Большие и малые группы
Класс, пол, нация — типичные примеры «Мы»-группы, но особого, нежели семья или производственная бригада, типа. Их принято именовать большими группами в противоположность первым, малым.
Большие группы отличаются от малых своей природой. Как русскому ощутить свою принадлежность к такой огромной группе, как русская нация или русский народ? Только мысленно. Ни один русский не знаком с большинством русских, знает о численности своей нации только из радио и газет. Также только мысленно можно представить, как русские живут в Санкт-Петербурге, Орле или Верхнем Волочке.
Но принадлежать к группе мысленно и реально — совсем не одно и то же. Однако иначе войти в свою национальную группу невозможно. Это целиком и полностью воображаемые сообщества. Целостность таких групп хранится главным образом в головах тех, кто воспринимает такие группы, как «Мы».
Тем не менее это «Мы»-группа, а не «Они»-группа. Когда вы в Европе или Америке вдруг встречаете русского, вы рады ему чуть ли не как брату. Эмигранты из одной страны живут в чужих странах тесными общинами. Они издают свои газеты, создают свои клубы по интересам, общаются и часто вступают в брак со своими.
Внутри больших групп, как и малых, скажем, в семье, могут происходить конфликты, раздоры, войны. Ими наполнена мировая история. Взять хотя бы гражданскую войну. В отличие от международной она происходит внутри одной нации, между членами одного общества, одной страны. Но если этой стране и этой нации угрожают враги, она сразу сплачивается.
Класс, скажем богатые, ведет себя то как единая и сплоченная группа, то как сборище не поладивших между собой юнцов. То же происходит внутри политических партий, которые то делятся на фракции, то объединяются в блоки.
Все эти трещины, рассекающие их единство, лишь на поверхности прикрываются образом «Мы». Если я, говоря о каком-либо классе или нации, использую слово «Мы», то это значит только одно: я отдаю предпочтение тому, что нас объединяет, а не тому, что нас разъединяет. Может быть воображаемое сообщество на самом деле является иллюзорным сообществом?
Националистические лидеры в своих патриотических речах призывают забыть наши различия, прекратить споры, вспомнить, что у нас много общего, сомкнуть ряды и объединиться ради достижения общей цели. В нашей стране на протяжении всех 1990-х гг. политические лидеры призывали объе-
диниться вокруг «русской идеи». Что это за идея, толком никто не знал тогда и не знает сегодня. Одни приравнивали ее к православию, другие — к самодержавию, третьи предлагали еще какие-то объединительные идеи. Но ни одна из них не сплотила нацию. «Русская идея» понадобилась политическим партиям, для того чтобы за них проголосовало как можно больше избирателей. Это внутринациональные вопросы, которые весь народ под одно знамя поставить не могут. У каждого человека свои взгляды на жизнь, предпочтения, интересы. О них забывают только тогда, когда под угрозу ставится жизнь нации в целом, а не отдельных ее частей.
Единство малой группы крепится реальными делами, повседневным общением и взаимодействием. Когда друзья разъезжаются в разные города, перестают общаться, через некоторое время они забывают друг друга, перестают быть сплоченной группой.
А как укрепляется единство большой группы, допустим, такой, как русская нация (советское общество, российское общество, русский народ)? Может быть, реальными делами? Но какими, если они должны быть общими для всех и, помимо того, жизненно важными? Общенародная стройка 1970-х гг. —строительство БАМа, на которую по комсомольским путевкам съехалась молодежь со всей страны, не стала таким делом.
Нужны грандиозные события, вовлекающие и увлекающие весь народ без исключения. Может быть, это покорение космоса или освоение целины? На какое-то время они действительно сплотили нацию. Люди старшего поколения помнят, как в 1961 г. весь советский народ гордился Юрием Гагариным. Наша страна первой послала человека в космос. Это ли не повод гордиться тем, что ты принадлежишь к такому великому народу?!
