Государственно-конфессиональные отношения в республике беларусь

I. Конфессиональная ситуация в Республике Беларусь.

II. Приоритеты политики Республики Беларусь в сфере государственно-конфессиональных отношений.

I.Республика Беларусь является многоконфессиональным государством (конфессия – от лат. confessio – исповедание, т.е. религиозное направление, имеющее свое вероучение, культовую практику и соответствующую организацию). В настоящее время в нашей республике насчитывается 25 различных конфессий. Самые крупные среди них – православие (к нему причисляют себя более 80% верующих), католицизм (14%), протестантизм (2%), ислам (0,2%), иудаизм (0,2%) и др. При этом, как показывают новейшие социологические исследования, позитивное влияние религии на себе испытывают около 70% населения Беларуси.

По состоянию на 1 января 2008 года в Республике Беларусь функционировало 3003 религиозные общины – базовых форм конфессий (православных – 1431, христиан веры евангельской – 494, римско-католической церкви – 457, евангельских христиан баптистов – 268, адвентистов седьмого дня – 73). Есть и малочисленные религиозные направления. Так, только одной общиной представлены армянская апостольская, иоганская, пресвитерианская, реформаторские церкви и церковь католиков латинского обряда, четырьмя – мормоны, пятью – бахаи и Церковь Христова, шестью – кришнаиты. Функционирует также 46 религиозных объединений (система общин с единым вероисповеданием), 34 миссии, 36 монастырей, 15 братств, 9 сестричеств, 13 духовных заведений. Действует 2179 культовых зданий, строится 215. В религиозных общинах работает 2920 священнослужителей, среди которых 191 – иностранцы.

Принципы вероисповедания, особенности культовых обрядов и специфика структуирования различных церквей подробно изложены в многочисленной научной, учебной и справочной литературе по религиоведению. Здесь мы отметим, что и большие, и малые конфессии чувствуют себя на территории Беларуси уютно, между ними нет не только вражды, но и признаков межрелигиозного напряжения. Каждая из них вносит свой вклад в развитие культуры, гражданско-патриотическую, нравственную, правовую и эстетическую социализацию личности, способствует укреплению престижа нашей страны на международной арене как образца веротерпимости и конфессиональной толерантности. Не случайно поэтому все большее количество граждан нашей страны отводят важную роль религиозным организациям, в первую очередь, имеющим глубокие исторические корни в Беларуси, в духовно-нравственной жизни народа, укреплению социального порядка, стабильности, возрождению национальных традиций. Вместе с тем нельзя забывать, что в поликонфессиональном обществе религия может легко превратиться из созидательной в деструктивную силу, стать мощным фактором враждебного разъединения людей. Множество примеров того поставляет не только мировая история, но и современность. В ряде регионов планеты сегодня ведутся кровопролитные войны, которые имеют под собой этнорелигиозную основу. Для того, чтобы существующий у нас межконфессиональный мир и согласие не нарушились, а напротив, укреплялись, государство должно проводить хорошо продуманную, научно обоснованную, взвешенную политику в религиозной сфере.

II. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь выстраиваются на основе ряда принципов. Важнейший среди них состоит в том, что государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, если она протекает в рамках белорусского законодательства. Запрещаются лишь те действия, которые направлены против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия, сопряжены с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствуют исполнению ими государственных, общественных и семейных обязанностей или наносят вред их здоровью и нравственности (ст. 16 Конституции РБ). При этом все религии признаются равными перед законом, а каждому гарантируется свобода совести, дается право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст. 31 Конституции РБ).

Указанные принципы взаимоотношения государства и религии нашли свое отражение в Законе Республики Беларусь
«О свободе вероисповеданий и религиозных организаций»
(1992 год), а затем конкретизированы и детализированы с учетом новых социально-политических и духовно-нравственных реалий в его новой редакции «О свободе совести и религиозных организациях» (2002 год). В статье 8 этого закона «Государство и религия» особо подчеркивается, что государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких бы то ни было государственных функций. В свою очередь религиозным организациям не позволяется участвовать в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели и оказывать им финансовую или иную поддержку. В местах богослужения не допускается использование государственной символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и иных мероприятий политического характера. Запрещается создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях, в сфере образования; обучение несовершеннолетних религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих; нарушение тайны исповеди; возбуждение религиозной вражды и оскорбление граждан в связи с их религиозными убеждениями. Одновременно с этим религиозным организациям предоставлено право активно участвовать в общественной жизни. В соответствии со свои уставом они могут создавать воскресные религиозные школы для религиозного просвещения детей, не используя для этой цели помещения, принадлежащие государственным учреждениям. Для разъяснения и пропаганды своего вероучения религиозным организациям дано право пользоваться не только собственными, но и государственными средствами массовой информации. Им также разрешается осуществлять благотворительную деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Важно отметить, что государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними особых соглашений. Данная норма свидетельствует о признании возможности религиозных организаций сотрудничать с государством, принимать активное участие в социально значимой жизни общества. При соблюдении принципа светскости государства религиозные организации получают возможность разнообразить формы взаимодействия государства и религиозных организаций, расширять границы такого взаимодействия. В частности, 12 июня 2003 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью. Подобные соглашения подписаны также между областными органами власти и епархиальными управлениями. Заявлено, что объектами совместного пристального внимания должны являться общественная нравственность, воспитание и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишении свободы, воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими, охрана окружающей среды. Государство взяло обязательство оказывать Православной Церкви, с учетом ее определяющей роли в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, активное содействие в решении вопросов, возникающих при осуществлении ее деятельности.

