Большие и малые группы

ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Общество представляет собой множество людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях.

Основу всех общественных отношений и процессов составляет способ производства материальных благ. Он определяет не только политику, её характер и содержание, не только сущность и тип государства, но и социальную структуру общества, а так же исторические формы общ­ности людей.

Без знания социальной структуры общества нельзя сделать ни шагу в анализе тех или иных социальных процессов. Отсюда важность философско-социологического анализа понятия социальная структура общества.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА.

БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ ГРУППЫ.

Анализ исторического процесса, проблем социальной структуры общества требует ответа не только на вопрос, что такое социальная деятельность человека, но и что движет людьми, что побуждает их к этой деятельности. Уже Аристотель отмечал, что человечество побуждает к действию интерес.

Интерес - это реальная причина социального действия, людей, социальных групп и классов. Поскольку интересы осознаются, они выступают в качестве идеаль­ных побудительных сил целенаправленной теоретической и практической деятельности людей.

Деятельность людей осуществляется в рамках больших и малых групп людей, на основе которых и формируется социальная структура общест­ва. Авторы учебного пособия «Философия» (под ред. Н.И.Жукова) к числу больших социальных групп относят: исторические общности людей (род, племя, народность, нация), население городов и деревень, работников физического и умственного труда, классы и общественные прослойки, коллективы людей (производственные, профессиональные, спор­тивные и др.), семью.

Совокупность этих устойчивых социальных общностей людей, взаи­модействующих между собой и образуют социальную структуру общества, а отношения этих общностей - социальные отношения.

В современной отечественной и западной философии деление общества на определенные социальные группы осуществляется в рамках, так назы­ваемых страт. Отсюда и концепция стратификации (Нейл Смейзер - социолог США).

Основатели теории социальной стратификации (от лат. stratum – слой и facere - делать) Вебер, Парсонс и др. Стратификация - порядок, согласно которому неравенство, по-видимому, с большой вероятностью передается от одного поколения к другому, формируя различные слои (страты) общества.

Социальная стратификация –это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на группы в иерархическом ранге в соответствии с их правами, привилегиями, влиянием среди членов того или иного сообщества.

Согласно теории социальной стратификации, общество делится на социальные слои (страты). За основу деления принимаются различные признаки: экономические, политические, биологические, расовые, религиозные и др. Так, Парсонс (1902 – 1979 гг.) в качестве универсальных признаков социального слоя выделял: качества человека; исполнение им определенной роли в обществе; владение материальными и духовными ценностями и т.д. Позже в качестве признаков слоя выделяются: уровень дохода и жизни; профессия, жилье, образование. В соответствии с изменением этих признаков (осей) человек перемещается из одного социального слоя в другой (концепция социальной мобильности).

Грядовой Д.И. выделяет следующие формы стратификации:

Рабство – деление людей на свободных людей (в полном смысле слова) и на людей-вещей (рабов).

Сословия – социальные группы, статус которых закреплён обычаем, религией, правом или принадлежностью к тому или иному классу.

Касты – обособленные общественные группы, члены которых связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к которым является наследственной.

Классы – группы людей, из которых одна может присваивать труд другой. Благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства.

Момджян К.Х. в учебнике "Введение в социальную философию" в качестве критерия для выделения больших групп в обществе - называет имущественный показатель, т.е. размеры той доли общественного богатства, которой располагают люди. На основании этого показателя, он подразделяет общество на страты, образованные богатыми и бедными людьми, людьми среднего достатка. Так, по его мнению, в состав высшей экономической страты, могут входить удачливые бизнесмены, высокооплачиваемые специалисты, работающие по найму (крупные менеджеры, звезды шоу-бизнеса), преступные авторитеты, сколотившие деньги на торговле наркотиками, коррумпированные чиновники, даже отдельные люди с улицы, выигравшие огромные состояния в лотерею. Такие группы людей могут организовать определенные объединения с общими интересами, целями. Но едва ли они способны объединиться в организацию с единой скоординированной деятельностью.

Иначе дело обстоит с различными экономическими группами, име­нуемыми социальными классами, и которые являются основой для фор­мирования социальной структуры общества.

В качестве исходных методологических посылок при определении

социальной структуры общества, философия выдвигает следующие положения:

- любая социальная градация общества определяется способом производства материальных благ;

- социальная структура общества - это не только состав социальных общностей людей, но, это - главным образом, связи между ними, характер отношений между людьми, который обусловлен внешним фактором (способом производства).

В научной литературе предлагаются различные подходы к определению социальной структуры общества.

В.И. Гидиринский дает следующее определение социальной структуры общества - это совокупность определенных социальных общностей людей (и социальных групп внутри них), функционирующая и раз­бивающаяся как система определенных общественных отношений между ними, определяемых конкретным способом производства.

В.А.Волошин, В.Г.Татаринцев, А.М.Филиппенко характеризуют социальную структуру общества, как целостную совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии: этническая структура, демографическая структура, поселенческая структура, классовая структура, профессионально-образовательная структура.