К сожалению, сегодня нет похожих событий, которые воодушевили бы всю нацию. Но есть множество других, например рост нищеты и преступности, которые заставляют людей стыдиться, смущаться, расстраиваться.
Можно искусственно «подогревать» единство нации или народа — упорно и без меры восхваляя его. В 1970-е гг., когда в обществознании появилось понятие «советский народ» как новая историческая общность людей, каких только лестных отзывов мы о нем не слышали. На улицах городов, вдоль насыпей железнодорожных перегонов, на зданиях и вокзалах висели красные транспаранты, где крупными буквами, казалось, было навсегда написано: «Народ и партия едины», «Советский народ — новая историческая общность людей», «Да здравствует непобедимый советский народ!»
Оказалось, что тогдашнему руководству страны очень хотелось представить ситуацию лучше, чем было в действительности. Конечно, до единства народа, в составе которого находилось 120 национальностей, было очень далеко. Единство распалось на удивление быстро — через 15 лет после появления «новой исторической общности».
Большой группе всегда не хватает для сплочения того, что есть у малой — реального дела, человеческих отношений. Их заменяют идеологические лозунги, религиозные верования, мистические учения, вымышленные герои. Группа, поглощенная серьезным делом, не ищет себе внешних врагов, чтобы сплотиться. Но классу, нации, стране они нужны, как воздух. В большой
группе солидарность достигается гораздо труднее, чем в малой. За неимением врага его придумывают. Так случалось в истории всех стран. И Англия, и Германия, и Америка, и Россия в разные периоды занимались проблемами, как теперь модно выражаться, «нациестроительства». Гитлер сплотил обнищавший немецкий народ идеологическими мифами о превосходстве нордической расы, великом походе на восток, всеобщей занятостью для всех немцев. Советская Россия 70 лет придумывала себе врага — то троцкистов, то империалистов, то космополитов. В 1990-е гг. СССР не стало, мы стали вроде бы переходить к демократическому обществу. Прежние иллюзии исчезли. Но появились новые. И вскоре США из потенциального союзника превратилась в реального противника. Общий враг понадобился новому правительству для того, чтобы еще раз попытаться сплотить народ вокруг себя — правящей верхушки. Призыв сомкнуть ряды всегда является призывом ополчиться на врага.
Образ врага выглядит столь же мрачным и пугающим, сколь приятным рисуется образ собственной группы. Враги — это сборище коварных недоброжелателей, даже если маскируются под дружественно настроенных соседей. Происки врагов всегда замаскированы под добрые намерения. Следовательно, нужно оставаться бдительными, вооружаться и модернизировать армию, укреплять военно-промышленный комплекс, создавать новые виды военной техники. Именно такую стратегию избрало российское правительство в конце 1990-х гг. после того, как на протяжении предшествующего десятилетия оно упорно сокращало затраты на армию и ослабляло обороноспособность страны.
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА
Референтной называется группа, чем-то привлекающая человека, ценностей которой он придерживается или стремится к ним приспособиться, членом которой он охотно бы стал, либо группа, с которой он себя сравнивает, которая служит ему точкой отсчета для оценки самого себя и других.
Мы не всегда довольны той группой, к которой принадлежим, т.е. группой членства: кто-то живет в деревне, но хотел бы переехать в город; другой попал в класс, где его не любят (так сложились обстоятельства), и ему хотелось бы перейти в соседний; кто-то мечтает попасть в профессиональную футбольную команду, а пока что играет в любительской. «Группа нашей мечты» — так еще можно назвать референтную группу.
В качестве референтной может выступать малая группа, которую вы хорошо знаете и цените, а может — многочисленная социальная категория, с представителями которой вы почти не знакомы. Попасть из дублеров в основной состав «Спартака» — значит перейти из одной малой группы в другую. Но поступить в университет и приобщиться к студентам, пройдя экзаменационное сито, означает попасть в новую социальную категорию. Мастера «Спартака» и студенты университета до того, как вы попали в их число, служат для вас референтной группой. Вы хотите быть похожими на них, разделяете или готовы разделить их ценности, отношение к миру, стиль жизни и т.п.
