Различие между историческими формами социальной стратификации
Исторические формы социальной стратификации различаются по степени строгости «фильтров» на этажах социальной стратификации.
Касты — это группы людей в социальной иерархии, где социальные лифты полностью выключены, поэтому люди не имеют никакой возможности сделать карьеру.
Сословия — это группы людей в социальной иерархии, где строгие «фильтры» сильно ограничивают социальную мобильность и замедляют движение «лифтов».
Слои — это группы людей в социальной иерархии, где социальные «фильтры» не создают никаких искусственных препятствий для желающих сделать карьеру, единственным условием для этого служит наличие у претендента таланта и финансовых средств.
Рабство — это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существует во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство — это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.
Социальная мобильность,
Ее виды, типы и формы.
Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта или карьеры.
Научное определение.
Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.
Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.
Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.
В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность бывает восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное.
Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.
Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность, подразумевающая не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.
Различают индивидуальную мобильность — перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность — перемещения происходят коллективно.
Выделяют также организованную мобильность и структурную мобильность. Организованной мобильность является, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия.
Структурная мобильность вызвана изменениями в структуре общества и происходит помимо воли отдельных индивидов.
Социальные и культурные
Изменения в обществе.
Под понятием соц. изменения обозначают различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в группах, институтах, общественных организациях и обществах в их взаимосвязи между собой, а также с индивидами.
Виды социальных изменений:
структурные, протекают в семье, во властной структуре, включая и малые группы;
соц. процессы, они протекают между различными общностями, институтами, организациями;
функциональные изменения, изменения функций власти;
изменение в сфере мотивации индивидуальной и коллективной деятельности.
Основные макросоциологические теории социальных изменений:
Социокультурные теории. Изменения в обществе связаны с ценностями, культурой, являются основой всех других изменений;
индустриально-технологическая теория. Изменений в обществе связаны с изменением технологий производства, теория индустриального и постиндустриального общества;
социально-экономическая теория. Связана с решающим фактором – экономикой (марксистская теория).
Социальные движения и типология.
(КРАТКО )
Социальные изменения, также культурные изменения — перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, или в обществе в целом.
Различают четыре вида социальных изменений:
· структурные социальные изменения;
· процессиальные социальные изменения;
· функциональные социальные изменения;
· изменения в духовной сфере
61. Социальный процесс (англ. Social process) — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная формасоциального взаимодействия, или же последовательная смена состояний общества или его отдельных систем.
Можно осуществить классификацию социальных процессов по определенным критериям частности, 1) по формам развития социальные процессы разделяют на следующие виды:
• направленные (предполагают определенную цель или тенденцию в своем движении) Они являются предполагаемыми или явными Например, процесс глобализации, процесс реформирования экономики, создания единого европейского общ сообществева.
• не направленные (носят случайный, хаотический характер) Например, эмоциональные семейные конфликты, мобилизации в социальных движениях
• обратные (процессы, которые вызывают в системе определенные изменения) структурные элементы, а второстепенные могут изменений юватись навсегдажди.
• необратимые (отражают изменения, которые нельзя вернуть) Например, старение человека, урбанизация населения
• восходящие (предусматривают развитие системы, если это развитие существенное, то его отождествляют с прогрессом)
• нисходящие (вызывают негативные дисфункциональные изменения в системе, состояние регресса)
• линейные (постепенные непрерывные восходящие или нисходящие изменения в системе)
• циклические (периодическое повторение определенных фаз развития системы) Например, выборы и перевыборы президента или парламента Такие процессы можно рассматривать также как круговые
• спиральные (представляют собой восходящий или нисходящий циклическое движение)
2) По степени общности различают:
• социетальных процессы (глубокие процессы экономических, демографических, экологических и других изменений);
• общие (функционирование таких социальных институтов, как системы управления, здравоохранения, образования);
• особые (адаптация, урбанизация)
3) По характеру изменений: эволюционные и революционные процессы
4) По направленности: прогрессивные и реакционные процессы
5) По содержанию:
• сотрудничество;
• соперничество;
• конкуренция;
• конфликт;
62. Социальные движения — это отчетливо выделяющиеся формы коллективного действия, направленные на реорганизацию общества или какой-либо из его частных структур.