Социальная структура общества- это совокупность классов, общественных слоев и групп, система их взаимоотношений.

Важным элементом социальной структуры общества является народ. В общественной науке категорией «народ» может обозначаться и все население страны, и та или иная этническая группа. В учебном пособии речь идет о народе как социальной общности.

Следует подчеркнуть, что общественное производство выступает основополагающим фактором, интегрирующим социальную общность – народ. Совместная деятельность людей, которая носит общественный характер, вырабатывает общее отношение к жизни, к созиданию, общие ценности, традиции и т.д., и цементируют такую социальную общность, как народ.

Другим конституирующим фактором народа выступает роль в исторически прогрессивных преобразованиях. Исторический процесс имеет ярко выраженную прогрессивную направленность. Народ как социальная общность, которая объективно заинтересована в этих преобразованиях, реально вносит наибольший вклад в их проведение в жизнь, преодолевая сопротивление реакционных сил.

Можно поставить вопрос о том, принадлежит ли территория к числу объективных факторов сплачивания народа как общности. Действительно, территория является естественной предпосылкой в любой существующей и функционирующей социальной общности, так как общностей вне конкретных территорий вообще нет и не может быть. В полной мере сказанное относится и к народу. Но быть объективной, естественной предпосылкой, средой народа как общности еще не значит выступать фактором, характерной чертой этой общности. Территория, по мнению В.С.Барулина, не выступает в качестве именно специфической черты, она не позволяет отделить народ от «не-народа». Поэтому в число факторов, черт народа как социальной общности территория не входит.

Рассмотрев объективные факторы складывания народа как общности, следует остановиться на вопросе о том, имеют ли факторы субъективно-сознательного порядка какое-либо значение в складывании народа как общности, можно ли эти факторы (социально-психологические характеристики, духовная культура и т.д.) – считать одними из признаков народа.

Найти однозначный ответ на этот вопрос в специальной и учебной литературе трудно. В учебных пособиях при общем справедливом подчеркивании объективных, прежде всего материально-производственных, факторов народа относительно мало внимания обращается на духовные факторы складывания народа как общности. В то же время имеются исследования по общественному сознанию, где выделяются особенности сознания, присущие народу как общности. В частности, А.К.Уледов в книге «Духовная жизнь общества» выделяет следующие отличительные признаки сознания народа от сознания других социальных субъектов: во-первых, оно более полно и глубоко выражает сознание общества и, во-вторых, включает в свое содержание передовые идеи и взгляды своего времени, выдающиеся ценности духовной культуры.

По нашему мнению, поскольку народ представляет собой определенную социальную общность, т.е. связь, объединение, союз людей, то он не только может складываться на основе определенных субъективно-сознательных факторов, включать их в себя, но не может не складываться на их основе, не может не включать их в себя как свои существенные признаки.

Народ как социальная общность сплачивается, функционирует на основе определенных духовных факторов. К числу их относят гордость, достоинство человека, чувство солидарности со всеми людьми труда, ненависть к паразитизму, ко всему косному, отжившему, веру в исторический прогресс, лучшее будущее и т.д. К числу этих факторов можно отнести и определенные традиции, характерные для образа жизни масс, определенные нравственные ценности. Эти черты присущи народам всех стран.

На основе действия выделенных выше факторов складывается такая социальная общность, как народ.

Народ – это объединение, союз людей, прежде всего занятых в общественном производстве, осуществляющих решающий вклад в социальный прогресс. Народу свойственны общность определенных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика.

Наряду с той интерпретацией народа как общности, которая предложена выше, возрастает значение изучения народа и в несколько ином контексте. Речь идет о таком социальном явлении, как народ страны.

Под народом страны В.С.Барулин понимает такую общность людей, которую объединяют не просто и не только совместные труд, вклад в прогресс, духовно-психологический облик, но и общее проживание, общая жизнедеятельность в рамках определенной страны. Иначе говоря, народ страны – это народ, локализованный в масштабе определенной страны, в масштабе определенного исторического отрезка времени.

Народ страны – это не внешнее обозначение всего населения общества, а вполне качественно определенная социальная реальность. Так, очевидно, что народ Франции, США, России, Италии, Китая и т.д. – это определенные и весьма сложные социальные организмы, с которыми необходимо считаться как с определенными реальностями.

Социальная структура общества- это совокупность взаимосвязанных между собой и упорядоченных друг относительно друга социальных групп, которые, занимают разные места в системе социальных неравенств по основным социальным критериям: власти, собственности, доходу, престижу, связаны политическими, экономическими и культурными отношениями, являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества, и прежде всего, - его экономики.

В обществе выделяют следующие социальные структуры:

Социально – классовые: рабочие, крестьяне, интеллигенция, служащие, предприниматели, владельцы предприятий и фирм.

Социально – этнические: нации, народности, национальные, этнические, этнографические группы.

