно-конфессиональных взаимодействий.
Характер новых отношений прошел стадию становления, стабилизировался, что позволяет спокойно проанализировать происшедшие перемены. Но это не значит, что исчезли проблемы и противоречия. В практической политико-правовой плоскости они существуют: во взаимоотношениях государства и религиозных организаций, связанных в первую очередь с реальным социально-политическим статусом в обществе Белорусской православной и Римско-католической церквей; в сфере имущественных отношений и экономической деятельности религиозных организаций; в социальной работе и др. Вместе с тем в области государственно-конфессиональных отношений продолжают наблюдаться противоречивые тенденции, которые могут иметь негативные последствия как для дальнейшего развития межконфессиональных отношений, так и для стабильности общества и безопасности государства.
Причинами этого являются: отсутствие выработанной концепции государственно-конфессиональной политики; недостаточная терпимость в отношениях между представителями разных конфессий; определенная заполитизированность межконфессиональных отношений; остатки и проявления устаревших подходов в отношении органов государственной власти к религии и церкви; неполное соответствие законодательства современным реалиям религиозно-церковной жизни; игнорирование некоторыми конфессиями требований законодательства и недостаточная унифицированность при его применении.
В этих условиях перед государством встала задача формирования новых подходов к проблематике государственно-конфессиональных отношений и государственно-конфессиональной политики. Белорусская государственно-конфессиональная политика еще не устоялась, часто она развивается стихийно, без четкой и стабильной программы действий, без стратегии. Эта политика должна отвечать интересам белорусского общества, учитывать его историю и культуру.
В настоящее время по поводу политики государства в данной области идут оживленные дискуссии терминологического и содержательного плана. Ученые, журналисты, политические и общественные деятели, представители религиозных объединений обсуждают как различные варианты обозначения государственной политики в данной области (вероисповедная, религиозная, в области отношений с религиозными организациями и т. д.), так и сам факт наличия соответствующей политики и ее содержание.
Заключение
На данном этапе развития общества важным является осознание того, что совместное будущее легче построить тем, у кого есть совместное прошлое. Религия не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами. Она возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в связи с общественными переменами.
Сегодня дать точные оценки числа приверженцев конкретной религии невозможно. Учитывая особенности религиозных доктрин, специфику деятельности религиозных объединений разных номинаций в современной Беларуси, а также основываясь на результатах исследований в области религиозной деятельности, можно с большой степенью вероятности предположить, что приведенные данные эквивалентны числу последователей той или иной религии.
Своеобразие Республики Беларусь заключается в том, что на ее территории исторически присутствуют разные религии, которым, как и православной религии, свойственны процессы политизации, роста вторичной религиозности. И тут важно к этому подходить с точки зрения, что это реальность. Другие религии не навязаны в государстве извне, не являются чем–то чужеродным, а составляют единое целое с нашей республикой. От такого подхода к этой проблеме во многом зависят межнациональные отношения, общественно–политическая ситуация нашего государства, а также ее психологический климат. Такого мнения придерживаются многие, в частности Л.Е. Земляков считает, что новая «концепция должна основываться на равноправии всех религий, церквей и объединений верующих, гарантировать невмешательство органов власти, политических партий, общественных движений во внутренние дела религиозных организаций, способствовать решению вопросов материального обеспечения, подготовки кадров духовенства, развития международных связей всех религиозных организаций». Государство должно способствовать достижению гражданского мира. В этой связи, оно должно посредством научно обоснованной и сверенной с реальной религиозной ситуаций в обществе политикой, добиваться согласия и предупреждать конфликты в отношениях религиозных организаций и верующих граждан.
Закономерность процессов, определяющих состояние религиозности в обществе, еще только предстоит выявить. Пока же ясно одно — человек имеет право на свободный выбор вероисповедания, системы убеждений. И общество не вправе вмешиваться в духовный мир личности. Ограничение вмешательства общества заканчивается тогда, когда личность, сообразуясь с собственными религиозными убеждениями, начинает вести антиобщественную деятельность.