Человек выбирает других людей потому, что хочет с ними быть: учиться, работать, отдыхать, общаться, дружить. К мнению референтной группы он прислушивается с большой охотой и ценит его выше, чем мнение представи-
телей других групп. Индивид заинтересован в том, чтобы получить оценку своей референтной группы или «значимых других», и чем она выше, тем выше его оценка самого себя, или самооценка, и наоборот. Часто средняя оценка референтной группы ставится нами выше, нежели высокая опенка нереферентной: одно дело, когда ваши способности в футболе хвалят друзья или родственники, совсем другое — когда это делают футболисты «Спартака».
Итак, референтная группа играет очень важную роль в нашей жизни. У каждого из нас есть референтная группа, часто их бывает не одна, а несколько. Мы можем не осознавать этого, действовать интуитивно, но с оглядкой на «значимых других».
Рис. 48. Группа членства и референтная группа:
а — совпадение (можно говорить о благополучии и гармонии);
6 — несовпадение (напряжение и конфликт)
Когда референтная группа не совпадает с группой членства, человек испытывает дискомфорт, неудовлетворенность (рис. 48). В какой-то момент он начинает остро ощущать, что «попал не туда». Таких ситуаций в нашей жизни великое множество: не в той семье или стране родился, не в тот вуз поступил, не на том заводе работал и т.д.
МАЛАЯ ГРУППА
Почти столетие малая группа остается предметом живого интереса социологических и психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Европе и России. Множество подходов, определений, постановок проблемы, еще больше — критики в адрес оппонентов. Сегодня невозможно представить систему социологического знания без раздела о структуре, динамике и культуре малой группы. Но было время, когда социологи обходились без него. В XIX в. доминировала проблематика общества, понятого в глобальном масштабе, и индивида, которым по традиции занималась психология.
Правда, немецкий социолог М. Веберпытался вернуть индивида социологии, рассматривая его как социального актора. Французский социолог Г. Тард,считающийся основателем социальной психологии, не обращал внимания на группу, объясняя общественные процессы действием психологи-
ческого механизма подражания, а элементарным фактом социальной жизни считал отношения между нашим Я и другим Я. Другой лидер европейской социологии француз Э. Дюркгеймписал не столько об индивиде, сколько о коллективном сознании общества и также обошел вниманием группу. И хотя о группе писал немецкий социолог Г. Зиммель,она осталась скорее на периферии его обширного философско-культурного знания.
Настоящее открытие социальной группы произвели американцы (Ч. Кули и Дж. Мид) в начале XX в. Они сконцентрировали внимание на межличностном взаимодействии — интеракции. Поэтому направление, в рамках которого изучалась группа, называется символическим интеракционизмом.
Открытие группового феномена стало в мировой социологии подлинной революцией. Наука обогатилась множеством новых понятий, теорий, моделей и экспериментов. В них описывались такие явления, как межличностная коммуникация, лидерство, играние роли, групповая солидарность и сплоченность, первичные отношения, социальная дистанция, символическое значение, конфликт ролей, идентификация, персонификация и др.
МАЛОЙ ГРУППОЙ называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой.
Малая группа послужила между индивидом, большими группами и обществом соединительным мостиком, которого науке не хватало и без которого она не могла быть единым целым. Роль соединительного звена в научном знании выполняла также социальная психология — пограничная дисциплина, вобравшая в себя все лучшее от психологии и социологии. В социальной психологии место анкеты занял тест (особый измерительный инструмент), место полевого исследования —лабораторный эксперимент. За последние десятилетия социальным психологам удалось выполнить немало интереснейших экспериментов, в которых изучалось оказываемое на индивида давление малой группы.
Первичную группу называют контактной, неформальной, малой группой. Термин «малая группа» более распространен, чем «первичная группа». Наибольшую известность получили следующие определения малой группы:
♦ Дж. Хоманс: малая группа — некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно небольшое, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.