В рамках Программы мер по реализации «Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью» уже проведена значительная работа. Государство оказало помощь в завершении строительства и проведении ремонта ряда культовых зданий, а также в благоустройстве прилегающих территорий. Расширяется сотрудничество Православной Церкви с системой образования – это проведение Свято-Евфросиньевских и Кирилло-Мефодиевских чтений, открытие в Белорусском государственном университете Института теологии имени святых Кирилла и Мефодия. В Витебском государственном университете имени П.М. Машерова осуществляется подготовка студентов по специальности «Богословие». Во многих школах работают факультативы «Основы православной нравственности» по программе, рекомендованной Национальным институтом образования.

Право на особые отношения с культурообразующей религией не является нарушением принципа равенства религий в юридическом смысле. Данное Соглашение не ограничивает права других конфессий в совершенствовании их отношений с государством. В Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» отмечена чрезвычайно важная, духовная, культурная и историческая роль Католической Церкви на территории Беларуси.

Выступая 21 октября 2004 года на встрече с членами Конференции католических епископов, Глава государства подчеркнул: «Занимая открытую конструктивную позицию в межконфессиональном диалоге, Римско-католическая Церковь содействует поддержанию спокойствия и стабильности в нашей республике... И у нас одни задачи – мир, созидание, прогресс, духовное богатство и процветание нашей страны». Именно поэтому государственные органы развивают конструктивные отношения не только с Православной, но и с Католической Церковью. В частности, по поручению Президента, Министерство культуры и
Мингорисполком приняли необходимые меры по реставрации настенных росписей Архикафедрального костела Пресвятой Девы Марии в Минске. Общая история народа Беларуси неотделима также от протестантизма, иудаизма и ислама. Государство создает необходимые условия для нормального развития этих (как, впрочем, и всех остальных) конфессий. Так, за годы существования Беларуси как суверенного государства появилось 6 новых синагог и 5 мечетей (их было, соответственно, по одной). Стремительно идет развитие протестантских общин различного направления.

Закон «О свободе совести и религиозных организациях» четко определяет приоритеты государственной конфессиональной политики: «Государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими и не исповедующими религию, религиозными организациями различных вероисповеданий» (ст. 8). Государство не навязывает своим гражданам какую-либо религиозную или атеистическую идеологию, что вело бы к ущемлению прав верующих и неверующих. Оно руководствуется необходимостью поддержания гражданского согласия в нашем обществе.

Основная роль в реализации государственной конфессиональной политики принадлежит государственному органу управления по делам религий, который создан при Совете Министров Республики Беларусь. В его функции входят проверка и контроль деятельности религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов, выдача обязательных предписаний об устранении выявленных нарушений; оказание по просьбе религиозных организаций содействия в достижении ими договоренностей с государственными органами и содействие укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных конфессий; назначение государственной религиоведческой экспертизы в установленных случаях; создание экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы с участием соответствующих специалистов и привлечением в случае необходимости представителей религиозных организаций. Особое внимание при этом обращается на ввозимые на территорию республики религиозные аудио- и видеоматериалы, печатную продукцию, религиозную литературу. Все они должны иметь маркировку с указанием полного наименования религиозных организаций и их конфессиональной принадлежности, равно и при осуществлении своей деятельности религиозные организации обязаны указывать свое полное наименование и конфессиональную принадлежность, что содействует информированности граждан по их свободному выбору в отношении указанных материалов.

С помощью областных и Минского городского исполнительных комитетов, при которых созданы Советы по делам религии, республиканский орган государственного управления составляет реестр религиозных организаций. Начатая в соответствии с законом перерегистрация религиозных организаций позволила внести изменения в уставы, привести их в соответствие с законодательством Республики Беларусь, а также с современными условиями экономической и иной деятельности. В настоящее время перерегистрированы все религиозные объединения и 99,2% религиозных общин. Проведенная работа позволила выявить актуальные проблемы деятельности религиозных организаций и оказать помощь в их разрешении. В частности при проведении государственной перерегистрации религиозных организаций удалось разрешить существовавшие вопросы по группам верующих, не имеющих зарегистрированных общин и своих священнослужителей. Налажен диалог государственных органов с руководством религиозных организаций. В ходе совместных встреч были решены существовавшие проблемы по размещению юридического адреса религиозных организаций по одноквартирным и блокированным жилым домам, появившиеся после изменения жилищного законодательства.

Таким образом, можно констатировать, что белорусское государство на современном этапе своего развития стоит на конструктивных позициях в отношении религиозных организаций и предпринимает необходимые шаги для решения их проблем. Периодически проводится работа по усовершенствованию законодательства, в том числе налогового. Все зарегистрированные религиозные организации имеют в настоящее время существенные налоговые льготы.

Конфессиональная политика Республики Беларусь направлена на сохранение мира и стабильности в конфессиональной сфере, реализацию гражданами прав на свободу совести и вероисповедания. Отсутствие конфликтов на конфессиональной почве позволяет сделать заключение об эффективности выбранной политики государства, результативности его законодательных инициатив.

ЛЕКЦИЯ XXI

Наши рекомендации