Среди причин появления социальных движений можно выделить общие (порождающие любое социальное движение) и специфические (причины появления определенного социального движения).
К общим причинам относятся, во-первых, объективные, социально-экономические факторы, во-вторых, психологическое состояние личности, в-третьих, стремление получить выгоды, в-четвертых, результат нарушения сбалансированности социальных систем.
В целом появление социальных движений связывают с возникновением в обществе социальных противоречий, конфликтов, дезорганизации, что и вызывает недовольство масс.
Специфические причины выявляются у каждого отдельного социального движения.
Общепризнанным считается то, что социальные движения – это реакция на социальную ситуацию. Но в различных подходах на первый план выдвигаются разные факторы, приводящие к возникновению социальных движений.
Марксистское направление считает, что социальные движения вызывает обострение глубинных противоречий в общественном развитии, которое выражается в социально-экономическом и политическом кризисах, а также в неспособности властей разрешить их в интересах масс.
Современные западные ученые выделяют объективные и субъективные причины.
К объективным причинам появления социальных движений относят:
1 – социально-психологическое направление (С. Хук, П. Амман, Дж. Дэвис) делает акцент на психологическом состоянии личности и объясняет возникновение массовых движений в русле концепций «психологии толпы», «краха социальных устоев», «разочарования – агрессии»;
2 – экономическое направление(М. Олсон, С. Скокпол) – считает социальные движения результатом стремления масс, групп, индивидов получить материальные выгоды;
3 – структурно-функциональное направление(Ч. Джонсон, Б. Мур, С. Хантингтон, С. Вудворд) трактует социальные движения как результат нарушения сбалансирования социальных систем;
4 – системный подход (Я. Щепаньский) считает, что социальные движения возникают на основе экономических и культурных изменений, преобразований в материальном базисе общества, новых идей, привнесенных из других обществ.
В числе субъективных причин выделяют:
1 – культурные тенденции–cultural drifts(П. Хортон, Ч. Хант), например, длительное развитие демократического общества, эмансипации женщин, высшая ценность образования часто создают условия для социальных движений;
2 – индивидуальную предрасположенность – неудовлетворенные люди, чем-то расстроенные и обеспокоенные, растерянные, подавленные, то есть люди с определенным типом мышления вступают в социальные движения.
Здесь нужно понять, какие обстоятельства приводят людей к такому положению. Очень часто такими детерминантами становятся:
– мобильность (невозможность укорениться),
– маргинальность (неполная интегрированность в социальные группы),
63. основные факторы, влияющие на участие индивидов в движениях.
Мобильность. Разрыв индивида в результате его социальной мобильности с прежним социальным окружением и невозможность интегрироваться в новое окружение приводят к объединению таких людей в социальных движениях. Они вступают в эти движения с целью утвердиться, реализовать себя, изменить условия существования в выгодную для себя сторону. Мигранты, не имеющие корней в прежней культу-ре, стремятся изменить ее в своих интересах, не считаясь с культурой и традициями своей новой группы или общества. Они рассматривают социальное движение как эмоциональное убежище.
Маргинальность. Наиболее употребимое определение маргинальности разработал "Г. Шибутани. и соответствии с этим определением люди считаются маргинальными то-гда, когда они находятся на границе между двумя или более социальными мирами, но не входят полностью ни в один из них.
Маргинальные личности с наибольшей вероятностью могут чувствовать тревогу и социальный страх, так как они находятся в неопределенном положении и чувствуют себя чужими по отношению к социальным связям группы, ее нормам, ценностям и взаимоотношениям, существующим в ней или в обществе.