Социально – профессиональные: работники конкретных профессий, умственного и физического труда.

Социально – демографические: мужчины, женщины, дети, молодёжь, престарелые граждане.

Социально – территориальные: граждане, жители штата, кантона, республики, региона, населённого пункта.

Социально – производственные: работники определённых отраслей производства, трудовые коллективы, арендаторы, фермеры, брокеры и др.

По характеру и уровню образования: не имеющие образования, имеющие образование начальное, среднее, высшее, гуманитарное, техническое и др.

По уровню доходов: живущие за чертой прожиточного минимума, имеющие средние, высокие доходы.

Критериями, характеризующими социальную структуру общества

являются:

- из каких классов, слоев, групп состоит данное общество;

- каковы основания дифференциации населения в данном обществе;

- каковы социальные расстояния (дистанции) отделяющие в данном обществе одни социальные группы от других;

- как упорядочены относительно друг друга группы, образующие общество;

- какими социальными взаимоотношениями связаны группы;

- какова социальная мобильность в данном обществе;

- как воспроизводится данная структура: какие группы держат в своих руках воспроизводство, кто и что воспроизводит;

- какова функция социальной структуры в обществе, на какие цели она ориентирована, чьи именно эти цели;

- какова динамика в этой структуре: в каком направлении она меняется, каково взаимоотношение числа групп, как изменяется качество отдельных групп, как меняются социальные связи групп, каково изменение ролей групп и самой социальной системы общества в целом.

- каковы механизмы, управляющие динамикой социальной структуры: изменяется она естественноисторическим путем или под воздействием государства, управленческих акций, каковы эти управленческие акции, кто формирует управленческие кадры и т.д.

В социальной философии признано деление общества на макро- и микросоциальную структуры. В рамках конкретно-социологических исследований особенно интенсивно изучаются элементы микросоциальной структуры.

Малая социальная группа представляет собой малочисленную по составу группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом, включающем в себя как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения. Малые группы отличаются большим разнообразием конкретного содержания и своих форм. Это трудовые ячейки в области материального и духовного производства, семьи, учебные коллективы, воинские подразделения, объединения в общественной инфраструктуре управления общества.

При всем своеобразии, отличительных характеристиках малых социальных групп, им присущи общие черты.

Первая из них – детерминированность этих групп материально-производственными факторами.

Вторая важнейшая черта малых групп – исключительно большая роль субъективно-сознательных факторов в их складывании, развитии и функционировании.

Третья черта малых групп заключается в особой взаимосвязи объективных и субъективных, материальных и идеальных факторов этих групп. Если при рассмотрении больших групп эти факторы относительно четко разводятся, то в малых социальных группах разъять их по существу невозможно. Именно здесь нагляднее, чем в макросоциологической области, прослеживается живая комплексность, переплетенность всех факторов общности.

Поскольку в обществе существует огромное число малых социальных групп, поскольку каждая из них конституируется как отдельная качественная ячейка, постольку складывается и сложнейшая сеть отношений этих групп, переплетающихся, взаимопронизывающих друг друга. Совокупность этих микроотношений составляет важную черту общественных отношений в целом.

В структуре общества выделяют социальные общности людей, которые складываются:

а) стихийно (большие социальные группы: классы, нации и др.);

б) формируются сознательно (семья, коллектив).

Социальная структура общества предполагает не только вычленение общнос­тей людей и их взаимосвязь, но и вычленение внутреннего строения этих общностей. Между социальными общностями существуют взаимосвязи, взаимоот­ношения и взаимодействия: материальные, политические, идеологические и др.

В социальной структуре общества выделяют еще сословия и касты.

Сословие – группа людей, связанных общностью нравов, обычаев и претендующая на официальное признание определенным способом.

К сословиям относятся духовенство, дворянство, купечество, мещанство. Сословия и ныне существуют (правда, в весьма ослабленной форме) у некоторых групп людей, например, в мире ученых, офицеров, юристов, врачей, артистов и др.

Касты – (от лат. castus - чистый), представляют собой замкнутые группы людей, выполняющие специфические, передающиеся по наследству, функции (брахман, кшатрий, шудра – в Индии, самурай – в Японии).

Отдельные признаки кастового деления имелись также в общественном строе Египта, Ирана, Китая, но наиболее полное развитие система каст получила в Индии.

Древнеиндийская философия усматривала основание для кастового деления в том, что общество – это сложный организм с различными функциями, которые и должны выполнять различные касты. Кастовая система была построена так, чтобы смена поколений служила цели «выведения пород людей» разного общественного назначения.

В Индии и поныне существует до 350 каст и подкаст, которые оказали существенное влияние на формирование классов в индийском обществе. Так, основная часть индийской буржуазии – выходцы из торгово-ростовщических касс; верхние слои крестьянства, чиновничества и интеллигенции – из военно-земледельческих и брахманских каст. «Неприкасаемые» стали одним из главных источников формирования сельскохозяйственных рабочих.

Наши рекомендации