♦ Г.М. Андреева: малая группа — немногочисленная по составу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что служит основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений.
♦ Р. Мертон: малой группой называется совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки зрения других.
♦ Р. Бейлз: малая группа — некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его.
Количество определений малой группы в литературе приближается к сотне. При знакомстве с ними обращает на себя внимание их составной характер: как правило, в каждом из них соединяется несколько признаков изучаемого явления.
Примеры малой группы: спортивная команда, школьный класс, нукле-арная семья, производственная бригада.
Список признаков и требований, которым должна отвечать совокупность людей для того, чтобы именоваться малой группой, сегодня весьма немаленький. Так, А. И. Донцов выделяет восемь признаков, характеризующих поведение людей в малой группе: 1) регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников; 2) стремятся к обшей цели, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы; 3) участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии; 4) разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и в межгрупповых ситуациях; 5) удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувства солидарности друг с другом и благодарности группе; 6) обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге; 7) связаны стабильными эмоциональными отношениями; 8) представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.
Чаще всего ученые указывают на следующие признаки малой группы:
♦ ограниченное число членов. Верхний предел составляет 20 человек, нижний — два. Если численность группы превышает «критическую массу», она распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает не более семи человек;
♦ стабильность состава. Малая группа в отличие от большой держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников;
♦ внутренняя структура включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения;
♦ число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если число членов группы возрастает в арифметической. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек — 11, а в группе из 7— 120 связей;
♦ чем меньше размеры группы, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из пяти человек ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из семи. Группа из пяти-семи человек считается оптимальной;
♦ размер группы зависит от характера ее деятельности. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из шести-семи человек, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14—15 человек;
♦ принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если уровень удовлетворения потребностей, получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, индивид покидает ее;
♦ взаимодействие в группе лишь тогда устойчиво, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимул других поступать так же. Если кто-то перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, он изгоняется из группы;
♦ группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них находит от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой. Со свойствами малой группы тесно связаны элементы ее структуры. К ним относят: предмет, цели, задачи совместной деятельности; характер и содержание деятельности, систему статусов и ролей, формирующих межличностные отношения.
Структура малой группы определяет характер ее динамики и, в свою очередь, определяется ею. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики. Как самостоятельное, по преимуществу прикладное, направление она сложилась в середине 1940-х гг. под влиянием работ К. Левина, Дж. Хоманса, Р. Бейл-за и др. Сегодня в поле зрения ученых находятся вопросы изменения групповой структуры, проблемы лидерства, принятия групповых решений, достижения консенсуса и решения конфликтов, модификации поведения, групповых норм, ценностей и целей.
Групповая структура— своеобразная иерархия престижей и статусов членов группы. В социометрической практике она определяется по количеству взаимных выборов в малой группе.
Групповой эффект— влияние неформальной группы на поведение отдельных индивидов. Он был открыт психологической наукой в 1920-е гг. (Дж. Эй-зенк, М. Смит и Дж. Струп) и заключался в том положительном, что привносит группа в работу индивида, в частности достижение таких результатов, которые не под силу сумме разрозненных индивидов. Важной составляющей группового эффекта является психологический настрой коллектива, радость от совместного творчества.
Групповые нормы— совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой группой (коллективом, организацией) и играющих важную роль в регулировании поведения членов этой группы, формировании характера их взаимоотношений. Подобные нормы — специфический вид и своеобразная призма преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и общества в целом. Групповые нормы позволяют группе соотносить поведение каждого отдельного члена группы с выработанными эталонами и осуществлять достаточно эффективное воздействие на отдельную личность в случае отклонения ее поведения от принятого в группе эталона. Они выполняют функции социального контроля за деятельностью члена группы, способствуют устойчивости и стабильности ее существования. Вместе с тем групповые нормы могут блокировать восприятие группой нового и препятствовать перестройке всей деятельности в изменившихся социальных условиях.