Социальная изоляция. Исследования социологов показывают, что личности и группы, изолированные от общества, более отчуждены и восприимчивы к массовым движениям, чем те группы, статусы, роли и деятельность которых в целом интегрированы в общество. Так, У. Корнхаузер, изучавший массовые движения среди интеллектуалов, считает, что интеллектуалы, работающие отдельно, проявляют большую склонность к массовым движениям, чем входящие в университетские группы. Наиболее восприимчивы к социальным движениям (особенно к насильственным) те рабочие коллективы, чья работа отрезает их от большинства членов общества: шахтеры, моряки, старатели и др. Это происходит потому, что в силу географического обособления или особенностей социальной структуры такие работники имеют значительно меньшее число контактов с другими группами в обществе. Они редко принадлежат к добровольным объединениям и организациям, распространенным среди других групп. У этих работников мало возможностей участвовать в формальной и неформальной жизни общества, связи со стабильным порядком ослаблены, поэтому их легче мобилизовать для его ниспровержения.
Изменение социального статуса. Потеря социального статуса или угроза его потерять представляет собой гораздо большее зло для индивида, чем перенесение в ту статусную группу, где его позиция будет маргинальной и ненадежной. Именно поэтому в результате неудачной мобильности он ощущает ненависть к другим группам и у него чаще возникают установки на насильственные действия. Такие люди являются кандидатами в участники социальных движений.
Потеря семейных связей. Когда человек живет в хорошей квартире, имеет жену и детей, когда обстановка в его доме спокойная, ему не хочется идти на баррикады Активность в социальном движении отнимает много времени, сил и становится серьезной помехой в семенной жизни. Личность, живущая в благоприятной, удовлетворяющей его семейной обстановке, не имеет эмоциональной потребности заполнить эмоциональный вакуум, а именно желание заполнить его признается одной из основных причин присоединения к социальным движениям.
64. Все функции конфликтов можно свести к двум основным, опираясь на двойственность природы данного явления. Конфликт нельзя недооценивать, так как, во-первых, конфликт – это явление, влияющее на развитие общества, служащее средством его преобразования и прогресса. Во-вторых, конфликты достаточно часто проявляются в деструктивной форме, влекущей за собой тяжелые для общества последствия. Исходя из этого выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта. Так, к числу первых причисляют такие функции конфликта, как разрядка психологической напряженности, коммуникативно-связующая функция и, как следствие, конфликту присуща консолидирующая роль в обществе, и он выступает как движущая сила социальных изменений. Вторая группа функций социального конфликта носит негативный, разрушительный характер, вызывая дестабилизацию отношений в социальной системе, разрушая социальное общество и групповое единство.
Классификация социальных конфликтов проводится по различным основаниям:
1) в основе классификации могут лежать причины возникновения конфликта (объективные, субъективные причины);
2) классификация по особенностям социальных противоречий, лежащих в основе их возникновения (время действия противоречий, их характер, роль и значение, сфера их проявления и т. д.);
3) исходя из процессов развития конфликтов в обществе (масштабы, острота конфликтов, время его протекания);
4) по характерным особенностям противостоящих в нем субъектов (индивидуальные, коллективные, социальные конфликты) и т. д.
Принято выделять вертикальные и горизонтальные конфликты, характерная черта которых – объем власти, которой располагают оппоненты на момент начала конфликта (начальник – подчиненный, покупатель – продавец).
По степени открытости конфликтных взаимоотношений выделяют открытые и скрытые конфликты. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов (споры, ссоры). При скрытых – отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия.
По степени распространения выделяют конфликты личностные или психологические, межличностные или социально-психологические, социальные. Личностный конфликт затрагивает только структуру сознания личности и психику человека. Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или двух и более человек, каждый из которых не представляет группу, т. е. группы в конфликте не задействованы. Межгрупповой конфликт возникает, когда интересы членов формальных и неформальных групп вступают в противоречие с интересами другой социальной группы.